Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, «это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [5, с. 102]. Нравственное воспитание имеет свою специфику, трудности в организации, но, овладев необходимыми педагогическими и психологическими знаниями, взрослый будет способен формировать нравственные представления ребёнка и культуру поведения.
Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды, по мнению В. А. Ясвина, «является её способность обеспечивать весь комплекс потребностей всех субъектов образовательного процесса, создавать мотивацию их активной деятельности» [5, с. 104].
К дошкольному возрасту ребенок постигает сферу нравственных взаимоотношений людей. Он владеет многими нормами поведения, способен их соблюдать и нести персональную ответственность за их нарушения. Теперь очень важно, чтобы ребёнок не только владел нормами, но и хотел их соблюдать. Каждый из детей ожидает одобрения взрослых, из-за чего пытается соблюдать требования и нормы. Конечно, любой ребёнок опасается наказания. Отсюда возникает нравственный мотив дошкольника — желание сохранить и укрепить положительное отношение к нему значимых взрослых. Нравственное поведение, которое строится только на внешнем контроле, поощрениях — наказаниях — прагматично. Нормы выполняются ребёнком не потому, что он «добрый», «честный», «справедливый», а из-за присутствующей для него выгоды. Нарушая нормы, ребёнок, напротив, может быть наказан. Социальный контроль — вот опора такого нравственного поведения. Однако, данный контроль может исчезнуть, хотя в жизни дошкольника такое бывает не часто. Дети как правило находятся со взрослыми: родителями, воспитателями. Систематическое присутствие взрослых рядом, их присмотр создают у ребенка иллюзию: если взрослого рядом нет, рано или поздно, он все равно узнает о нарушении, догадается. Происходит «взращивание» внешнего контроля: теперь уже не сам взрослый, а лишь образ его в сознании ребенка становится носителем контроля. Так может сформироваться внешний локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроля).
Д. Роттер: «Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации» [1, с. 190].
Ребёнок взрослеет, и внешний контроль перестает быть актуальным. В отношениях ребенка с обществом появляется область, недоступная внешнему контролю, в которой ребенок остается «один на один» с нравственной нормой. И если нравственное поведение опиралось лишь на контроль — с падением последнего исчезнет и оно.
Наиболее эффективный прием в формировании нравственного поведения — метод «смены позиции», его суть в том, что ребёнка ставят в позицию взрослого — учителя. Меняется нравственная самооценка самого ребенка и его отношение к себе. Итак, ребёнок уверен, что мы не знаем о его нарушениях, но сам о них знает. Это приводит к появлению у ребенка «положительного представления о себе» — это и есть тот нравственный мотив, который не зависит от контроля со стороны. Таким образом, очень важно, как мы помогаем ребёнку построить свою морально-нравственную основу, с которой он «пойдёт по жизни».
Образовательная среда имеет огромную роль в развитии и становлении личности ребёнка. Основные психические процессы, нравственная основа формируются именно в дошкольном возрасте. Психика ребёнка очень нежна и восприимчива, поэтому нарушить её или исказить какие-то важные установки очень легко, и зачастую педагоги, конечно, мы говорим о «плохих» представителях, сами того не предполагая, совершают роковые ошибки. Однако образовательная среда, это широкое и многогранное понятие, и ответственность лежит не только на педагогах-воспитателях, но и конечно на администрации, которая, должна вести работу с педагогическим коллективом, и отслеживать недоработки.
Структура образовательной среды включает три компонента: [6, с. 210].
1 компонент. Пространственно-предметный, то есть пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации детей. Другими словами, это предметная среда ДОУ, которая включает развивающую направленность и здоровъесберегающую направленность.
2 компонент. Социальный, то есть пространство условий и возможностей, которые создаются в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (педагогами, администрацией, родителями, специалистами и др.). Это взаимодействие участников педагогического процесса, которое включает: личностно- ориентированное взаимодействие и ответственность педагогов за качество образования.
3 компонент. Психодидактический, то есть комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях. Это компонент освоения содержания образования, он включает: соответствие способов освоения содержания образования его развивающему характеру; соответствие содержания образования потребностям [6, с. 220].
Если образовательная среда построена с учётом всех этих компоненты, она будет благоприятно влиять на развитие личности дошкольника.
В своем учреждении мы провели анализ, который состоит из качественно-содержательной характеристики, которая представлена в выявление модальности образовательной среды (векторная модель). Разработанная В. А. Ясвиным методика векторного моделирования образовательной среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность». Согласно типологии Я. Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная — свободного и активного; безмятежного потребления — свободного, однако, пассивного; карьерная среда — активного, но зависимого.
Для психолого-педагогического анализа образовательной среды необходимо ответить на шесть диагностических вопросов. Три вопроса направлены на определение наличия в данной среде возможностей для свободного развития ребенка и, соответственно, три вопроса — возможностей для развития его активности. Ответ на каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале («активности», «пассивности», «свободы» или «зависимости») один пункт. На основании эмпирических педагогических характеристик личности ребенка, приводимых в работах Корчака и Лесгафта, «активность» понимается в данном случае как наличие таких свойств как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п.; соответственно, «пассивность» — как отсутствие этих свойств, другими словами, полюс «пассивности» на данной шкале может рассматриваться как «нулевая активность»; «свобода» связывается здесь с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью, внутренним локусом контроля и т. п.; наконец, «зависимость» понимается как приспособленчество, рефлекторность поведения, связывается с внешним локусом контроля и т. п. По итогам всех ответов на диагностические вопросы в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать данную образовательную среду.
Второй этап анализа — это количественные характеристики, включающие в себя 12 блоков охватывающие все сферы образовательной среды ДОУ. Так как в образовательную среду включены все субъекты педагогического процесса. Нас интересовало: довольны ли родители качеством работы педагогов, и в свою очередь как педагоги относятся к родителям. И конечно, посмотрели на примере выпускных групп, благоприятно ли влияет данная образовательная среда на развитие нравственного компонента личности дошкольника.
Оценивались параметры:
− широта образовательной среды;
− интенсивность образовательной среды;
− структурно-динамическая характеристика;
− степень осознаваемости образовательной среды;
− показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса;
− обобщенность образовательной среды;
− эмоциональность образовательной среды;
− доминантность образовательной среды;
− когерентность (согласованность) образовательной среды;
− социальная активность образовательной среды;
− мобильность образовательной среды;
− структурированность образовательной среды;
− устойчивость образовательной среды.
Анализ данных показал, что средние показатели выявлены по параметрам: интенсивность образовательной среды, но это обоснованно спецификой работы ДОУ, где режимные моменты чётко прописаны и не могут носить более интенсивный характер; широта образовательной среды, что также обусловлен спецификой ДОУ, так как дошкольники не имеют возможности выездов в другие страны, или летние лагеря, однако в меру возможностей, поездки и экскурсии осуществляются, в основном, конечно, «гости» приезжают в ДОУ. В остальном, по всем параметрам получились довольно высокие баллы. Для дальнейшего развития образовательной среды нами была разработана стратегия развития учреждения.
С целью выявления представлений педагогов и родителей друг о друге как партнёрах по воспитанию детей в ДОУ было проведено анкетирование, анализ показал, что между родителями и педагогами налажены партнёрские отношение, и присутствует осознанность важности совместной работы.
Мы рассматривали, как образовательная среда ДОУ влияет на развитие социально- личностного компонента, через призму сформированности нравственных качеств. Для этого была проведена диагностика в 2 подготовительных группах, возраст детей — 6 лет. Использованы методики «Подели игрушки», «Лесенка», «Добро, Зло и Я» и «Изучение уровня самоконтроля», которые были нами взяты из сборника М. В. Корепановой и Е. В. Харламповой «Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». В результате проведения данного диагностического блока на выявление сформированности нравственных качеств дошкольников, можно сделать вывод о том, что образовательная среда ДОУ благоприятно влияет на развитие этих качеств, так как воспитанники показали довольно высокие результаты. Однако, педагогам необходимо уделить внимание развитию эмоциональной сферы детей, пониманию проявлений эмоций и чувств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что образовательная среда ДОУ благоприятно влияет на развитие личности ребёнка, в частности нравственного компонента. Реализация раздела о развитии социально-нравственного компонента, предусмотренного программой образовательного учреждения, обеспечивает развитие и формирование нравственных качеств личности детей.
Литература:
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Академия, 2001. — 190 с.
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.академия образования 5-е изд. / И. Ю. Кулагина. — М.: УРАО, 1999. — 120 с.
- Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14 / Д. А. Леонтьев. — М.: Психология, 1997 № 1. –50 с.
- Ясвин, В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин. — М., 1997.–220 с.
- Ясвин, В. А. Исследование толерантности в школе // Школьный психолог № 20 / В. А. Ясвин. — М., 2009. –180 с.
- Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда. Сб. науч. тр. В. А. Ясвин. — М.: ИНИМ РАО, 2010. — 357 с.