Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 1151 раз

Библиографическое описание:

Синицына, Т. В. Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста / Т. В. Синицына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56865/ (дата обращения: 26.12.2024).



От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни.Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

В последнее десятилетие по исследуемой проблеме появился ряд работ, представляющих определенный научный интерес. Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое отражение в научных трудах Е. А. Аркина, М. Н. Алиева, С. П. Кожина. [2, с. 58]

Современные специалисты А. А. Кисель, О. Н. Булычёва, В. И. Молчанов считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита физических упражнений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка. [3, с. 302]

В работах учёных В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова установлено, что полноценное физическое развитие с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строению и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. [1, с. 45]

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него необходимо воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. [4, с. 25]

Правильно организованное физическое воспитание в саду и дома способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма.

У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения-ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).

Целью нашего исследования является повышение интереса и эффективности образовательного процесса по физической культуре путем совершенствования организационно-методических компонентов и взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей.

Практическая значимость исследования заключается в его использовании в образовательном процессе для повышения активности родителей и привлечения их внимания к данному вопросу. Это позволяет вовлечь их в откровенный разговор и обмен мнениями, активизируют принятие участия родителей в физкультурном воспитании детей, создает доброжелательный настрой.

Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие-не умеют это делать, третьи-не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развиваться физически, получает теоретические знания в различных областях.

Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

В нашем саду мы активно проводим совместные мероприятия педагогов и родителей:

− Родительские собрания;

− Консультации;

− Беседы;

− «Родительский университет» — клуб для родителей;

− Педагогические советы;

− Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

− Дни открытых дверей;

− Спортивные праздники и викторины;

− Оформление стенгазеты;

− Проведение мастер-классов;

− Флэш-мобы;

− Оформление групп;

− Участие в различных городских спортивных мероприятиях.

Для того чтобы узнать отношение родителей к занятиям физической культурой в семье и ведению здорового образа жизни мы провели их анкетирование, в котором приняли участие 226 человек. Эксперимент проходил в течение учебного года 2017–2018. Анализ результатов проводился путем подсчета процентного соотношения полученных ответов на вопросы анкеты (таблица 1).

Таблица 1

Вопросы

До эксперимента

После эксперимента

да (часто)

нет (редко)

да (часто)

нет (редко)

1.

Ведете ли вы здоровый образ жизни?

24 %

46 %

32 %

40 %

2.

Как много ваш ребенок проводит времени на улице в выходной день?

54 %

45 %

68 %

26 %

3.

Интересуется ли ваш ребенок спортивными играми, пособиями?

15 %

70 %

38 %

51 %

4.

Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?

19 %

64 %

42 %

40 %

5.

Проводите ли с детьми дома закаливающие мероприятия?

10 %

81 %

37 %

54 %

6.

Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания?

12 %

78 %

49 %

21 %

7.

Есть ли у вас физкультурное оборудование и спортивный инвентарь дома?

17 %

77 %

40 %

48 %

8.

Посещает какую-либо спортивную секцию ваш ребенок?

35 %

65 %

57 %

43 %

9.

Часто ли болел Ваш ребенок в течение года?

61 %

30 %

47 %

40 %

10.

Как часто вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?

42 %

51 %

68 %

29 %

11.

Часто вы сами занимаетесь физкультурой в свободное время?

22 %

67 %

36 %

53 %

12.

Выполняете вы с детьми утреннюю гимнастику?

14 %

83 %

41 %

47 %

Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что наши совместные мероприятия с родителями приносят положительные результаты. Это видно из % соотношения ответов. Не может не радовать тот факт, что у родителей вырабатывается потребность и желание совместного активного отдыха с детьми и появляется осознание, для чего нужны занятия по физической культуре, закаливание и ведения здорового образа жизни.

Выводы. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Практика доказывает, что семья играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Поэтому особое внимание следует уделить разнообразным формам по вовлечению родителей в физкультурно-образовательный процесс.

Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.

Литература:

  1. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: монография. — М.: Айрис-пресс, 2012.
  2. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.-М.: Просвещение, 2003.-110с.
  3. Маханева М. Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка//Здоровье и физическое развитие детей дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 302с.
  4. Прищепа С. С., Шатверян Т. С. «Сотрудничество ДОУ и семьи в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста». — ТЦ «Сфера», М.: 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное учреждение, Ваш ребенок, здоровый образ жизни, ребенок, родитель, физическая культура, образовательный процесс, развитие ребенка, детский организм, дошкольный возраст.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в вопросах физического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи для стимулирования двигательной активности детей дошкольного возраста

Взаимодействие школы и семьи в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Повышение социально-педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Задать вопрос