В статье описан опыт работы по созданию метеоплощадки на территории МДОУ д/с № 98. Данный опыт будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях. Создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, поможет познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.
Наши воспитанники постоянно интересовались различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями Волгоградской области. А наша задача, как педагогов создать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности детей. И ориентируясь на возникшую проблему, изучив литературу, мы столкнулись с проблемой, что в программах по экологии представлены только формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Педагоги МДОУ д/с № 98 стали искать новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, необходимо оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Все дети детского сада во время прогулки смогут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Возникло много вопросов:
− Как сделать процесс наблюдения за явлениями погоды интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку?
− Где разместить метеоплощадку со специальным оборудованием, предназначенной для обучения воспитанников детского сада элементарному прогнозированию состояния погоды?
− Какими метеорологическими приборами должна быть оборудована метеоплощадка в ДОУ?
И на основе решения этих вопросов, у нас возникла идея оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Она стала важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников. Поддержка проекта осуществлялась благодаря благотворительной помощи от Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Лукойл». Для её реализации, педагогами ДОУ был разработан информационно–исследовательский проект «Маленькие метеорологи». Главной целью данного проекта являлось улучшение материально–технической базы учреждения, модернизация предметно–развивающей экологической среды для дальнейшего совершенствования работы по экологическому воспитанию и образованию дошкольников.
Задачи, которые решались на пути к цели:
− обустроить метеоплощадку (покрытие, заборчик, метеобудка, столик, скамейки, шест для флюгера, магнитно-меловой стенд);
− озеленить прилегающую территорию (посадка растений–синоптиков);
− оснастить необходимым оборудованием: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, солнечные и песочные часы, осадкомер, флюгер, ветряной рукав, барометр, компас, а также материалами для экспериментирования;
− учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы;
− учить использовать прогноз погоды в деятельности.
Для начала мы определились с тем, из чего будет состоять наша метеоплощадка. Это важно для того, чтобы в дальнейшем рассчитать необходимые нам материалы и освободить пространство для работы и монтажа игровой метеостанции.
Пути решения проекта «Маленькие метеорологи»
− обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираемся создавать;
− учесть требования и мнения всех участников педагогического процесса создаваемого будущего;
− разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ.
На представленных ниже фотографиях изображена схема площадки, которая была разработана и оборудована в соответствии с указанными выше требованиями. Мы тщательно продумали проект «Маленькие метеорологи», включая материалы, размеры, высоту и цветовое решение оборудования, чтобы наша детская метеостанция была похоже на настоящую метеорологическую станцию, чтобы наши воспитанники с удовольствием изучали погоду и природные явления в любое время года.
Наши мечты сбылись, в ходе реализации проекта огорожена и благоустроена площадка размером 5 х 5 м², на которой размещено оборудование для наблюдений за погодой и природными явлениями. Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Наши воспитанники получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них огромный интерес.
30 августа 2018 г. на территории МДОУ д/с № 98 «Ивушка» состоялось торжественное открытие метеоплощадки «Маленькие метеорологи». Метеоплощадка установлена при финансовой поддержке «Благотворительного фонда «Лукойл». На открытии метеоплощадки с приветственным словом выступил Александр Григорьевич Домовец–начальник Центра общественных связей ООО «Лукойл–Нижневолжскнефтепродукт». Он рассказал ребятам о том, что такое погода и как при помощи метеоплощадки можно научиться предсказывать ее изменение. Но самое увлекательное было ещё впереди. На метеоплощадке детей встречали Погода и Непогода. Сколько загадок, вопросов, заданий они приготовили. Открыв волшебные ворота метеостанции, дети попали не просто на площадку, а в незабываемый мир научных наблюдений и исследований. Ребята познакомились с измерительными приборами (солнечные часы, метеобудка, термометр, барометр, флюгер, ветровой рукав, осадкомер) и рассказали об их предназначении. В завершение мероприятия наши герои Погода и Непогода вручили журнал наблюдений за погодой и пожелали детям хорошего настроения и успехов в изучении природных явлений.
Теперь, с открытием метеоплощадки, ежедневно наши воспитанники проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:
− определяют температуру воздуха в тени и на солнце;
− измеряют количество осадков с помощью дождемера;
− снимают показания барометра;
− с помощью флюгера и вертушек для измерения силы ветра дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал;
− с помощью ветрового рукава определяют направление и силу ветра;
− выставляют показания на стенде–календаре;
− делают прогноз погоды на текущий день;
− сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп;
− изучают вблизи птиц в любое время года, оставляют им подкормку проявляя к ним заботу;
− определяют погоду с помощью растений–синоптиков.
Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.
Родителям наша метеоплощадка тоже пришлась по душе. Вместе со своими детьми, уходя домой, они с удовольствием идут понаблюдать за температурой, влажностью воздуха и т. д. Ребята с интересом рассказывают и показывают, как пользоваться тем или иным прибором. Для детей старшего дошкольного возраста с сентября 2018 г. работает кружок «Метеослужба». Составлен перспективный план на 2018–2019 учебный год. Начинается работа кружка с экскурсии на метеоплощадку, которая расположена на территории ДОУ.
Перспективный план работы на 2018–2019 учебный год
Месяц |
Название мероприятий |
Цель |
Сентябрь |
Экскурсия на метеоплощадку. Беседа «Знакомство с приборами». Беседа «Что такое погода?» Викторина «Сентябрь–хмурень». |
Познакомить детей с метеоплощадкой, приборами для изучения погоды, уточнить понятие «погода», расширить и закрепить знания детей о первом месяце осени, народных приметах, пословицах. Учить детей вести календарь природы. |
Октябрь |
Знакомство с профессией метеоролога. Беседа о часах. Солнечные часы. Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных». КВН «Октябрь–грязник». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты. Познакомить с профессией «метеоролог». Рассказать о влиянии солнца на все живое, закрепить и расширить знания детей о октябре. Продолжать знакомить детей с народными приметами. |
Ноябрь |
Знакомство с видами облаков. Опыт с рамкой–искателем по определению видов облаков. Беседа «Ветер, ветер, ты могуч». Знакомство с флюгером. Опыт с вертушкой. Беседа «Осадкомер», опыты с дождевой водой. Итоговое занятие «Осень–запасиха». |
Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий. Познакомить с понятием «ветер», причинами его появления, влиянии его на жизнь организмов. Расширить знания детей о ноябре. Продолжать знакомить детей с народными приметами. |
Декабрь |
Наблюдение за снежинками. Опыты со снегом, льдом. Обустройство кормушек на метеоплощадке. Беседа «Декабрь–студень». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о декабре. Дать представление о том, как образуется снег. Продолжать знакомить детей с народными приметами. |
Январь |
Опыт «Следы на снегу», опыты со снегом, льдом. Знакомство с барометром. Беседа «Январь–просинец». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о январе. Продолжать знакомить детей с народными приметами. |
Февраль |
Беседа «Дуют ветры в феврале». Знакомство с ветряным рукавом. Итоговое занятие «Хоть февраль злится, но весну чует». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты. Расширить знания детей о феврале. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Продолжить работу с календарем природы. |
Март |
Беседа «Март–утро года». Наблюдение за облаками. Опыт с рамкой–искателем. Знакомство с компасом. (Почему их два на площадке?). Беседа «Растения — предсказатели погоды». |
Уточнить знания детей о частях света, о том, как работает компас. Расширить знания детей о марте. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное. |
Апрель |
Занятие «Апрель — снегогон». Беседа «Как животные предсказывают погоду». Беседа «Удивительное рядом». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей об апреле. Учить детей видеть необычное в окружающем мире. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное. Продолжать знакомить детей с народными приметами. |
Май |
Высаживание растений, уход за ними, наблюдение за тем, как влияют погодные условия на рост растений. Праздник «Май в леса одевает, лето в гости одевает». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о мае. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное. |
Июнь |
Беседа «Тайны планеты Земля». Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды, опыты с песком, водой. Развлечение «Солнце, воздух и вода наши –лучшие друзья». |
Познакомить с тайнами нашей планеты, удивительными фактами. Продолжать учить детей ставить опыты. Закреплять знания детей о приборах, продолжать вести календарь природы. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное, систематизировать свои наблюдения. |
Июль |
Беседа «Путешествие капельки». Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды, опыты с ветром. Развлечение «Дождик, дождик, уходи». |
Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о июле. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Учить детей наблюдать, делать выводы, анализировать увиденное. |
Август |
Наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря погоды, опыты с солнцем. Итоговое развлечение «Юный метеоролог». |
Закрепить и систематизировать знания детей, о природе, приборах, профессии «метеоролог». |
Мы очень рады, что наша работа оказалась не напрасной, дошколята каждый день с удовольствием и интересом идут на метеоплощадку, чтобы снова и снова наблюдать за сезонными изменениями и явлениями в природе. И глядя на огромную увлеченность наших ребят, хочется сказать, что включение ребенка в исследовательскую деятельность позволило значительно повысить образовательный процесс в ДОУ.
Проект «Маленькие метеорологи» направлен на развитие у детей любознательности, внимания, логического мышления, воспитывает представление об универсальной ценности природы и создает благоприятные эмоциональные условия при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Литература:
- Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. — 2002.- № 3. — с.76.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 — е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.