На основе практического опыта — коллектива авторов: педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евдокимовой Елены Николаевны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Пузиковой Натальи Ивановны, музыкального руководителя высшей квалификационной категории Новиковой Тамары Павловны разработана концепция инновационной деятельности педагогического коллектива в области нравственно — патриотического и духовного воспитания дошкольников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Золотой ключик» г. Волжского Волгоградской области», которая создаёт оптимальные и благоприятные условия для индивидуализации образовательной деятельности.
Цель «Нравственно-патриотическое и духовное развитие личности дошкольников посредством инновационной деятельности педагогического коллектива детского сада».
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально — духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Эта проблема возникает в связи с тем, что традиционная организация творческого, образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения создает у детей полное нежелание участвовать в мероприятиях, где все запрограммировано и решено за них. В энциклопедическом словаре педагога, под мероприятием понимается «условное обобщенное название всякого более или менее организованного взаимодействия детей и педагогов, имеющего цель, содержание и соответствующую методику осуществления». Для нашей творческой группы — это праздники, спектакли, и другие виды художественно эстетической и социально коммуникативной деятельности. Как правило, всю подготовку и проведение осуществляет музыкальный руководитель и воспитатель, постоянные репетиции, выхолащивают у детей желание проявлять активность. А взрослые — это и родители, и дети, и бабушки, и дедушки, и другие специалисты детского сада, остаются вдалеке от происходящей деятельности. Затем красивых, нарядных детей приводят в зал, перед ними выступают взрослые в хороших ярких костюмах, дети танцуют и поют в лучшем случае все, в худшем «избранные» и все заканчивается.
Помочь решить эту проблему может использование инновационной технологии «Образовательное событие». На помощь приходят идеи событийного подхода А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события, вызывающие позитивный эмоциональный отклик.
«Событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмысленно как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать, как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание». [2]
Событийность — это такая характеристика образования, в которой преодолеваются вся обыденность и повседневность, это как раз то, что нам очень хотелось претворить в жизнь. «Образовательное событие — это мероприятие, в результате которого что — то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события — это действительно участник, а не зритель: у каждых своих смыслов, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности». [1]
Мы хотим дать новый импульс к долгожданным переменам в образовательной деятельности. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя участником одной большой, сказочной истории, в которой отсутствуют длительные, утомительные речи и скучные открытия. Для каждого родителя участие в образовательном событии станет стимулом к саморазвитию, а для педагогов — эффективным профессиональным ростом. Образовательное событие мы рассматриваем как место личного присутствия педагога и детей, где в совместной детско-взрослой деятельности на всех уровнях (при ее планировании, подготовки, реализации и рефлексии) рождается новый жизненный опыт. Будущее рождается сегодня!
Технология «Образовательное событие» позволяет решать многие задачи: Все участники образовательного события — это настоящие участники, а не зрители. Желание сделать жизнь детей яркой и интересной; формировать инициативного, активного и самостоятельного ребенка; создать эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности, систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
Возникновение акции «Бессмертный полк», потрясла нас своей масштабностью. Эта гражданская инициатива призвана сохранить в каждой семье, в каждом доме память о солдатах и офицерах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, о каждом, кто, не жалея жизни, боролся за освобождение Родины. В нашем дошкольном учреждении мы много говорили об этом, и очень хотелось сопричастности, вот такой настоящей, чтобы помнили, понимали, о чем. Так и возникла идея нашего образовательного события «А Победа на всех одна!»
Сформировали штаб из активных педагогов с четкой гражданской позицией, что если не мы, то кто? Возникла необходимость в проведении методики «Творческий круг», «Мозговой штурм».
Появилась цель. Это должно быть такое событие, чтобы все его запомнили надолго, чтобы оно прошло не так как всегда, а совершенно по-новому. Проблема тоже появилась сразу. Как откликнутся дети на такое событие, как привлечь родителей? Как увлечь сотрудников? Было нелегко. Но подготовка события и не может быть легкой. И вот уже во всех группах прошел большой групповой сбор, нам хотелось как можно больше вовлечь воспитанников и взрослых в орбиту общих дел. Потому, что накануне в каждую группу был доставлен военный пакет и вручен в обстановке абсолютной секретности. Группы начали обсуждать задание, которое находилось в пакете.
Используя технологии «групповой сбор», «детский совет» дети вместе с педагогами решали, что они могут сделать для такого невероятно сложного события. Договорились, что тоже нам очень хочется пройти в рядах «Бессмертного полка», а для этого нужно приготовить фотографии наших близких погибших во время войны. А еще надо знать, кто и где воевал, где работал. Стали подходить родители, узнавать, о чем говорит их ребенок, какой портрет нужно приготовить? Пошли предложения от родителей. А давайте сделаем выставку с макетами военной техники. Было бы очень хорошо, сделать фотовыставку, и чтобы ребята все держали по одной букве «Спасибо за великую побуду!»
А еще интересней, если мы все соберёмся на улице и проведем митинг — концерт «А Победа на всех одна!» и пригласим жителей нашего микрорайона. А ребята на детских советах решали, что еще можно сделать для великого праздника. Можно написать письма в госпиталь «Треугольники — письма, оригами войны». А еще можно вместе с дедушкой и бабушкой подготовить презентацию о своих родных. А как запомнились эти тематические беседы, когда ребята ели эти граммы блокадного хлеба. И конечно заработали наши творческие платформы.
В музыкальной гостиной зазвучали песни военных лет. Их пели все. Весь детский сад напевал про синенький скромный платочек. Зазвучали Сталинградские частушки. Разучивали «День победы», учили слова, писали фонограммы. На хореографической платформе появилась идея тетра танца
про русскую рать. А для этого уже были нужны серьезные материальные затраты. Вот тут и понадобились «Родительские встречи». Решили, что все нужные нам костюмы для танца «Русская рать» будут приобретены.
В другой группе поступило предложение о хореографической миниатюре танца про госпиталь. И опять включились родители, и шили и подгоняли костюмы для театра — танца. Самые маленькие ребята не отставали, они дружно готовили матросский танец «Яблочко».
А на актерской платформе все кипело. Ребята готовили литературно- музыкальную композицию «Это Родина моя!» Разучивали стихи, работали над дикцией и выразительностью речи. Спортивная платформа тоже не скучала, там ребята приходили учить строевой шаг, солдатские игры, зарядки. Отрабатывали правую и левую ногу.
В художественной мастерской делали пригласительные билеты — журавлики для гостей из совета ветеранов. Атрибуты (кувшины) для театра — танца.
Почти закончена была выставка детских творческих работ. Написаны и розданы приглашения. И вот настает это необычный день. Везде развиваются флаги, шарами украшена концертная площадка. На улице стоят стулья для гостей. Звучит музыка. Собрались все; родители, и бабушки, и дедушки. Пришли гости из совета ветеранов, собрались жители микрорайона. В определенный час по дороге вокруг детского сада началось броуновское движение. Дети и родители, многие были одеты в военную форму того времени шли навстречу друг другу против хода, у каждой группы была разработана карта маршрута. Все портреты своих предков ребята с гордостью несли в своих руках.
Собравшись на концертной площадке, (все портреты были торжественно унесены), начался митинг- концерт. Ребята показывали все, что они подготовили, исполняли песни, танцевали, читали стихи. Трибуна для выступающих была свободна.
Любой участник мог сказать всем собравшимся о своих чувствах, о своем ощущении этого события. Люди выходили и говорили, это были и взрослые, и дети. Были слезы гордости и радости за нашу победу. Это было великое чувство сопричастности к истории нашей страны. Кульминацией этого события стал момент выпуска в небо шаров под песню «Этот день победы!»
Дети приготовили много подарков для гостей праздника.
Событие закончилось, но никому не хотелось уходить. Звучала музыка, все участники события образовывали разные малые формы, общались, танцевали, фотографировались. Нельзя повторить событие, но можно повторить переживание. Очень долго все участники вспоминали этот день.
Были изданы журналы, фотогазеты. В подготовительных группах был сделан фильм, в котором не только показано событие, но и видео интервью о размышлениях детей после проведения события.
Выводы. Преимущества этой технологии настолько очевидны и поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события, мы говорим однозначно «ДА!», потому что:
− есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой; приобретается опыт совместной деятельности детей и взрослых;
− это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
− ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений;
− ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии; каждый ребенок включен в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе;
− образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям;
− создается атмосфера благоприятного социально-психологического микроклимата индивидуально для каждого ребенка;
− формируются взаимоотношения семьи и детского сада по воспитанию детей дошкольного возраста.
Заключение
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск инновационных решений в подготовке образовательного события для детей дошкольного возраста в повышении его эффективности. В создание особых оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка. Анализ литературы и практическое апробирование позволили определить педагогические технологии, наиболее востребованные в дошкольных учреждениях: если, раньше в основном использовались мероприятия традиционной направленности, то сегодня необходимо применение новых технологий, таких как образовательное событие. А вовлечение максимального количества воспитанников и взрослых в образовательное событие — дало неоценимый опыт для всех участников педагогического взаимодействия. Это стало возможным благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству.
Литература:
- Воронцов А. Б. «Индивидуализация и образовательные программы: осмысление практики эксперт ИПОП «Эврика»
- Эльконин Б. Д. Психология развития [электронный ресурс]. — http://psychlib.ru/mgppu/Epr001/EPr-001.htm.