Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дремлюга, В. Н. Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников / В. Н. Дремлюга, С. А. Лапицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 66-74. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56817/ (дата обращения: 18.12.2024).



В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех,

Свои думы и знания, своё умение — в этом

Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

Близкий и ласковый говорит с ребёнком

Правдиво, мудро.

Е. А. Флёрина

В предлагаемой статье говорится о том, что патриотическое воспитание юного поколения — одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на этапе обновления содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался определенный пробел в разделе «Нравственное воспитание». В новых комплексных программах проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается, тем не менее, Концепция дошкольного воспитания говорит о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Как же сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Чтобы ответить на эти вопросы — необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный период имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Ощущение Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие его впечатления еще не осознанны им глубоко, но уже пропущены через детское восприятие. Все это играет огромную роль в становлении личности патриота и гражданина своей страны. Особое значение эта работа приобретает в современном дошкольном образовании. Процесс модернизации дошкольного образования, введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает развитие ребенка, приобщение его к народным истокам через игровую деятельность, посредством использования народных игр и игрушек. В наше время в России воспитательный и развивающий потенциал народных игр и игрушек в работе с детьми практически не используется. Стоит отметить, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает у ребенка национальные черты, эстетические чувства, как народная игрушка. Так, например, по мнению Е. А. Флёриной, через народную игрушку народ отдает ребенку свою любовь и нежность, свое веселье и смех, свои мысли и знания, свое умение и во всем этом как раз и заключается сила влияния народной игрушки на личность дошкольника. [6, 27с]

Игры с народной игрушкой, ее самостоятельное изготовление дошкольниками вместе с овладением родным языком, восприятием фольклорных произведений, являются источником формирования у ребенка того «душевно-духовного уклада», который потребуется ему в его дальнейшей жизнедеятельности, являются приобщением его к культурной народной традиции, истокам нашей Родины. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа. На огромное воспитательное значение русских народных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной или педагогической деятельности. Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог, основоположник научной педагогики в России считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. По словам К. Д. Ушинского, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Разработанный педагогами проект «Народные игры и игрушки» способствует решению проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель проекта: воспитание гуманной, нравственно-патриотической личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народными играми и игрушками через взаимодействие с предшествующим поколением.
  2. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России через приобщение детей к народному творчеству, народным играм и игрушкам.
  3. Совместно со взрослыми создать музей истории куклы для дальнейшего ознакомления детей других групп с историей возникновения игрушки.

Нравственно-патриотическое воспитание личности ребёнка должно происходить в непосредственном контакте с родителями и прародителями. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка, детского сада и семьи, объединяющих свои усилия в образовательном процессе, направленном на воспитание достойного гражданина своей страны. Чтобы произошёл диалог поколений участникам проекта — детям и взрослым (бабушкам, дедушкам, педагогам, папам и мамам) были предложены разнообразные по содержанию анкеты.

В анкеты включены вопросы о современных и народных играх, игрушках разных поколений.

Проанкетировано 25 детей разного возраста. Из них 12 мальчиков и 13 девочек.

На вопрос: «Любишь ли ты играть?» — 100 % детей ответили положительно. «Много ли ты играешь в детском саду?» — 84 % детей ответили — да, 16 % детей ответили — нет; «Много ли ты играешь дома?» — 76 % детей ответили — да, 24 % детей ответили — нет.

На вопрос: «Какая твоя самая любимая игра?» — дети называли разные игры: «Семья», «Конструктивные игры», «Человек — паук», настольные, подвижные игры, компьютерные игры.

Самой популярной и любимой игрушкой оказалась мягкая игрушка. Основное количество детей любят играть с партнёрами, что составило — 96 %.

64 % детей не знают, в какие игры играли их родители, когда были маленькими, 36 % смогли предположить, во что играли их родители.

Играют на компьютере — 96 % детей. Часто, т. е. каждый день играют в компьютерные игры 56 % детей.

По мнению детей, взрослые любят играть, но они не играют, потому что у них много работы, и они всё время заняты.

На основе анкетирования нами сделаны следующие выводы: дети мало знают об играх и игрушках, в которые играли их родители. Компьютер не является самой любимой игрушкой, но дети проводят за ним много свободного времени. Самой популярной игрушкой оказалась мягкая игрушка.

Результаты анкетирования бабушек идедушек, мам ипап:

В анкетировании участвовало — 20 человек.

Анкеты показали, что 98 % респондентов помнят о своей первой игрушке. Старшее поколение респондентов (бабушки и дедушки) чаще играли в игрушки, сделанные взрослыми или своими руками из подручного материала (ткани, соломы, дерева, ваты).

Более молодое поколение (мамы и папы) играли в игрушки фабричного производства, сделанные из пластмассы, резины, металла.

95 % опрашиваемых респондентов мечтали иметь усовершенствованные игрушки (большая кукла, которая ходит, машина на пульте управления, большая мягкая игрушка, домик для куклы).

Наш анализ показал: из подвижных игр более популярными играми всех поколений были: «Горелки», «Лапта», «Вышибалы», «Прятки», «Жмурки», «Краски».

Из речевых игр популярными оказались: «Съедобное — не съедобное», «Города», «Слова», «Колечко».

По результатам анализа полученных данных среди предпочитаемых традиционных подвижных игр оказались игры с правилами. Свою популярность сохранили следующие игры: «Прятки», «Краски», «Салочки», «Чехарда», «Казаки-разбойники», «Бояре», «Лапта».

Волгоградская область по составу населения полиэтнична, что отразилось в результатах нашей анкеты.

Были представлены в анкете популярные национальные игры:

«Земля, вода, воздух» (Армянская народная игра)

«Банки разрушились» (Армянская народная игра)

«Подними камушек» (Казахская народная игра)

«Альчик» (Казахская народная игра)

«Мельница» (Белорусская народная игра)

Анкетный опрос показал, что игра и игрушки во все времена является актуальной. Она сопровождает человека от рождения до старости, в каждом возрасте имеет свои особенности и функции. Игра и игрушка является первой ступенькой в постижении культуры своего народа. Старшее поколение помнит игры и игрушки своего детства и готовы передать игровые традиции подрастающему поколению.

Путём анкетирования мы выявили, что среди бабушек нашего детского сада есть очень интересный человек Жданкина Надежда Николаевна, которая с 2011 года входит в состав городского Координационного Совета по декоративно-прикладному творчеству при администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области, членом городской творческой общественной организации «Волжский — Город мастеров»

Жданкина Надежда Николаева неоднократно становилась лауреатом областных выставок «Бабушкин сундучок», «Продлись, продлись очарованье», городского фестиваля «Ярмарка ремесел», побывала на фестивалях в г. Астрахани, где проводила мастер-классы, принимала участие в выставках в городах Камышин, Ставрополь, Кисловодск, Невиномысск.

Мы попросили её приехать к нам в детский сад со своими куклами. Так же мы попросили и других бабушек поделиться своими воспоминаниями об играх и игрушках.

P1010314

Наши бабушки-участницы проекта на первой встрече с прародителями

На встречу пришли Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), Чеховская Наталья Павловна (бабушка Лёши), Ольхова Тамара Даиловна (бабушка Ани), Авдотьина Таисия Георгиевна (Бабушка Игоря), Маркосян Гаяне Хнкоевна (бабушка Беллы), Шайхелисламова Алла Григорьевна (бабушка Ромы), которые поделились своим бесценным опытом и воспоминаниями о своём детстве, играх и игрушках.

DSC06508Чеховская Наталья Павловна вспоминала: «Были годы послевоенные… Я играла в тряпичные куклы. Папа вырезал нам кукол из дерева, а мы их раскрашивали и наряжали, тоже в тряпочки и играли с ними. А играли в такие подвижные игры: «Мячи», «Классики», «Лапта»… В «Казаки-разбойники», конечно, играли, но уже не в таком возрасте, а чуть постарше. «Ручеёк» был…. Вот такие игры у нас были…. Играли в куклы-самоделки. И долго играли… уже в школе учились, большими были, а всё равно собирались, шили…. У нас целая коробка большая была, мы туда всё складывали. Как захотим поиграть, особенно зимой, доставали и играли…».

DSC06517Воспоминания о детстве Ольховой Тамары Даниловны: «Я играла в куклы тряпочные. Насыпала золы в туловище и голову, рисовала глазки…. Играли мы только такими куклами…. Или делали кукол из ваты и играли с ними. Сейчас таких кукол нет, куклы другие, и дети не знают, как надо делать самим кукол». «Мы играли в игры: «Лапта», «Вышибалы»… мячики катали: выкапывали ямку и закатывали туда мячик, чтобы он попал в ямку. Ещё игра была «Гуси и волк» со словами: «Гуси, гуси, га-га-га», гуси разбегаются, чтобы волк не догнал».

На этой встрече Жданкина Надежда Николаевна (бабушка Алины и Артёма), учитель технологии и рукоделия школьного музея «Истоки» МОУ СОШ № 31, рассказала о том, что является с кукольницей в нашем городе, сама шьёт куклы. У неё есть свой музей, где представлены её поделки, куклы, о которых она очень много знает. Надежда Николаевна познакомила детей с различными куклами…. При этом рассказ о них был в стихотворной форме… Стихотворения сочинила сама. Начало было завораживающим:

Здравствуйте, ребятишки, И кукол необычных с собою принесла.

Девчонки и мальчишки! Как у наших… у ворот

Я сегодня в гости к вам пришла Собрался кукол хоровод!

P1010315Очень кукол своих я люблю.

Изучаю их и много шью.

У меня и ребятишки занимаются…

К рукоделию приучаются…

Кукол делают, праздники справляют,

Историю наших предков изучают.

Стихотворение Шевченко В. В.

DSC06461Кто-то поверхностно глянет и изречёт: «Баловство».

А у безликих красавиц есть и душа и лицо.

Сможет она успокоить, и поддержать в трудный час,

И уберечь от напастей, стать оберегом для нас.

Если заняться серьёзно, многое будешь ты знать.

С лыком работать, с соломой, шить, вышивать и вязать.

Нравы, обряды, традиции выучишь ты не спеша.

И у безликой красавицы будто родится душа.

Кукла — зернушка, кукла -стригушка,

Зольная кукла и кукла столбушка.

Сердце щемит, замирает душа,

Ну, до чего ж, хороша!

Помню я в родном краю

Первую куколку свою.

Бабушка клубок взяла,

И платок большой нашла

Положила клубок на платок,

P1010328Завязала на шее узелок,

Ручки, ножки, вот кукла готова,

Для игры вот такая обнова.

Долго с куколкой этой играла

И баюкала её, и качала,

И лечила её, и кормила,

И гулять на прогулку водила.

Необычная кукла такая,

Для меня она очень родная.

С детства я шить кукол люблю,

Своими руками я их создаю.

Тряпочки цветные перебираю,

Лоскуток к лоскутку пришиваю.

Эти куколки все необычные.

Они очень старинные — тряпичные.

В каждой — частичка моей души.

Вот почему они так хороши!

DSC06469

Это куклы— столбушки

Надежда Николаевна обратилась к ребятишкам: «Вы здесь видите много кукол, которых совсем не касалась иголочка, они только закручиваются и завязываются узелками.

Когда совсем не было кукол, брали большое полено берёзы, сосны, рябины, калины, заворачивали в платочек или в какую-нибудь пелёночку. Смотрели, как мама качает младших сестрёнок, братишек и тоже учились качать куколку.

Вместо полена брали валик и тоже заворачивали в пелёнку.

Потом стали делать кукол и сажать их на столбики, которые делали из картона. Косички плели из тряпочек и пряжи. Куколку наряжали всегда хорошо, одевали ей и рубашку, и сарафанчик. Наряжали, как положено.

Потом появились маленькие куколкипеленашечки

Девочки очень любили играть с пеленашечками. Таким куколкам рисовали лицо. Они были очень забавными, и с ними было очень хорошо играть.

DSC06489DSC06478

Мальчикам тоже делали кукол, которые называются «куклы-куклаки».

DSC06484

Если мальчишки дерутся, мама делала такие куклы и говорила: «Вы не деритесь, лучше поборитесь!» И вот куклы начинали бороться. А знаете, что у них в руках?

В руках у них камешки, поэтому кулачки у них очень тяжёлые.

Ну-ка, потрогайте: тяжёлые кулачки, сильные кулачки?!

Делались куколки к праздникам и назывались такие куколки пасхальными.

Пасхальные куклы были всегда красными, нарядными. Таких куколок подвешивали в домах, чтобы они украшали дом. Под юбочку прятали яичко, и бабушки дарили таких кукол своим внукам.

Маленькая куколка, такая полненькая, такая хорошенькая, это кукла-малыш. Такую куколку клали в колыбельку ребёнку, и он с ней играл, потому что куколка мягкая, как подушечка. Ребёнок прижимал её к себе, мял ручками, играл с нею и не плакал.

DSC06502
Вот такие куколки были в старину, когда ещё не было пластмассовых кукол, как сейчас у вас, а были тряпичные, мягкие, приятные куклы…. С ними приятно и сейчас играть. Об этих куколках я рассказываю всем детям и взрослым, которым интересно. Я очень люблю своих куколок!»

После посиделок с бабушками, с детьми и родителями Надежда Николаевна провела мастер-класс для педагогов по обучению их народной игре с целью разучивания и дальнейшего обыгрывания этих игр с детьми.

D:\111Мои документы\ОМЕП-3\бабушки\IMG_1246.jpgD:\111Мои документы\ОМЕП-3\бабушки\IMG_1187.jpg

Все педагоги детского сада с удовольствием приняли участие в этом мастер-классе.

Мастер-класс, проведённый Надеждой Николаевной, прошёл на высоком эмоциональном уровне: Надежда Николаевна смогла погрузить педагогов в атмосферу настоящих русских посиделок….

Участники мастер-класса (педагоги и прародители) с большим удовольствием примеряли русские народные сарафаны, учились завязывать платки…. В умелых руках платки превратились в чудо-кокошники. Наши педагоги перевоплотились в настоящих русских красавиц. На лицах появились улыбки. «Барышни», глядя друг на друга, шутили, смеялись и «обсыпали» друг друга комплиментами. Появилось ощущение и веселья, русского народного гулянья. Хорошему настроению и эмоциональному подъёму способствовали, предложенные Надеждой Николаевной весёлые народные игры, хороводы, попевки и народные песни.

Ведущая МАСТЕР-КЛАССА Надежда Николаевна поприветствовала всех педагогов и пригласила принять участие в ПОСИДЕЛКАХ. Предложила педагогам поиграть в народные игры: «Прилетели птицы», «Хоровод», «Плетень», «Ой бежит ручей — вода», «На горе — то лён», «Перевёртышки»…

Результатом мастер-класса является то, что педагоги познакомили детей с народными играми, которым научились на МАСТЕР-КЛАССЕ:

DSC06867DSC06814

P1010715DSC06858

После встречи с бабушками и с Надеждой Николаевной дети захотели своими руками смастерить из лоскутов народные куклы — игрушки.

Мы снова обратились за помощью в городскую Творческую Общественную Организацию «Волжский — Город Мастеров».

Были проведены МАСТЕР-КЛАССЫ на тему: «Рождественские игрушки», на которых представители творческой организации научили педагогов и родителей изготавливать из ткани рождественского ангела и куклу — оберег с колокольчиком.

Онипоздравили родителей с приближающимися новогодними праздниками и предложили изготовить обрядовую куклу-оберег с колокольчиком. Руководитель мастер — класса рассказала, что эту куклу дарили близким на праздники с пожеланиями добра и счастья, а звон колокольчика должен был отпугивать злых духов.

Совместно с родителями и детьми провели мастер-класс по изготовлению рождественского ангела. Эта кукла делается из хлопчатобумажных тканей. Ткань лучше рвать.

Считалось, что треск разрывающейся ткани отпугивает нечистую силу. Кукла узелковая. На груди — обереговый крест, (косой крест — это заклинательный знак плодородия и жизни). Кукла делается без иглы. На голове тесёмка, ручки — крылышки.

Изготавливают этих кукол с любовью и нежностью, наполняя своим душевым теплом. Поэтому кукла несёт, как принято сегодня говорить, особую энергетику, храня человека весь год.

Мастер-класс по изготовлению куклы оберега «Рождественский ангел»

IMG_0071117IMG_0061

Потом была организована выставка кукол. На выставку нами были представлены куклы, изготовленные в детском саду и сшитые дома совместно с бабушками и мамами.

SDC10063SDC10062

У нас скопилось достаточное количество кукол, чтобы открыть музей кукол в группе № 1.

Музей

Мы стали приглашать на экскурсии в мини-музей детей из других групп и знакомить их с историей наших кукол и с народными играми, в которые научились играть. В нашем музее мы предлагаем гостям не только рассматривать куклы, но и поиграть с ними, спеть колыбельную и смастерить куколку из ниток, лоскутков ткани своими руками

Дети очень гордятся своим музеем, и экспонаты постоянно пополняются. К нам в музей стали приносить игрушки не только дети нашей группы, но и все те, кто побывал в нашем музее хоть один раз.

Музей пополняется не только куклами. Творческой группой родителей, прародителей, педагогов был создан альбом, в котором собраны и описаны не только традиционные дворовые игры русского народа, но и игры, предложенные в анкетах родителями казахской, белорусской, армянской национальностей. Так же с нами поделились играми друзья по переписке с Гавайских островов и из Испании…. Они нам прислали описание игр, в которые мы играем с нашими детьми.

По окончании работы над проектом педагоги группы повысили профессиональную компетентность в рамках проектной деятельности, углубили знания о традициях и культуре родного края, укрепили связь с семьями детей.

Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

Таким образом, народная игра и игрушки, как средство приобщения к русской народной культуре, играет в жизни ребенка важное место. Благодаря ней дети приучаются самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения, осуществлять их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Подводя итог, можно сказать, что народные игры и игрушки в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и патриотическую духовность.

Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Человек родился, новый росток проклюнулся. Сколько тепла, света, животворящей влаги надо, чтобы выросла крепкая поросль. Вот поэтому и хочется, чтобы русские народные игры и игрушки запомнились на всю жизнь, оставив в памяти ощущение чего-то приятного и светлого. Ф.Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства».

Литература:

  1. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду
  2. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.
  3. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» — СПб.: Паритет, 2010 г.
  4. Косарева,В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2013.
  5. Тубельская Г. Детские праздники в семье.
  6. Флерина Е. А., «Игра игрушка» — М.,1964 г.
  7. Якуб С. К. «Вспомним забытые игры».
Основные термины (генерируются автоматически): игра, кукла, ребенок, игрушка, детский сад, народная игрушка, бабушка, куколка, педагог, Россия.


Похожие статьи

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи

В статье идет речь духовно-нравственном воспитании, системе ценностей. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень сла...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не ...

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы «КВН «Знатоки природы»

Здоровье подрастающего поколения зависит от состояния окружающей среды, поэтому очень важно вырастить поколение, способное любить и беречь природу. Среди основных и главных задач развития личности особое место принадлежит экологическому воспитанию де...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Занятие, посвящённое Году педагога и наставника, на тему «Репортаж из детского сада «Секреты успеха наших педагогов»

Педагог — это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Воспитание в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общ...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы

С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. В статье обосновывается понятие патриотизм...

Похожие статьи

Ознакомление дошкольников с чувашскими народными сказками

В данной статье речь идет о вaжнocти и необходимости нравственного воспитания у подрастающего поколения, ведь недаром говорят, что наше будущее — это наши дети, и то какими они будут таким и будет наше будущее. Очень важную роль в формировании нравст...

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию детей старшего дошкольного возраста (региональный компонент)

В настоящее время вопрос о нравственно-патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален. Решением данного вопроса является внедрение регионального компонента. Содержание регионального компонента образования призвано способствова...

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия России при нравственном воспитании молодежи

В статье идет речь духовно-нравственном воспитании, системе ценностей. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень сла...

Народная память о защитниках Отечества — важный фактор патриотического воспитания подрастающего поколения

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Это значимая проблема семьи, социальных институтов, общества, которую надо решать всем миром. Именно система образования должна быть центром не ...

Сценарий развлечения «Путешествие клоуна Смайлика по Воронежу»

На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем является воспитание патриотизма. Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь первоначальной ступенью в системе образования, должны сформировать у детей центральную идею об окружаю...

Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы «КВН «Знатоки природы»

Здоровье подрастающего поколения зависит от состояния окружающей среды, поэтому очень важно вырастить поколение, способное любить и беречь природу. Среди основных и главных задач развития личности особое место принадлежит экологическому воспитанию де...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Формирование исторической памяти и чувства патриотизма у дошкольников

На современном этапе развития общества требования к образованию призывают дошкольные образовательные учреждения проводить работу по воспитанию патриотических знаний через развитие познавательного интереса, любви к Родине, к её историко-культурному на...

Занятие, посвящённое Году педагога и наставника, на тему «Репортаж из детского сада «Секреты успеха наших педагогов»

Педагог — это больше, чем профессия, это настоящее призвание, потому как педагог (если он по-настоящему любит свою работу) не только учит и поучает, но и воспитывает. Воспитание в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Только в общ...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы

С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм. В статье обосновывается понятие патриотизм...

Задать вопрос