В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края является одним из приоритетных направлений в работе дошкольной образовательной организации. Данная статья раскрывает возможности мини-музея казачьей культуры, созданного в дошкольном образовательном учреждении, как эффективного ресурса нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В 2016–2018 гг. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области» был успешно реализован проект по созданию «Мини-музея казачьей культуры».
Продолжительность проекта: 20 месяцев (сентябрь 2016 г. — май 2018 г.)
Тип проекта: практико-ориентированный; долгосрочный.
Участники проекта: педагоги, родители, старшие дошкольники, социальные партнеры.
Актуальность темы проекта.
Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине всегда находились в центре внимания педагогов-дошкольников.
С введением в действие ФГОС ДО — знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, с историей страны, родного края стало одним из приоритетных направлений.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Приобщение ребенка к культуре своего народа, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
А поскольку история Нижнего Поволжья тесто связана с казачеством, то изучение быта, обычаев казаков является благодатным материалом для воспитания интереса к прошлому своей земли, к культурным традициям своего народа, любви к Родине.
Историческая справка. Существует три основных точки зрения на казачество. Одни определяют его как особый народ (этнос), другие — как военно-служилое сословие, третьи — как своеобразную часть народа (военизированное крестьянство).
Такой своеобразный феномен, как казачество возник именно в России. Многие «сильные мира сего» испытывали чувство искренней зависти по этому поводу, и даже пытались создать нечто подобное, но из этого ничего не вышло, ибо казачество — явление уникальное, событие чисто российского свойства.
Профессор А.Козлов полагает, что как самостоятельная общность казачество определилось в ХII веке. Сообщество казаков в конечном итоге на протяжении нескольких столетий успело пройти этап субэтнической категории, субэтноса. Этот процесс замедлился, когда в начале XVIII века Петр I превратил казаков в регулярное войско и с этого времени среди казачества начинает развиваться сословное начало. Эти процессы протекали с ХVIII до начала ХХ века. Еще в XIV-XVII веках вольные люди (казаки) работали по найму, несли военную службу в пограничных районах. Они участвовали в войнах и походах. К началу ХХ столетия в России насчитывалось 11 казачьих войск.
В числе других было и Волжское казачье войско. Казаки не допускали деления людей по национальному или религиозному признаку. Православные церкви мирно уживались с мусульманскими мечетями. Общим в казачьей среде являлись верность присяге и любовь к России, воинское товарищество и братство. На протяжении пятисот лет казаки охраняли рубежи России и часто становились заслоном на пути вторжения ее врагов, казаки составляли наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые трудные и ответственные участки в боях и сражениях.
Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам.
Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое изучение культурного наследия своего народа, что в свою очередь будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию, развитию у детей исследовательской и познавательной активности.
Цель проекта: создание мини-музея казачьей культуры для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Нам бы хотелось донести до юных волжан крупицы истории одного из самых первых казачьих войск — ВОЛЖСКОГО, в старом варианте произношения — «Волгского».
Проживая на берегах Волги, дети, да и многие взрослые зачастую не подозревают, что их предки были волжскими казаками. Именно они в XV-XVII веках освоили наш благодатный край, заложив города-крепости на берегах великой русской реки Волги.
Задачи проекта:
− организовать специальное пространство в детском саду для размещения, использования и хранения музейных экспонатов;
− создать основу учебно-методического комплекса, обогащающего образовательный процесс (разработка занятий, экскурсий, развлечений, дидактических пособий и т. д.).
− привлечь внимание родителей и детей к музейной культуре, знакомить с историей и культурой Нижнего Поволжья, побуждать к творческой, исследовательской и познавательной деятельности;
− развивать творческие способности детей через приобщение культурному наследию казачества.
Мини-музей представляет собой специально организованное пространство в ДОУ, основное предназначение которого заключается в расширении кругозора, пробуждении интереса к истории казачества, культуре и быту казаков.
В отличие от настоящих больших музеев, мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и детей, здесь ребенок выступает не только созерцателем, а является творцом и соавтором работ. Все музейные экспонаты интерактивны, т. е. их можно трогать, брать в руки и рассматривать.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО:
− содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
− приобщение детей к культурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
− учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап— мотивационно-проектный (сентябрь 2016 — ноябрь 2016 гг.) Изучение возможности создания мини-музея. Анализ имеющихся условий, создание творческой группы, подготовка помещения для мини-музея |
||
Наименование мероприятия |
Ответственные
|
Результаты реализации проекта
|
Разработка нормативно-правовой базы по сопровождению проекта. Создание творческой группы по реализации проекта |
Заведующий, старший воспитатель |
Приказ, положение, определение функциональных обязанностей членов творческой группы |
Анализ методической литературы, интернет- ресурсов по организации мини-музея, работ по истории, культуре и быте казачества |
Творческая группа |
Создание банка методических, наглядно-дидактических пособий. Подбор литературы |
Повышение мотивационной заинтересованности педагогов, родителей и старших дошкольников в изучении материалов, связанных с казачеством. Поиск социальных партнеров. |
Старший воспитатель, творческая группа |
Цикл музейных занятий «Казаки — степные рыцари», организованный совместно с Волжским городским краеведческим музеем. |
2 этап— внедренческий (основной) (декабрь 2017 по март 2018 гг.) В ходе основного этапа реализации проекта проводятся запланированные мероприятия согласно направлениям деятельности с привлечением родителей и социальных партнёров |
||
Сбор экспонатов, создание картотеки мини-музея казачьей культуры |
Старший воспитатель, творческая группа, родители воспитанников |
Открытие мини-музея; создание книги отзывов мини-музея казачьей культуры |
Создание основы учебно-методического комплекса мини-музея |
Старший воспитатель, творческая группа |
- Изготовлены учебно-методические пособия: «Казачьи сказки», «Воспитание казака», «Игры казаков», «Донские казачьи поговорки», «Стихи о казаках», «Донские казачьи стихи, загадки», «Казачьи праздники», «Заповеди казаков», «Казачьи символы и знаки»; — создана музыкальная фонотека (старинные песни, свадебные, игровые и т. д.); — подборка видеофильмов и презентаций о казаках и истории казачества; — изготовлены информационные стенды в холле мини-музея: «Кто такие казаки», «Устройство казачьего куреня», «Воспитание маликов и девочек в казачьих семьях»; — изготовлены дидактические игры: игра-раскраска «Казачий курень», «Казачьи обряды», развивающая игра «Собери картинку», «Казачье подворье» (угадай, дорисуй, раскрась), «Укрась предметы казачьего быта» (игра-раскраска); — разработки викторин для старших дошкольников: «Казачий курень», «Оружие казаков»; — разработаны конспекты занятий, сценарии музейных экскурсий: «Доброму гостю без зову рады!», «В эти игры мы играли!»; — изготовлены атрибуты для казачьего подворья, сшиты костюмы к праздникам. |
Мероприятия мини-музея с участием родителей воспитанников и социальных партнеров |
Заведующий, старший воспитатель, творческая группа, родители воспитанников |
- Участие во II, III, IV областном Константиновском фестивале (Экспозиция «Казачий курень» — музей под открытым небом) 2016, 2017, 2018 гг.; — организованы мастер-классы для детей и взрослых: «Оберег на счастье», «Подкова» (в рамках Константиновского фестиваля) 2016, 2017 гг.; — проведен мастер-класс для детей и педагогов «Кукла-оберег «Здравушка» (ведущий- бабушка воспитанника ДОУ Бондаренко Н. В.), 2017 г.; — занятие-путешествие «Атамань — казачья вольница» для детей старшего дошкольного возраста (ведущий — бабушка воспитанницы ДОУ Кораблева Л. А. о семейном путешествии в этнографический выставочный комплекс «Атамань»), 2017 г.; — организован концерт совместно с ВИЭПиП г. Волжского, детскими садами г. Волжского к 75-летию Сталинградской битвы «Казаки-герои Великой Отечественной войны»; — организованы выездные выставки мини-музея «Казачий курень» в ДК «Октябрь» г. Волжского в День народного единства, 2017 г.; в МОУ СОШ № 27 г. Волжского, 2018 г.; — приглашение народного ансамбля казачьей и русской песни «Золотые купола» ДК «Октябрь» на праздник, посвященный Дню пожилого человека, 2018 г. |
3 этап— обобщающий (с марта 2018 по май 2018 гг.) Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов города, участие в конкурсах. Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях. |
||
Участие в городском смотре-конкурсе музеев, музейных уголков, мини-музеев народного творчества образовательных организаций города «ПАРАСКЕВУШКА» по теме: «Здесь Родины моей начало» |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
Диплом за 1 место в номинации «Обычаи и обряды народов Поволжья», возрастная категория 6–7 лет, 2018 г. |
Участие в городском конкурсе «Дерзайте, вы — талантливы!» |
Музыкальный руководитель |
Дипломы лауреатов 1 степени в номинации «Народное творчество», вид искусства «Вокал», 2017, 2018 гг. |
Участие в городском конкурсе «Ярмарка талантов — 2018» |
Музыкальный руководитель |
Дипломы победителя в номинации «Вокал», 2018 г. |
Участие в открытой городской выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Русь православная» |
Педагог дополнительного образования |
Диплом за 1 место в номинации «Русь православная», 2017 г. |
Участие в городском конкурсе «Весенний креатив — 2018» |
Педагог ДОУ |
Диплом за 2 место в номинации «Пасхальное чудо» |
Участие в международном конкурсе-фестивале декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо» |
Педагог дополнительного образования |
Диплом 1 степени 2017 г.; диплом 3 степени 2018 г. |
Участие в социальном экологическом проекте «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» |
Педагог дополнительного образования |
Благодарственные письма участникам проекта, публикация детских работ в иллюстрированном сборнике «Природные парки Волгоградской области глазами детей. Волго-Ахтубинская пойма», 2018 г. |
Организованы экскурсии: «Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье» для воспитанников детских садов г. Волжского |
Старший воспитатель, творческая группа |
Участники — МДОУ д/с № 48, 71, 90 г. Волжского |
Организовано выездное занятие –экскурсия «Жили-были казаки» с участием коллектива воспитанников МДОУ д/с № 73 |
Музыкальный руководитель |
Участники — педагоги и воспитанники МДОУ д/с № 105 г. Волжского |
Выступление на ГМО педагогов г. Волжского с презентацией опыта работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
Участники — педагоги, старшие воспитатели, музыкальные руководители г. Волжского |
Опубликован конспект игровой экскурсии в мини-музее казачьей культуры МДОУ д/с № 73 «Мало казаком родиться, казаками надо стать» |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
Публикация статьи в журнале «Молодой ученый», 2018 г. № 13 |
Проект «Мини-музей казачьей культуры» представлен на II региональном конкурсе «Формула успеха» — 2018 |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
диплом призера в номинации «Образовательное занятие в дошкольной организации согласно ФГОС ДО» |
Оценка качества реализации проекта.
Методы оценки:
− анализ средового пространства;
− анкетирование педагогов и родителей воспитанников;
− мониторинг потребностей и возможностей дошкольников.
Эффективность оценивается по следующим показателям:
− увеличение количества различных мероприятий, проводимых в рамках музейной педагогики;
− увеличение количества экспозиций и экспонатов мини-музея казачьей культуры, учебно-методических материалов;
− рост интереса к экспонатам и мероприятиям мини-музея дошкольников, их мотивации к познанию истории, традиций казачества;
− рост интереса к работе мини-музея родителей дошкольников, их участию воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
− увеличение количества эффективно реализованных педагогами ДОУ проектов в познавательно-творческой, исследовательской деятельности с дошкольниками;
− рост интереса к опыту реализации данного проекта педагогов других ДОУ;
− увеличение количества публикаций педагогов ДОУ в печатных изданиях, выступлений на семинарах, конференциях различного уровня с презентацией опыта работы.
Перспективы проекта:
− разработка программы дополнительного образования «Казачьему роду нет переводу!» (по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре, истории и традициям казаков);
− создание книги «Про музей и про меня» (записанные со слов детей впечатления о праздниках, экскурсиях в мини-музей, содержащие детские рисунки);
− организация взаимодействия с Областным центром казачьей культуры на базе ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры».
Дальнейшее развитие проекта будет способствовать:
− формированию имиджа МДОУ д/с № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области;
− созданию условий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию, развитию познавательных, творческих способностей детей.
Литература:
- Абрамов – Зябловский, А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. Казачий словарь-справочник — т.1, «Созидание», 1992.
- Б. А. Алмазов «Мы − казачьего роду. Традиции семейного воспитания. СПб., 1993.
- Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, издание 2. СПб., «Детство-Пресс», 1998.