Экологическое воспитание дошкольников — это так важно! | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Сурьянинова, Т. А. Экологическое воспитание дошкольников — это так важно! / Т. А. Сурьянинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56870/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема экологического образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Впервые термин «экология» (с греческого «эйкос» или «ойкос» — дом; «логос» — знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой». В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Исходя из этих принципов миропонимания, основной целью экологического образования детей является формирование у них экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическую культуру детей дошкольного возраста можно рассматривать как специфическую «субкультуру» определенной социальной группы. Объем знаний экологической культуры, соответствующий дошкольному возрасту, ребенок получает через средства массовой информации, в детском саду и семье, влияние которой сказывается на формирование начал экокультуры ребенка и определяется отношением ее членов к окружающей природе и их общей культурой; роль же детского сада, в этой связи, определяется не только условиями воспитания, но и личностными, профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем всего педагогического коллектива.

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Сохраним лесную красавицу ёлочку».

Новый год — самый радостный, красивый, сказочный праздник. Обязательным атрибутом этого праздника является ёлка. Украшенная игрушками, гирляндами, мишурой, она создаёт особое праздничное настроение, дарит нам неповторимый аромат леса. Но через неделю, другую мы наблюдаем болезненную картину — вчерашние красавицы выбрасываются на свалку. Нам очень жаль, что каждый год гибнут тысячи лесных красавиц ради одного дня. Мы призываем всех людей не губить это дерево, и ввести новую традицию: украшать искусственную ёлку, а настоящие пусть растут в лесу и радуют нас круглый год. Можно украшать ёлки, которые растут в городе. Как будет красиво, и ёлочки тоже будут рады. Данный проект позволит сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к природным богатствам родного края, повысить творческую активность и природоохранную деятельность детей.

Ведущая задача данной разработки состоит в том, чтобы оказать научно-методическую и практическую помощь педагогам и руководителям в процессе работы в данном направлении.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Цель данного проекта — обеспечить сохранение елей в период новогодних праздников посредством изготовления альтернативных елок.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

− систематизировать имеющиеся знания воспитанников в данном направлении;

− способствовать привлечению семьи к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников;

− оценить степень эффективности реализации данного проекта и апробация продукта проекта — экологической сказки «Новости сороки».

Гипотеза: возможно, массовая вырубка елей в период новогодних праздников отрицательно влияет на экологическое равновесие. Предположим, что Новый год можно встретить весело и с елью, изготовленной своими руками.

Начиная наш проект, мы старались учесть все необходимые условия, обеспечивающие интерес участников к нему:

− новизна;

− содержательность;

− эффективность.

Приступая к работе над проектом, была создана группа единомышленников, проведены беседы с педагогами, обсуждение на педагогическом часе предстоящей работы, распределение обязанностей. Идею проекта поддержал весь коллектив на педагогическом совете. Воспитатели групп, специалисты договорились о единых правилах и требованиях к детям, о сроках работы над проектом. Педагоги приступили к подготовке оборудования и пособий: изготовлению и приобретению демонстрационного материала: картин, плакатов с изображением ели и сосны, художественной литературы, пособий. Были составлены картотеки дидактических, словесных, подвижных игр. Сформулированы проблемные вопросы: Что мы знаем о ели? Отчего зимой у ёлки зелёные иголки? Почему у елочки колючие иголочки? Зачем нужны ели? Что будет, если на свете не станет елей? Какую роль играет ель в жизни человека? Как можно помочь сохранить ели?

Родителям также предложили принять участие в проекте. На родительском собрании познакомили их с задачами, предстоящей работой. Кроме этого, перед реализацией проекта мы провели опрос среди родителей группы, попросив их ответить на вопросы: какую ель они собираются наряжать в преддверие Нового года «живую» или «искусственную». Результаты нашего опроса были таковыми: живую елочку будут устанавливать 95 семей, искусственную — 65 семей.

Знакомство детей с проектом началось с письма от Ёлочки с просьбой ей помочь.

Реализация практического этапа работы над проектом началась с выбора темы с использованием модели «трех вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Проект реализован через разные виды детской деятельности.

DSCN4051.JPG

20170118_102519.jpg

Результатом работы над проектом стал выпуск сборника стихов и рассказов о елочке «Ёлочка — красавица», создание авторской экологической сказки «Новости сороки» и создание мини-музея «Лесная красавица».

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу — воспитать экологически грамотного человека.

Данные опроса после реализации проекта показали, что родители пересмотрели свое решение: за установку живой елочки — 30 семей, искусственной елочки — 130 семей. Это обстоятельство очень порадовало нас, значит, проделанная работа не прошла зря.

В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают:

− ели играют в природе и в жизни человека важную роль, вырубка елей наносит большой вред природе;

− как оказать помощь хвойным деревьям, приносить людям пользу.

Отметили:

− повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и педагогов, родителей детей;

− развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира — хвойным деревьям;

− активное включение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Экологическая сказка «Новости сороки» — самый масштабный проект нашего учреждения в 2017–2018 учебном году, который был представлен на городском конкурсе мини — музеев среди дошкольных образовательных учреждений «Если любишь край родной — береги природу!», в номинации «Лучшая экологическая сказка» и стала победителем в данной номинации.

Данный проект открыл удивительный мир еловых красавиц. Он способствовал размышлению, развитию творческого, анализировать факты, высказывать собственные суждения, активно обсуждать предложенные рекомендации по экологическому поведению.

Таким образом: воспитанники узнали о значении зеленой красавицы в природе и жизни человека, ребята и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения елей в нашей местности.

Литература:

1. Киселева Л. С. Проектный метод в ДОУ, 2003 г.

2. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование, 2003 г.

3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект, 2004 г.

4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта, 2003 г.

5. Савенков А. И. Как научить ребенка преобразовывать знания, 2002 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание», 2002 г.

7. А. И. Савенков. Учебное исследование в детском саду.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, экологическая культура, детский сад, дошкольный возраст, жизнь человека, природа, живая елочка, педагогический процесс, предстоящая работа, реализация проекта.


Задать вопрос