Рассмотрено хеджирование на основе фьючерсов, недостатки и преимущества фьючерсных контрактов в различных биржевых сделках.
Ключевые слова: фьючерсный контракт, хеджирование, маржирование, нефтепродукты, нефтетрейдеры.
Фьючерс — это финансовый инструмент, договор купли/продажи базового актива в определенную дату в будущем, но по текущей рыночной цене. В данной сделке выступают только две стороны – это продавец и покупатель. В данном случае продавец, который приобрел товар, возлагает на себя ответственность продать его, а покупатель, наоборот, купить.
Во многих фирмах сильно распространен фьючерсный контракт, что является одной из причин определенного риска. Нужно знать, что по фьючерсной сделке быть осуществлена поставка на рынке физического товара [1].
Также необходимо определить такое общее выражение как базис. Базис — это разница между ценой на наличном и фьючерсном рынках. Он не является постоянной величиной, хотя рынки наличного и фьючерсного товаров движутся в одном направлении, в определенные периоды цены на фьючерсы растут быстрее и наоборот. Изменение базиса объясняется несколькими факторами, среди них основным является соотношение между спросом и предложением. Зачастую фьючерсные цены превышают цены на наличный товар. Про такой рынок говорят, что он находится в состоянии контанго. Тем не менее в случае падения предложения ситуация меняется. Рынок находится в состоянии бэквадэйшн в том случае, когда цена на фьючерсный контракт ниже, чем на имеющейся товар. Рынок в таких состояниях часто называют, в состоянии контанго — премиальным, а в состоянии бэквадэйшн — дисконтным.
Абсолютно по всем фьючерсным контрактам должно осуществляться маржирование. Маржа — это некая сумма денег, которая берется одной из сторон сделки в качестве гарантии выполнения обязательств другой стороной.
Ее значение заключается в том, что сторона, которая получила маржу, может использовать ее, чтобы погасить открытую позицию, а сторона, которая внесла маржу, не может выполнить свои обязательства.
В качестве залога или суммы денег определяется начальная маржа, которая необходима для покрытия возможных колебаний цен в течение фиксированного периода между днем закрытия рынка и следующим днем. Вариационная маржа – это сумма денег, отражающая фактическое изменение цены от одного дня к следующему. При открытии позиций и закрытии их в тот же день вариационная маржа не начисляется.
Все больше компаний используют фьючерсные сделки. Некоторые используют их, чтобы получить дополнительную прибыль, а некоторые – чтобы снизить убытки. В этом случае компании можно разделить на две категории — это хеджеры и спекулянты. На рынке нефтепродуктов и нефти компании, которые относятся к хеджерам и выступают, как правило, все участники рынка: нефтетрейдеры и нефтеперерабатывающие компании. Компаниями, которые относятся к спекулянтам, могут выступать нефтетрейдерные компании, а также частные лица, у которых «за плечами» огромный опыт работы в нефтегазовом бизнесе.
Хеджер прилагает все усилия для того, чтобы снизить риски и минимизировать убытки от торговли на рынке физического товара, а спекулянт прилагает усилия, чтобы получить максимальную прибыль, осознанно принимая на себя риски [1]. Действие спекулянта полностью базируется на прогнозировании ситуации, анализе технических факторов, которые влияют на изменчивость рынка.
Практическое применение фьючерсных контрактов в различных биржевых сделках имеет определенные недостатки и преимущества, которые можно обобщить и выразить в следующей таблице.
Плюсы |
Минусы |
Возможность заключить сделку на любое количество контрактов |
Необходимость постоянного наличия вариационной маржи |
Четкая отрегулированность рынка |
К недостаткам хеджирования можно отнести отказ компании от получения прибыли на рынке реального товара, при резком росте или повышении цен, однако это обычно исключается при хеджировании, так как цена устанавливается заранее.
Бывают и другие недостатки, которые связанные с хеджированием. Фьючерсные контракты являются стандартными по объему. Обычно сделка хеджера не укладывается точно в определенное количество фьючерсных контрактов. Хеджеру редко удается занимать сбалансированные позиции на фьючерсных и наличных рынках, таким образом он подвергается дополнительному, но невысокому риску.
Можно выделить элемент ценового риска — несовпадение качества товара. Каждый фьючерсный контракт стандартен, и качество поставляемого по нему товара точно оговорено. Цены фьючерсных рынков складываются на основе контрактного сорта данного товара. Если хеджируемая наличная позиция не соответствует категории фьючерсного контракта, то цена наличного товара не всегда будет меняться в противоположную сторону от фьючерсной позиции. Хеджерам редко удается точно рассчитать время хеджа.
Не исключено, что фьючерсная часть хеджирования будет закрыта до ликвидации наличной позиции, так как процесс поставки может занять некоторое время, в то время как фьючерсная позиция закрывается практически мгновенно. Таким образом фьючерсные контракты представляют собой способ купли или продажи товара по заранее оговоренной цене.
Разница между фьючерсной и наличной ценой называется базисом. К преимуществам фьючерсного контракта можно отнести высокую ликвидность, простоту использования и четкую отрегулированностъ рынка. К недостаткам – возникновение базисного риска, постоянные ежедневные расчеты с биржей (вариационное маржирование).
Литература:
1. [Электронный ресурс] URL:http://forex-traider.ru/foreks-stati/1492-hedzhirovanie-riskov-zachem-eto-nuzhno
2. [Электронный ресурс] URL:https://news-hunter.pro/forex/strategiya-hedzhirovaniya-razumnaya-ostorozhnost-trejdinga.pro
3. Кузин Б., Шахдинаров Г., Юрьев В. К. Методы и модели управления фирмой: Учеб. Пособие. — С-Пб.: Питер, 2015.
4. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В. Е. Ланкина. — Таганрог: ТРТУ, 2015
5. Хеджирование фьючерсными контрактами фондовой биржи РТС — Буренин А. Н.
6. [Электронный ресурс] URL:https://neftegaz.ru/analisis/view/8432-Hedzhirovanie.-Upravlenie-tsenovymi-riskami-neftegazovyh-kompaniy