В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,
Свои думы и знания, своё умение — в этом
Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем
Близкий и ласковый говорит с ребёнком
Правдиво, мудро.
Е. А. Флёрина
В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы — необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народных игр и игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [6, 27с]
Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. На огромное воспитательное значение русских народных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Разработанный педагогами проект «Народные игры и игрушки» способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель проекта: воспитание гуманной, нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- Познакомить детей с народными играми и игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству, народным играм и игрушкам.
- Совместно со взрослыми создать музей истории куклы для дальнейшего ознакомления детей других групп с историей возникновения игрушки.
Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями и прародителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Чтобы произошёл диалог поколений участникам проекта — детям и взрослым (бабушкам, дедушкам, педагогам, папам и мамам) были предложены разнообразные по содержанию анкеты.
В анкеты включены вопросы о современных и народных играх, игрушках разных поколений.
Проанкетировано 25 детей разного возраста. Из них 12 мальчиков и 13 девочек.
На вопрос: «Любишь ли ты играть?» — 100 % детей ответили положительно. «Много ли ты играешь в детском саду?» — 84 % детей ответили — да, 16 % детей ответили — нет; «Много ли ты играешь дома?» — 76 % детей ответили — да, 24 % детей ответили — нет.
На вопрос: «Какая твоя самая любимая игра?» — дети называли разные игры: «Семья», «Конструктивные игры», «Человек — паук», настольные, подвижные игры, компьютерные игры.
Самой популярной и любимой игрушкой оказалась мягкая игрушка. Основное количество детей любят играть с партнёрами, что составило — 96 %.
64 % детей не знают, в какие игры играли их родители, когда были маленькими, 36 % смогли предположить, во что играли их родители.
Играют на компьютере — 96 % детей. Часто, т. е. каждый день играют в компьютерные игры 56 % детей.
По мнению детей, взрослые любят играть, но они не играют, потому что у них много работы, и они всё время заняты.
На основе анкетирования нами сделаны следующие выводы: дети мало знают об играх и игрушках, в которые играли их родители. Компьютер не является самой любимой игрушкой, но дети проводят за ним много свободного времени. Самой популярной игрушкой оказалась мягкая игрушка.
Результаты анкетирования бабушек идедушек, мам ипап:
В анкетировании участвовало — 20 человек.
Анкеты показали, что 98 % респондентов помнят о своей первой игрушке. Старшее поколение респондентов (бабушки и дедушки) чаще играли в игрушки, сделанные взрослыми или своими руками из подручного материала (ткани, соломы, дерева, ваты).
Более молодое поколение (мамы и папы) играли в игрушки фабричного производства, сделанные из пластмассы, резины, металла.
95 % опрашиваемых респондентов мечтали иметь усовершенствованные игрушки (большая кукла, которая ходит, машина на пульте управления, большая мягкая игрушка, домик для куклы).
Наш анализ показал: из подвижных игр более популярными играми всех поколений были: «Горелки», «Лапта», «Вышибалы», «Прятки», «Жмурки», «Краски».
Из речевых игр популярными оказались: «Съедобное — не съедобное», «Города», «Слова», «Колечко».
По результатам анализа полученных данных среди предпочитаемых традиционных подвижных игр оказались игры с правилами. Свою популярность сохранили следующие игры: «Прятки», «Краски», «Салочки», «Чехарда», «Казаки-разбойники», «Бояре», «Лапта».
Волгоградская область по составу населения полиэтнична, что отразилось в результатах нашей анкеты.
Были представлены в анкете популярные национальные игры:
«Земля, вода, воздух» (Армянская народная игра)
«Банки разрушились» (Армянская народная игра)
«Подними камушек» (Казахская народная игра)
«Альчик» (Казахская народная игра)
«Мельница» (Белорусская народная игра)
Анкетный опрос показал, что игра и игрушки во все времена является актуальной. Она сопровождает человека от рождения до старости, в каждом возрасте имеет свои особенности и функции. Игра и игрушка является первой ступенькой в постижении культуры своего народа. Старшее поколение помнит игры и игрушки своего детства и готовы передать игровые традиции подрастающему поколению.
Путём анкетирования мы выявили, что среди бабушек нашего детского сада есть очень интересный человек Жданкина Надежда Николаевна, которая с 2011 года входит в состав городского Координационного Совета по декоративно-прикладному творчеству при администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области, членом городской творческой общественной организации «Волжский — Город мастеров»
Жданкина Надежда Николаева неоднократно становилась лауреатом областных выставок «Бабушкин сундучок», «Продлись, продлись очарованье», городского фестиваля «Ярмарка ремесел», побывала на фестивалях в г. Астрахани, где проводила мастер-классы, принимала участие в выставках в городах Камышин, Ставрополь, Кисловодск, Невиномысск.
Мы попросили её приехать к нам в детский сад со своими куклами. Так же мы попросили и других бабушек поделиться своими воспоминаниями об играх и игрушках.
Наши бабушки-участницы проекта на первой встрече с прародителями
На встречу пришли Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), Чеховская Наталья Павловна (бабушка Лёши), Ольхова Тамара Даиловна (бабушка Ани), Авдотьина Таисия Георгиевна (Бабушка Игоря), Маркосян Гаяне Хнкоевна (бабушка Беллы), Шайхелисламова Алла Григорьевна (бабушка Ромы), которые поделились своим бесценным опытом и воспоминаниями о своём детстве, играх и игрушках.
Чеховская Наталья Павловна вспоминала: «Были годы послевоенные… Я играла в тряпичные куклы. Папа вырезал нам кукол из дерева, а мы их раскрашивали и наряжали, тоже в тряпочки и играли с ними. А играли в такие подвижные игры: «Мячи», «Классики», «Лапта»… В «Казаки-разбойники», конечно, играли, но уже не в таком возрасте, а чуть постарше. «Ручеёк» был…. Вот такие игры у нас были…. Играли в куклы-самоделки. И долго играли… уже в школе учились, большими были, а всё равно собирались, шили…. У нас целая коробка большая была, мы туда всё складывали. Как захотим поиграть, особенно зимой, доставали и играли…».
Воспоминания о детстве Ольховой Тамары Даниловны: «Я играла в куклы тряпочные. Насыпала золы в туловище и голову, рисовала глазки…. Играли мы только такими куклами…. Или делали кукол из ваты и играли с ними. Сейчас таких кукол нет, куклы другие, и дети не знают, как надо делать самим кукол». «Мы играли в игры: «Лапта», «Вышибалы»… мячики катали: выкапывали ямку и закатывали туда мячик, чтобы он попал в ямку. Ещё игра была «Гуси и волк» со словами: «Гуси, гуси, га-га-га», гуси разбегаются, чтобы волк не догнал».
На этой встрече Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), учитель технологии и рукоделия школьного музея «Истоки» МОУ СОШ № 31, рассказала о том, что является с кукольницей в нашем городе, сама шьёт куклы. У неё есть свой музей, где представлены её поделки, куклы, о которых она очень много знает. Надежда Николаевна познакомила детей с различными куклами…. При этом рассказ о них был в стихотворной форме… Стихотворения сочинила сама. Начало было завораживающим:
Здравствуйте, ребятишки, И кукол необычных с собою принесла.
Девчонки и мальчишки! Как у наших… у ворот
Я сегодня в гости к вам пришла Собрался кукол хоровод!
Очень кукол своих я люблю.
Изучаю их и много шью.
У меня и ребятишки занимаются…
К рукоделию приучаются…
Кукол делают, праздники справляют,
Историю наших предков изучают.
Стихотворение Шевченко В. В.
Кто-то поверхностно глянет и изречёт: «Баловство».
А у безликих красавиц есть и душа и лицо.
Сможет она успокоить, и поддержать в трудный час,
И уберечь от напастей, стать оберегом для нас.
Если заняться серьёзно, многое будешь ты знать.
С лыком работать, с соломой, шить, вышивать и вязать.
Нравы, обряды, традиции выучишь ты не спеша.
И у безликой красавицы будто родится душа.
Кукла — зернушка, кукла -стригушка,
Зольная кукла и кукла столбушка.
Сердце щемит, замирает душа,
Ну, до чего ж, хороша!
Помню я в родном краю
Первую куколку свою.
Бабушка клубок взяла,
И платок большой нашла
Положила клубок на платок,
Завязала на шее узелок,
Ручки, ножки, вот кукла готова,
Для игры вот такая обнова.
Долго с куколкой этой играла
И баюкала её, и качала,
И лечила её, и кормила,
И гулять на прогулку водила.
Необычная кукла такая,
Для меня она очень родная.
С детства я шить кукол люблю,
Своими руками я их создаю.
Тряпочки цветные перебираю,
Лоскуток к лоскутку пришиваю.
Эти куколки все необычные.
Они очень старинные — тряпичные.
В каждой — частичка моей души.
Вот почему они так хороши!
Это куклы— столбушки
Надежда Николаевна обратилась к ребятишкам: «Вы здесь видите много кукол, которых совсем не касалась иголочка, они только закручиваются и завязываются узелками.
Когда совсем не было кукол, брали большое полено берёзы, сосны, рябины, калины, заворачивали в платочек или в какую-нибудь пелёночку. Смотрели, как мама качает младших сестрёнок, братишек и тоже учились качать куколку.
Вместо полена брали валик и тоже заворачивали в пелёнку.
Потом стали делать кукол и сажать их на столбики, которые делали из картона. Косички плели из тряпочек и пряжи. Куколку наряжали всегда хорошо, одевали ей и рубашку, и сарафанчик. Наряжали, как положено.
Потом появились маленькие куколки— пеленашечки
Девочки очень любили играть с пеленашечками. Таким куколкам рисовали лицо. Они были очень забавными, и с ними было очень хорошо играть.
Мальчикам тоже делали кукол, которые называются «куклы-куклаки».
Если мальчишки дерутся, мама делала такие куклы и говорила: «Вы не деритесь, лучше поборитесь!» И вот куклы начинали бороться. А знаете, что у них в руках?
В руках у них камешки, поэтому кулачки у них очень тяжёлые.
Ну-ка, потрогайте: тяжёлые кулачки, сильные кулачки?!
Делались куколки к праздникам и назывались такие куколки пасхальными.
Пасхальные куклы были всегда красными, нарядными. Таких куколок подвешивали в домах, чтобы они украшали дом. Под юбочку прятали яичко, и бабушки дарили таких кукол своим внукам.
Маленькая куколка, такая полненькая, такая хорошенькая, это кукла-малыш. Такую куколку клали в колыбельку ребёнку, и он с ней играл, потому что куколка мягкая, как подушечка. Ребёнок прижимал её к себе, мял ручками, играл с нею и не плакал.
Вот такие куколки были в старину, когда ещё не было пластмассовых кукол, как сейчас у вас, а были тряпичные, мягкие, приятные куклы…. С ними приятно и сейчас играть. Об этих куколках я рассказываю всем детям и взрослым, которым интересно. Я очень люблю своих куколок!»
После посиделок с бабушками, с детьми и родителями Надежда Николаевна провела мастер-класс для педагогов по обучению их народной игре с целью разучивания и дальнейшего обыгрывания этих игр с детьми.
Все педагоги детского сада с удовольствием приняли участие в этом мастер-классе.
Мастер-класс, проведённый Надеждой Николаевной, прошёл на высоком эмоциональном уровне: Надежда Николаевна смогла погрузить педагогов в атмосферу настоящих русских посиделок….
Участники мастер-класса (педагоги и прародители) с большим удовольствием примеряли русские народные сарафаны, учились завязывать платки…. В умелых руках платки превратились в чудо-кокошники. Наши педагоги перевоплотились в настоящих русских красавиц. На лицах появились улыбки. «Барышни», глядя друг на друга, шутили, смеялись и «обсыпали» друг друга комплиментами. Появилось ощущение и веселья, русского народного гулянья. Хорошему настроению и эмоциональному подъёму способствовали, предложенные Надеждой Николаевной весёлые народные игры, хороводы, попевки и народные песни.
Ведущая МАСТЕР-КЛАССА Надежда Николаевна поприветствовала всех педагогов и пригласила принять участие в ПОСИДЕЛКАХ. Предложила педагогам поиграть в народные игры: «Прилетели птицы», «Хоровод», «Плетень», «Ой бежит ручей — вода», «На горе — то лён», «Перевёртышки»…
Результатом мастер-класса является то, что педагоги познакомили детей с народными играми, которым научились на МАСТЕР-КЛАССЕ:
После встречи с бабушками и с Надеждой Николаевной дети захотели своими руками смастерить из лоскутов народные куклы — игрушки.
Мы снова обратились за помощью в городскую Творческую Общественную Организацию «Волжский — Город Мастеров».
Были проведены МАСТЕР-КЛАССЫ на тему: «Рождественские игрушки», на которых представители творческой организации научили педагогов и родителей изготавливать из ткани рождественского ангела и куклу — оберег с колокольчиком.
Онипоздравили родителей с приближающимися новогодними праздниками и предложили изготовить обрядовую куклу-оберег с колокольчиком. Руководитель мастер — класса рассказала, что эту куклу дарили близким на праздники с пожеланиями добра и счастья, а звон колокольчика должен был отпугивать злых духов.
Совместно с родителями и детьми провели мастер-класс по изготовлению рождественского ангела. Эта кукла делается из хлопчатобумажных тканей. Ткань лучше рвать.
Считалось, что треск разрывающейся ткани отпугивает нечистую силу. Кукла узелковая. На груди — обереговый крест, (косой крест — это заклинательный знак плодородия и жизни). Кукла делается без иглы. На голове тесёмка, ручки — крылышки.
Изготавливают этих кукол с любовью и нежностью, наполняя своим душевым теплом. Поэтому кукла несёт, как принято сегодня говорить, особую энергетику, храня человека весь год.
Мастер-класс по изготовлению куклы оберега «Рождественский ангел»
Потом была организована выставка кукол. На выставку нами были представлены куклы, изготовленные в детском саду и сшитые дома совместно с бабушками и мамами.
У нас скопилось достаточное количество кукол, чтобы открыть музей кукол в группе № 1.
Мы стали приглашать на экскурсии в мини-музей детей из других групп и знакомить их с историей наших кукол и с народными играми, в которые научились играть. В нашем музее мы предлагаем гостям не только рассматривать куклы, но и поиграть с ними, спеть колыбельную и смастерить куколку из ниток, лоскутков ткани своими руками
Дети очень гордятся своим музеем, и экспонаты постоянно пополняются. К нам в музей стали приносить игрушки не только дети нашей группы, но и все те, кто побывал в нашем музее хоть один раз.
Музей пополняется не только куклами. Творческой группой родителей, прародителей, педагогов был создан альбом, в котором собраны и описаны не только традиционные дворовые игры русского народа, но и игры, предложенные в анкетах родителями казахской, белорусской, армянской национальностей. Так же с нами поделились играми друзья по переписке с Гавайских островов и из Испании…. Они нам прислали описание игр, в которые мы играем с нашими детьми.
По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в рамках проектной деятельности, углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.
Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.
Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Подводя итог, можно сказать, что народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и патриотическую духовность.
Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные игры и игрушки запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».
Литература:
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду
- Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.
- Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» — СПб.: Паритет, 2010 г.
- Косарева,В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2013.
- Тубельская Г. Детские праздники в семье.
- Флерина Е. А., «Игра игрушка» — М.,1964 г.
- Якуб С. К. «Вспомним забытые игры».