Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить
Ф. Вольтер
В данной статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в группе компенсирующей направленности с ТНР (ОНР) в рамках проектной деятельности при ознакомлении с художественной литературой. Проект «В мире книг» поспособствовал установлению эффективных и конструктивных отношений в процессе коррекционно-развивающей работы.
Данный вопрос, на наш взгляд, недостаточно освещен в современной педагогической литературе. Проблема взаимодействия с родителями в группах компенсирующей направленности остается достаточно актуальной.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития, укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас:
− на содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
− на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
− на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Слаженное взаимодействие всех воспитывающих взрослых-
важное условие полноценного развития ребёнка с речевыми нарушениями.
Для нас сотрудничество с родителями является одним из положительных факторов, влияющих на эффективность логопедических занятий. Результаты коррекционной работы во многом зависят от того, насколько в них заинтересованы родители детей с ТНР. Одна из форм работы с детьми и родителями –совместная работа над детско-родительским образовательным проектом
Таким проектом в нашей группе стал проект по ознакомлению с художественной литературой «В мире книг». Данный проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему мероприятий в процессе коррекционной работы.
Цель проекта: Развитие речи детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами художественной литературы.
Задачи проекта:
− осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи — лексикой, грамматическим строем, звукопроизношением, фонематической стороной;
− расширение и обогащение словарного запаса детей, формирование грамматической строя речи, общих речевых навыков, просодической стороны речи;
− развитие мышления, слухового и зрительного внимания, памяти;
развитие творческих способностей;
− развитие коммуникативных навыков, диалогической речи, обучение рассказыванию знакомых произведений, умение выразительно рассказывать стихотворения;
− воспитание любви к чтению, навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, инициативности;
− создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с воспитателями и родителями детей;
− повышение культуры речи родителей и детей;
− приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемый результат:
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Данный проект состоял из серии мини-проектов, объединённых работой над произведениями одного писателя. Для своей работы мы выбрали произведения К. И. Чуковского, В. Г. Сутеева, Н. И. Носова.
Первым мини-проектом стал «В мире сказок К. И. Чуковского». Выбор произведений этого писателя был не случаен. Эти сказки знакомы каждому из нас с раннего детства. Родители с большим энтузиазмом включились в совместную работу. Подготавливая выставку книг писателя, приносили экземпляры разных изданий. Мы наблюдали за тем, как совместное творчество положительно влияло на сплочение детско-родительского коллектива. В ходе данного проекта было проведено большое количество различных мероприятий. Такие как: выставка книг К. И. Чуковского, конкурс рисунков по произведениям, конкурс чтецов, викторина по произведениям писателя «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского», драматизация сказки «Муха-цокотуха», лепка героев сказки «Федорино горе» (коллективная) и другие.
Все это было тесно взаимосвязано с календарно-тематическим планирование группы для детей с ТНР.
Мы отметили, как эмоционально раскрылись наши воспитанники, что повлияло на повышение самооценки и мотивации для дальнейшей работы.
Следующими мини-проектами стали «В мире животных В. Сутеева» и «Мир затей и историй Н. Н. Носова».
В данных проектах была продолжена работа по привлечению родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающей работе группы.
В заключении хотелось бы отметить эффективность проведенной работы, которая выражается в следующем:
Для детей:
− положительная динамика речевого развития;
− развитие коммуникативных навыков;
− удовлетворение от совместного творчества;
− выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
− положительная оценка деятельности ДОУ;
− готовность и желание помогать;
− активизация педагогического потенциала родителей,
− приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
− овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
− чувство удовлетворенности от совместного творчества.
− гармонизация детско-родительских отношений.
Для педагогов
− положительный психологический климат между учителем-логопедом и воспитателями;
− заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
− удовлетворенность собственной деятельностью;
− повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Данная форма работы позволила привлечь родителей к активному участию в коррекционном работе, способствовала установлению между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигнута главная цель этого взаимодействия — обеспечить максимально благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития ребёнка.
Литература:
- Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Вакуленко, Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи [Текст] / Л. С. Вакуленко — СП/б., 2011.
- Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей [Текст] / Т. А. Данилина — М., 2003
- Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Г. Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.