Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования заключения служебного контракта с государственными гражданскими служащими. Подчеркнуто взаимодействие в этой части норм действующего трудового законодательства и специального законодательства, регулирующего государственную гражданскую службу. Выявлены имеющиеся, на взгляд автора, проблемы. Приведены примеры из судебной практики.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, содержание служебного контракта, представление документов при заключении служебного контракта.
Государственная служба является особой сферой профессиональной деятельности в области обеспечения суверенитета государства и безопасности страны, защиты интересов, прав и свобод граждан и юридических лиц.
В период становления современной государственной службы принят ряд мер по ее организации в новых условиях как правового и социального института [1, с. 235].
В регулировании трудовых отношений гражданских служащих Российской Федерации важнейшую роль занимает Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) [1].
Служебный контракт является соглашением, что позволяет говорить о совокупности в его содержании существенных и дополнительных условий. Существенными условиями заключения служебного контракта являются обязательные элементы, без которых служебный контракт не может быть заключен. Состав существенных условий служебного контракта определен частью 3 статьи 24Закона № 79-ФЗ исчерпывающим образом.
Принципиальным с практической точки зрения является включение в служебный контракт даты начала исполнения должностных обязанностей. В данном случае действует общее правило, установленное ст. 61 Трудового кодекса РФ, согласно которому гражданский служащий обязан приступить к исполнению своих обязанностей на следующий день после вступления служебного контракта в силу, а отсутствие его на рабочем месте может являться основанием для аннулирования служебного контракта.
В служебном контракте должен быть оговорен срок его вступления в силу. Вступление в силу служебного контракта означает, что его стороны приобретают обязанности и права, вытекающие из условий служебного контракта и обусловленные спецификой прохождения гражданской службы.
Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.
Помимо прав и обязанностей государственного гражданского служащего, которые в обязательном порядке отражаются в служебном контракте, государственный гражданский служащий обязан соблюдать как должностной регламент, так и действующий в том органе, где он исполняет свою служебную деятельность, административный регламент.
При поступлении на гражданскую службу гражданин обязан представлять паспорт (п. 3 ч. 2 ст. 26).
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, при поступлении на гражданскую службу она также подлежит представлению.
Обязательным документом при поступлении на гражданскую службу является свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ.
При поступлении на государственную гражданскую службу гражданин обязан предъявлять документ об образовании. Одним из квалификационных требований, предъявляемых к замещению должностей гражданской службы, является требование к уровню образования.
При заключении служебного контракта гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами РФ перечень, обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ч. 1 ст. 20 Закона № 79-ФЗ).
Перечень должностей федеральной гражданской службы, замещение которых предполагает предоставление сведений сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, а также на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 [3]. Нормативными правовыми актами аналогичные перечни утверждены в государственных органах. Для государственных гражданских служащих субъектов РФ перечни должностей, предполагающие предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждаются нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Сведения, сообщенные гражданином, информация о результатах проверки достоверности и полноты представленных сведений, вносятся в личное дело. К личному делу приобщаются также справки, представленные по утвержденной форме. Гражданские служащие имеют право беспрепятственно знакомиться со всеми материалами и давать в письменном виде объяснение по указанным материалам, которое должно быть приобщено к личному делу.
Законом не определены сроки и способы представления документов. В случае конкурсного замещения срок предоставления документов определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 [4]. Документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.
Законом № 79-ФЗ определено, что при заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей: с должностным регламентом; с правилами работы со служебной информацией; с правилами по охране труда и технике безопасности. После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.
Основанием заключения срочного служебного контракта является замещение отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» (должности гражданской службы категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;
Внешнее совместительство гражданского служащего не запрещено и определено ч. 2 ст. 14 данного Закона. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Однако речь идет о той ситуации, когда гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на постоянной основе в органе государственного управления, а по совместительству работает в иной организации. Закон однозначно этот вопрос не решает, однако, учитывая особенности государственной службы как профессиональной деятельности, можно предположить, что ее организация возможна исключительно на постоянной основе, то есть гражданские служащие осуществляют свои функции в течение неопределенного времени (постоянно), а их работа является основным видом деятельности.
Также основанием для заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций. Учитывая субсидиарное регулирование трудовым законодательством гражданской службы, к данной ситуации могут быть применены нормы, установленные ТК РФ. Основания заключения срочного служебного контракта не являются исчерпывающими.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 31. — ст. 3215.
- Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2010 № 48-В10–9 // СПС «Консультант Плюс».
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (ред. от 03.07.2018) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 21. — ст. 2542.
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (ред. от 10.09.2017) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ»// Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 6. — ст. 439.
- Абрамов И. А. Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 41–43.
- Барциц, И. Н.Реформа государственного управления в России: правовой аспект / И. Н. Барциц. — М.: Формула права, 2008. — С. 235.