Данная статья рассматривает проблемы управления ДОУ в период их объединения. Показаны методы и приёмы из опыта работы руководителя.
Ключевые слова: реорганизация, оптимизация, объединение, управленческая деятельность, инновационный режим, команда.
Два человеческих изобретения можно назвать самым трудным,
а именно: искусство управлять и искусство воспитывать.
И.Кант
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли интереснейшие изменения. Такого обилия взглядов (порой очень противоречивых) на процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в России ещё не было. В ряде современных детских садов реализуются различные направления работы связанные с инновационной деятельностью: апробируются новейшие программы и методики обучения и воспитания; совершенствуются формы взаимодействия с родителями воспитанников, внедряются новые подходы к организации работы с кадрами. Все инновации в системе дошкольного образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного саморазвития личности дошкольника.
Главная цель инноваций — оптимизация качества работы образовательных учреждений.
Оптимизация — это приведение в оптимальное, то есть наилучшее соотношение того, что вкладывается в образование, и того, что в результате должно получить общество.
Как бы словарь ни объяснял нам понятие «оптимизация», в России это слово ассоциируется с таким понятием, как реорганизация. В свою очередь реорганизация учреждения способствует инновационному распространению положительной образовательной практики и качественному повышению образования.
В феврале две тысячи семнадцатого года в целях обеспечения соблюдения прав граждан на получение дошкольного образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 57 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом городского округа — город Волжский Волгоградской области вышло постановление главы города о реорганизации четырёх дошкольных учреждений путём присоединения трёх дошкольных учреждений к одному. В результате реорганизации или объединения четырёх дошкольных учреждений образовался единый образовательный «комплекс».
До объединения четырёх детских садов штатная численность работников составляла 36 человек. Сад посещали 175 воспитанников из 6 групп. На сегодняшний день в объединённом ДОУ — 20 групп, 586 воспитанников, 110 работников. Если составить диаграмму, то получается следующее:
Рис.1.
ДОУ, которое работает в инновационном режиме, значительно отличается от нереорганизованных детских садов. Применяемые ранее методы, которые давали положительный результат сегодня, не помогают достичь желаемых результатов при работе ДОУ в процессе развития. Необходимы такие обновлённые подходы к управлению, которые помогут стать развивающимся дошкольным образовательным учреждением, а не просто функционирующим. Режим функционирования, направлен на устойчивое состояние ДОУ, которое характеризуется воспроизводством накопленного опыта. Режим развития — переход дошкольного учреждения в качественно новое состояние, при котором всё время происходит нарастание потенциального роста. Современные исследователи развития ДОУ занимались проблемой управления дошкольным образованием. К сожалению, конкретных механизмов её решения в ДОУ наукой пока не разработано. Поэтому приходиться обращаться к другим источникам. Учёные с мировыми именами утверждают, что управление необходимо не только в области производственных процессов, но и в педагогической сфере. Так произошло, что мне выпало стать руководителем во время модернизации в образовании. Как руководитель, который должен встать во главе четырёх объединённых дошкольных образовательных учреждений, я находилась в растерянности. Смогу ли справиться с руководством таким объединённым дошкольным учреждением? С чего начать? Как предоставить информации работникам реорганизованных садов о предстоящих изменениях существенных условий труда? Управление в учреждении, в которое влилось ещё три дошкольных учреждения носит инновационный характер. Значит, принимать управленческие решения я должна по ситуации или по конкретным результатам, а это кардинальные изменения осуществления управления. Сегодняшний руководитель должен уметь разрабатывать новые решения проблем должен быть двигателем организационных перемен. В одно время с постановлением об объединении я, как руководитель, получила список мероприятий по реорганизации, которые должна была выполнить в рамках этой процедуры. Перечень мероприятий по реорганизации дошкольных образовательных учреждений в основном был направлен на внесение изменений, дополнений в действующие нормативно-правовые акты ДОУ, на издание приказов, разработку новых локальных актов в соответствии с требованиями закона. К сожалению, готовых инструкций по управлению объединенными дошкольными учреждениями мне как руководителю выдано не было. Естественно передо мной в очередной раз встало ряд вопросов, как реализовать индивидуальный подход к объединению и раскрыть цель слияния четырёх ДОУ, как довести эти цели до педагогических коллективов, а также до каждого родителя, чтобы все заинтересованные стороны могли спрогнозировать будущие изменения, чтобы обсудили и взвесили данную информацию. Начала я с собраний трудовых коллективов и родительских собраний в присоединяемых садах. Проинформировала коллег и родителей о предстоящем объединении, отвечала на их многочисленные вопросы. Успокаивала и разъясняла, так как понимаю опасения, которые они испытывают в процессе данной процедуры, постараюсь найти новые варианты безболезненного объединения четырёх ДОУ, четырёх разных укладов жизни. Однако передо мной стояла задача, которая предполагала провести равноправное объединение всех четырёх садов с учётом их интересов и потребностей. Необходимо было объединить все лучшие наработки четырёх коллективов, создать продуктивный синтез, а не «симбиоз» не растеряв при этом педагогов с их культурой традициями и ценностями в моделях воспитания и образования дошкольников. И опять как перед управленцем очередной проблемой встал вопрос о создании спаянного работоспособного коллектива. А коллектив — это команда, которая построена на общей цели и способна к сотрудничеству и взаимопомощи. Ж.Маррсей, Р.Мердакс отмечали, что одним из важных признаков инновационного управленческого мышления является устойчивая ориентация на формирование командного управления. А значит, я двигалась в правильном направлении, когда решила превратить коллективы четырёх объединяемых садов в одну большую и дружную команду и попыталась создать условия, в которых каждый работник ДОУ сам мог добиться высоких результатов. Ведь успех командной работы зависит от каждого её члена. Объединение четырёх дошкольных учреждений — это новая форма деятельности, которая, чаще всего, ведёт к временному ухудшению (снижаются показатели выполнения муниципального задания, снижаются показатели категорий педагогов, страдают показатели качества обучения дошкольников). При работе ДОУ в инновационном режиме сложилась такая ситуация, когда пришлось поразмышлять — как управлять четырьмя объединёнными садами на удалённой дистанции, как находиться в четырёх разных корпусах сразу. Выбора особого не было, но я решила пробовать методом «проб и ошибок» ведь принцип территориальности никто не отменял. И у меня получилось. Я даже составила для себя пять золотых правил о том, как управлять ДОУ на расстоянии.
Пять золотых правил управления ДОУ на расстоянии
- Для управления ДОУ на расстоянии руководителю всегда необходимо помнить про дела своего ДОУ.
- Желательно умение доверять своему коллективу (команде).
- Крайне ответственное задание рекомендовать к исполнению работникам с повышенным чувством ответственности.
- Просто примите как должное — сотрудники могут ошибаться. В связи с этим они должны иметь право на ошибку.
- Спокойно относитесь к проблемам. Не поддавайтесь смятению. Выход найдётся всегда.
- Наряду с моральными поощрениями чаще применять материальные вознаграждения.
При управлении на расстоянии большое значение отвожу совещаниям и планёркам. Я всегда доступна и открыта для общения в любой день и во всякое время.
У объединения много положительных сторон, но для того, чтобы получить требуемый результат необходимо решить ряд неопределённостей и трудностей. В моём представлении о необходимости объединения стоит проблема сохранения малокомплектных ДОУ в условиях подушевого финансирования, которое позволит объединённому саду делать дорогостоящие приобретения, ввести дополнительные должности (педагога — психолога, логопеда, ПДО, оборудовать физкультурный зал и спальни для дневного сна). Модернизация ДОУ направлена на переход от единообразия к гибкой, многофункциональной системе оказания услуг детям дошкольного возраста. Эта система обязана учитывать местные социально-экономические условия, демографическую ситуацию, потребности семьи и интересы ребенка. Тем не менее, различные специалисты считают, что желание чиновников всё же заключается в стремлении сэкономить на ДОУ. Соединение малокомплектных дошкольных образовательных учреждений способствуют сокращению расходов на административный персонал. А иногда и количество зданий значительно сокращается (ликвидация неэффективных ДОУ). Недостаточное материально-техническое состояние зданий и помещений объединяемых садов — основная «видимая» проблема сегодня. И, конечно же, во время процедуры реорганизации я чётко понимала, в первую очередь должна быть решена доминирующая задача, которая предполагает качественное образование в условиях реорганизации. В настоящее время мне почти удалось сформировать целостную педагогическую систему, большинство локальных актов приведено к единым требованиям, педагоги объединены в единый коллектив, единое методическое пространство, участвуют в совместных педсоветах, методических объединениях, конкурсах, обмениваются опытом. Воспитанники четырёх объединённых садов включены во все совместные мероприятия (занятия, НОД, конкурсы, праздники), что является мощным средством социализации.
Хотя процесс реорганизации уже завершился, в плане организации работы и управления ДОУ пока больше вопросов, чем ответов. Наверное, неспроста американский писатель Айзек Азимов говорил: «Разве есть в жизни что-либо прекрасное, чем поиск ответов на вопросы?»
Литература:
- Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2003.
- Поздняк Л. Планирование работы дошкольного учреждения // Основы управления дошкольным образовательным учреждением. Спецкурс. М., 1994.
- Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004г.
- Белая К. Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: АСТ. Астрель, 2003.
- «Управление ДОУ» 2009, № 5