Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, современная процедура аттестации, разнообразные рейтинги и непосредственные потребители образовательных услуг, родители воспитанников, предъявляют высокие требования к качеству дошкольного образования, а следовательно, и к уровню профессионального мастерства педагогов. Перед методической службой дошкольной организации стоит задача — поиск наиболее эффективных форм повышения уровня профессионализма современного педагога. Одной из таких форм являются профессиональные конкурсы различного уровня. В чем же особенности организации и преимущества конкурсов для педагогов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций города?
Задачи профессиональных конкурсов врамках сетевого взаимодействия:
− обеспечить более широкий охват педагогических кадров дошкольных учреждений активной методической работой;
− стимулировать профессиональный рост и самореализацию педагогов;
− активизировать обмен опытом работы, мнениями, знаниями разных по уровню образования, квалификации педагогов ДОУ;
− формировать конкурентоспособность педагогов;
− стимулировать потребность в освоении и применении инновационных технологий;
− развивать творческое взаимодействие и сотрудничество педагогов ДОУ города;
− отрабатывать механизм организации и проведения городских конкурсов профессионального мастерства с участием меньшего количества ДОУ.
Решение этих задач в совокупности позволит достичь основной цели — повышение качества дошкольного образования. И мы хотели бы представить опыт организации и проведения городских профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия на примере конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященного Дню народного единства «Дружба и братство — лучшее богатство!» (далее — Конкурс).
Содержание сетевого взаимодействия ДОУ по подготовке ипроведению городского конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию, посвященного Дню народного единства Дружба ибратство— лучшее богатство!»
Название этапа |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Подготовительный |
1. Заседание творческой группы по подготовке и проведению Конкурса по определению тематики конкурса, участников, подача сведений в УО |
Август 2018 года |
Старшие воспитатели ДОУ, входящих в оргкомитет Конкурса: МДОУ д/с № 48, № 73, № 89, № 90, № 97 |
2. Знакомство с опытом коллег по организации профессиональных конкурсов различного уровня в различных источниках |
До 01.09.2018 |
Старшие воспитатели ДОУ, входящих в оргкомитет Конкурса: МДОУ д/с № 48, № 73, № 89, № 90, № 97, |
|
3. Разработка Положения Конкурса, согласование, утверждение в управлении образования Приглашение членов Экспертного совета (жюри) Конкурса Разработка шаблона диплома для награждения, согласование, подписание в управлении образования |
До 14.09.2018 |
Старшие воспитатели МДОУ д/с № 48, № 73, № 89 Старший воспитатель МДОУ д/с № 89 Старшие воспитатели МДОУ д/с № 105, 90 |
|
4. Рассылка утвержденного Положения о Конкурсе членам Экспертного совета (жюри), ДОУ — участникам Конкурса |
Старшие воспитатели МДОУ д/с № 48, № 73, № 89 |
||
Основной (проведение Конкурса) |
1. Подача заявок на участие в Конкурсе в МДОУ д/с № 48 |
До 01.10.2018 |
Старшие воспитатели МДОУ д/с № 48, № 73, № 89, № 90, № 95, № 97, № 105 |
2. Проведение первого этапа (разработка и реализация проектов) на базе ДОУ-участников Конкурса |
01.10.2018–30.10.2018 |
Творческие группы ДОУ-участников Конкурса: МДОУ д/с № 48, № 73, № 89, № 90, № 95, № 97, № 105 |
|
3. Представление проектов и материалов к ним, организационного взноса в оргкомитет Конкурса (МДОУ д/с № 48) |
До 01.11.2018 |
Творческие группы МДОУ д/с № 48, № 73, № 89, № 90, № 95, № 97, № 105 |
|
4. Проведение второго этапа Конкурса (оценивание методических разработок участников на базе МДОУ д/с № 48) |
01.11.2018–08.11.2018 |
Экспертный совет (жюри) Конкурса |
|
Заключительный |
1. Проведение городского фестиваля национальных культур «Дружба и братство — лучшее богатство» с участием родителей воспитанников на базе МДОУ д/с № 89 |
13.11.2018 |
Старший воспитатель МДОУ д/с № 89, творческие группы ДОУ-участников Конкурса |
2. Анализ результатов работы по подготовке и проведению Конкурса |
14.11.2018 |
Творческая группа по подготовке и проведению Конкурса |
|
3. Рассылка методических материалов к проектам, фото, видеоматериалов фестиваля ДОУ — участникам Конкурса |
15.11.2018 |
Старшие воспитатели МДОУ д/с № 48, № 89 |
Остановимся подробнее на организации и проведении некоторых мероприятий Конкурса.
Положение о Конкурсе, как правило, включает в себя следующие разделы:
- Общие положения.
- Цели и задачи Конкурса.
- Организационный комитет Конкурса.
- Экспертный совет (жюри) Конкурса.
- Условия участия в Конкурсе.
- Сроки и этапы проведения Конкурса.
- Требования к оформлению проектов и их оценка.
- Подведение итогов Конкурса.
Положение о Конкурсе содержало два приложения: заявка на участие в Конкурсе, состав экспертного совета (жюри)
Чтобы Конкурс имел статус городского, важно соблюдение следующих условий:
- Необходимо подать сведения о Конкурсе для включения в план управления образования.
- Проект положения о Конкурсе отправить для редактирования и согласования методисту информационно-технической службы при управлении образования.
- Положение должно быть утверждено начальником управления образования городского округа — город Волжский Волгоградской области, а также руководителями ДОУ, входящими в состав оргкомитета конкурса.
- В раздел «Общие положения» необходимо включить пункты:
− учредителем Конкурса является управление образования администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области;
− организаторами конкурса являются муниципальные дошкольные образовательные учреждения детские сады № № ….
Для участия в различных мероприятиях Конкурса (работе Экспертного совета, в награждении участников Конкурса) можно пригласить представителя управления образования, написав служебное письмо на имя начальника. Для освещения мероприятия можно привлечь представителей СМИ.
Шаблоны дипломов или грамот (в соответствии с Положением о Конкурсе) для награждения победителей и участников конкурса также необходимо заранее отправить на согласование методистам информационно-технической службы управления образования.
Конкурс проходил в два этапа. Первый этап (разработка и реализация проекта, представление методических разработок в электронном и печатном виде в оргкомитет конкурса) проводился на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Второй этап (городской) — проводился с 01.11.2018 по 08.11.2018 на базе МДОУ д/с № 48. На городском этапе конкурса членами Экспертного совета оценивались результаты проектов дошкольных учреждений — участников Конкурса. Второй этап Конкурса завершился фестивалем народностей, представленных в педагогических проектах. Фестиваль проходил 13.11.2018 на базе МДОУ д/с № 89. Участие в фестивале не оценивалось Экспертным советом.
Содержание выступления на фестивале:
− презентация (видеоролик) о реализации проекта (10 мин):
− национальный танец (2–3 мин);
− песня (3 мин);
− национальная игра;
− национальное блюдо (выставка).
На фестивале присутствовали члены Экспертного совета Конкурса, которые вручили победителям и участникам дипломы управления образования администрации городского округа — город Волжский Волгоградской области, лучшие конкурсные работы — рекомендованы к публикации в журнале «Молодой ученый», опыт по организации Конкурса к презентации на ГМО «Молодой старший воспитатель».
Если к участию в Конкурсе привлекается достаточное большое количество учреждений, то заключительное мероприятие можно проводить не только на базе ДОУ, но и учреждений дополнительного образования, культуры.
Для того, чтобы выявить слабые и сильные стороны в организации и проведении Конкурса, повысить эффективность сетевого взаимодействия по данному направлению в перспективе, был проведен анализ результатов проведенной работы. Анализ взаимодействия ДОУ по организации и проведению городского конкурса проектов «Дружба и братство — лучшее богатство» выявил следующее:
− необходимо организовывать различные методические мероприятия по повышению уровня владения технологией проектирования;
− участникам Конкурса важно придерживаться рекомендаций по оформлению медиапрезентаций (качественные фото, минимум текста);
− соблюдать сроки подачи материалов в оргкомитет Конкурса;
− в рамках фестиваля представлять выступления с преобладанием песенного, танцевального, игрового, а не текстового материала;
− для повышения эффективности работы по организации и проведению Конкурса важно равномерно распределять обязанности среди ДОУ, входящих в оргкомитет Конкурса;
− расширять количество участников Конкурса с целью выявления и транслирования передового педагогического опыта по эффективному использованию инновационных педагогических технологий;
− активизировать привлечение представителей управления образования, СМИ к участию в мероприятиях.
Творческих успехов!
Литература:
- Рачкова Е. В. Сетевое взаимодействие в детском саду// Современное дошкольное образование. — 2008. — № 3.
- Скородумова А., Узорова Т. ИКТ используют все педагоги. Как выявить лучших?// Справочник старшего воспитателя. — 2017. — № 4. — С. 26–31.
- https://урок.рф/library/konkursi_professionalnogo_masterstva_kak_sredstvo_073000.html