Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чижмакова, В. И. Инновационные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольника / В. И. Чижмакова, Н. А. Кудряшова, И. В. Серова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 144-148. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56828/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описан опыт работы МДОУ д/с № 98 по взаимодействию ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воспитание семейных ценностей через инновационные формы сотрудничества в единстве семьяребенокдетский сад.

Родители являются первыми педагогами ребенка, а наша задача оказать им помощь в воспитании и развитии, учитывая пожелания и интересы, применяя эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовнонравственном воспитании дошкольника. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Целью работы МДОУ д/с № 98 по духовнонравственному воспитанию является духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе культурноисторических традиций России, развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю, опираясь на взаимодействие с семьей. Коллектив детского сада стал искать более эффективные формы сотрудничества родителей и детского сада в духовнонравственном воспитании дошкольника. Эти формы нам помогут активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовнонравственному воспитанию детей.

Одна из интересных форм работы – это проектная деятельность, где родители являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями. Чтобы вызвать интерес к родному городу, необходим, прежде всего, подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Нам очень бы хотелось, чтобы эти впечатления у наших ребят стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем. Так родилась идея воплощения проекта «Семейные путешествия по Волгоградской области. Путевые заметки». Семейные рассказы о путешествиях по Волгоградской области были настолько интересными, в которых рассказывали о достопримечательностях, истории и традициях семьи. Читая материалы, анализируя записи путевых заметок, ребята узнали много интересного и познавательного. Знакомство детей с родным краем, с историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей Родины. Итоговым мероприятием проекта стал семейный вечер «Маленький волжанин». Мероприятие было организовано с целью привлечения внимания к семье, укрепления привязанности к членам своей семьи, вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. Все родители с большим удовольствием оформили семейную ромашку «ЯВолжанин», с историей каждой семьи.

F:\2016-2017\Волжанин огород ,ромашка\IMG_6942.JPG

Совместный долгосрочный проект «Улицы родного города» стал интересен не только детям и родителям, но и старшему поколению семей юных волжан. Ребятам стало интересно узнать, почему улицы, на которых они живут, носят такое название: улица Мира, улица Пушкина, улица Александрова и улица Клавы Нечаевой. В рамках проекта прошли совместные экскурсии в МОУ СШ № 17, где ребята посетили музей «Боевой славы», где узнали о героическом подвиге отважной летчицы Клавдии Нечаевой и ее боевых подругах. Вместе с родителями ребята создали альбомкнигу «Улицы родного города» с фотографиями своих улиц и дворов, своими рисунками и историями о строительстве улиц. Через весь проект прошла красной нитью связь поколений. Нравственный аспект этого проекта огромен, многие ребята и не думали, что их бабушки и дедушки строили их дом, улицу, город. Чувство гордости и радости переполняли ребят, когда они приносили свои семейные фотографии и истории для нашей книги «Улицы родного города» и рассказывали об истории улиц на встрече первостроителей города. Заинтересованное участие наших родителей в педагогическом процессе помогло создать семейную творческую мастерскую «В гостях у Лучиков». В мастерской совместное творчество детей с их родителями помогло раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, каждой семьи. Встречи в мастерской проходили в разнообразных формах: это были и мастерклассы, игрызанятия, которые проводили с ребятами наши замечательные мамыпедагоги. Наиболее интересными прошел мастеркласс «Герб семьи». Создавая герб своей семьи, ребята и родители отразили основные традиции, историческое начало, ценности своей семьи. Создание дружеской атмосферы сотрудничества, благоприятной среды для развития игровой деятельности дошкольников помог тематический вечер развивающих игр «Любознайка», семейный театр «Солнышко». Для поддержания интереса молодых родителей, стараемся разнообразить формы совместных встреч, таких как «Загляни в семейный альбом», «Вечерний отдых в кругу семьи», «Вся семья вместе, так и душа на месте», в содержании которых отражены семейные ценности, традиции, совместные активные выходные и праздники, путешествия, спортивные увлечения и увлечения.

Одной из новых для нас форм взаимодействия с семьями воспитанников стали интерактивные экскурсии по родному краю. Семьи наших воспитанников очень любят путешествовать. Семья Ширяевой ездила в гости к настоящим казакам, которые живут в хуторе Яменский Алексеевского района на р. Хопер. Своими впечатлениями Виктория вместе с мамой Вероникой Андреевной поделилась с ребятами группы. Дети с удовольствием узнали, как жили предки казаков, как сегодня хранят культуру и традиции казачьего быта. Православные, духовные традиции нашего народа уважают и чтут уже не в одном поколении семьи Марии Свиридовой. «Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова» эти слова Святителя Тихона Задонского можно считать девизом этой замечательной семьи. Ольга Александровна и Анатолий Владимирович воспитывают своим личным примером двух замечательных дочерей. Каждое лето семья Свиридовых путешествует по святым местам России. По сложившийся, доброй традиции они рассказывают нам о своем паломничестве. Интерактивное путешествие по Святым местам находит отклик в каждом сердечке, душе, глазах наших воспитанников. Ведь Вера, Надежда, Любовь всегда были спутниками русских людей.

Мои воспитанники приняли участие в городской акции «Ладная неделя» с целью укрепления и сохранения семейных ценностей и традиций. В рамках «Ладной недели» прошел мастер класс с родителями и детьми по изготовления народной куклы «Лады». Была оформлена выставка семейных исследовательских работ «Генеалогическое древо нашей семьи», где вместе с родителями, бабушками и дедушками готовили свои семейные древа. При составлении генеалогического дерева родители знакомили своих детей с историей своей семьи, что позволило ребятам осознать свои корни, понять, что он часть большой семьи, и история его рода неотрывно связана с историей нашей страны. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку «Семейные древа», где ребята с гордостью рассказывали о своей семье.

Феерично, ярко, талантливо, красочно, ещё много эпитетов можно подобрать, если высказывать свои впечатления о фестивале «Семья талантами богата», прошедшем в нашем детском саду 29 ноября 2018 года. В каждой семье есть свои таланты: кто–то играет на музыкальных инструментах, кто–то поет, танцует, сочиняет стихи, а некоторые занимаются декоративно–прикладным творчеством: рисуют, вяжут, вышивают и т. д. В музыкальном зале была оформлена выставка семейных работ. Каждая семья приготовила визитную карточку, где раскрыла секреты своих увлечений. Участники и гости фестиваля были приглашены в музыкальный зал, где творческие семьи продемонстрируют свои таланты в номинациях: вокал, танец, художественное слово (прозвучали стихи собственного сочинения), где молодые хозяйки удивили своими кулинарными способностями. Яркие, зажигательные выступления творческих семей еще раз заставили всех присутствующих убедиться в том, что совместное творчество оставляет неизгладимый след в душе каждого человека, помогает определиться в жизни, открыть неведомые ранее способности.

 9

SAM_5940SAM_5936SAM_5905Досуги, праздники самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка, знакомят с народной культурой. А озорная, веселая «Осенняя ярмарка» в подготовительной группе № 10 никого не оставила равнодушным, весь зал завела и всех гостей на пляску позвала. Ежегодно в нашем детском саду проводятся такие фольклорные праздники как, «Яблочный спас», «Широкая масленица», «В гости Пасха к нам пришла», развлечение «Вечер игр», имеющие немаловажное значение для воспитания духовнонравственных качеств у детей.

Нетрадиционная форма работы с семьей «Родительская почта» помогает нам наладить более тесный контакт с семьями, родители, законные представители имеют возможность в письме высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательнообразовательный процесс в группе, обратиться за помощью к тому или иному педагогу, специалисту.

Одной из новых для нас форм взаимодействия с семьями воспитанников стали совместные экскурсии выходного дня, семейный рождественский фестиваль «Чудный миг». Рождественская экскурсия с посещением храма Иоанна Богослова, познакомила детей и родителей с христианской культурой нашего народа и казачьего быта. Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры — это труд, радость, приносящая бесценные плоды. Традиционно, после новогодних каникул, в нашем детском саду прошла Святочная неделя. Воспитанники и педагоги с удовольствием погрузились в рождественскую атмосферу. Органично дополняли друг друга на праздничной неделе такие формы организации образовательной деятельности, как «Рождественские чтения» разучивание стихов о светлом празднике. «Рождественские мастерские» — это организация художественнопродуктивной деятельности: совместное изготовление воспитателями и детьми коллективной поздравительной рождественской открытки, «Рождественские потехи» — веселое колядование.

12 января 2019 г. по благословению епископа Калачевского и Палласовского Иоанна в камерном зале Центра культуры и искусств «Октябрь» г. Волжского состоялся II открытый городской рождественский семейный фестиваль «Чудный миг». Спеть рождественские песни и поделиться рождественской радостью друг с другом в камерном зале ЦКиИ «Октябрь» пришли воспитанники МДОУ д/с № 98 подготовительной группы № 10 «Лучики». Специально для проведения фестиваля в г. Волжском был издан сборник рождественских песен для дошкольников.

17 января 2019 г. в нашем детском саду прошло праздничное мероприятие, посвящённое великому, понастоящему светлому православному празднику Рождество Христово. Цель праздникаприобщение детей к русским народным традициям и обрядам, знакомство детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, колядками, святочными гаданиями. В гости к ребятам на Рождественский вечер пришел благочинный Волжского округа протоиерей Александр Копейкин, который обратился к детям, родителям воспитанников и гостям с добрыми пожеланиями. На «Рождественских встречах» детям рассказали об истории праздника. В этот день дети познакомились с новыми обрядами, узнали много нового об истории возникновения праздника. Маленькие артисты с удовольствием читали стихи, колядки, исполняли песни и танцы. Семейный вечер прошел в теплой душевной обстановке. Дети рассказывали стихи, пели песни о Рождестве. Все участники праздничного мероприятия получили огромное удовольствие и море позитивных эмоций. И, конечно же, какой же праздник без рождественских подарков? И здесь наши дети постарались. Они приготовили для своих родителей поделки белоснежных Ангелов, которые будут нести в их семьи добро, мир, благополучие, здоровье, а главноелюбовь!

«Марафон добра», одна из интересных форм сотрудничества с родителями, направленная на совершенствование духовнонравственного и патриотического воспитания детей. В рамках «Марафона добрых дел» провели акцию по сбору книг, которые мы подарили библиотеке «Подари книге новый дом».

Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи позволяет поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовнонравственной культуры. Мы уверены, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовнонравственному воспитанию детей. Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые инновационные формы сотрудничества с родителями. Каков человектаков мир, который он создает вокруг себя.

Литература:

  1. Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П.М.: УЦ «Перспектива», 2012.
  2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009.
  3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2005.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, ребенок, родной город, ребята, образовательный процесс, родной край, казачий быт, музыкальный зал.


Похожие статьи

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошколь...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в педагогике второй половины ХХ века

В исследовании установлено, что теория и практика физического воспитания детей дошкольного возраста второй половины ХХ века существенно обогатилась научными исследованиями педагогов, врачей, физиологов и значительным опытом работы воспитателей-практи...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО

Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активну...

Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и школьников начального звена в современном мире

В статье актуализируются проблемы нравственно-патриотического воспитания растущего поколения в современном мире; описаны пути решения проблемы преемственности в нравственно- патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой; рассказыва...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ

В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.

Похожие статьи

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребенка

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошколь...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию

Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Содержание, формы и методы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в педагогике второй половины ХХ века

В исследовании установлено, что теория и практика физического воспитания детей дошкольного возраста второй половины ХХ века существенно обогатилась научными исследованиями педагогов, врачей, физиологов и значительным опытом работы воспитателей-практи...

Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве

В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...

Патриотическое воспитание дошкольников в свете Федеральной образовательной программы и ФГОС ДО

Статья рассматривает важность патриотического воспитания детей в современном обществе, особенно в дошкольном возрасте. В статье описываются основные цели и задачи патриотического направления воспитания из ФОП ДО и ФГОС ДО. Авторы подчеркивают активну...

Преемственность в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников и школьников начального звена в современном мире

В статье актуализируются проблемы нравственно-патриотического воспитания растущего поколения в современном мире; описаны пути решения проблемы преемственности в нравственно- патриотическом воспитании между детским садом и начальной школой; рассказыва...

Индивидуализация образовательного процесса. Создание в ДОУ специализированной группы «Волжские орлята», организованной с целью развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

В статье описан опыт работы по созданию условий для развития нравственно- патриотического воспитания дошкольников, их активной жизненной и гражданской позиции, создание в ДОУ специализированной группы. Патриотическое воспитание сегодня – это социальн...

Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ

В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.

Задать вопрос