В статье представлены авторские разработки секционных ширм МДОУ д/с № 99 «Крепыш» г. Волжского Волгоградской области для создания условий индивидуализации образовательного процесса. В работе представлены приемы руководства использования ширм.
Ключевые слова: индивидуализация, основные принципы индивидуализации, создание условий, секционные ширмы, «Адвент — календарь», поддержка детской инициативы, развивающая среда.
Саша хочет поиграть,
Маша хочет рисовать,
А мальчишки взяли шишки,
И девчонки взяли книжки.
— Как со всеми поиграть?
Как ребят организовать?
Ты ответь коллега, мой
Способ, есть у нас какой?
—Я отвечу, не тая:
Секторную ширму предлагаю я!
Интересы все учтем,
увлеченья разовьем!
(Соловьева Н. Н.)
Современное качественное образование, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать личность в человеке, развивать механизмы его саморазвития, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.
В общих положениях ФГОС ДО раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
− построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
− поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
− возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом — это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей.
Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы создаем предметно — пространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В МДОУ д/с № 99 «Крепыш» г. Волжского были созданы авторские секционные ширмы: для организации сюжетно — ролевых игр «Сектор индивидуализации»; «Вокруг света», с использованием технологии «Адвент — календаря» в сопровождении интересов дошкольников; «Сцена моего таланта», для развития творческих способностей дошкольников;
Авторами ширм стал педагогический коллектив МДОУ д/с № 99 г. Волжского Волгоградской области: старший воспитатель — Сыворотка И. А., музыкальный руководитель — Агашкина С. В., педагог-психолог — Благовещенская Н. В., воспитатели: Соловьева Н. Н., Кравцова О. Е., Селезнева Т. А., Шарыгина И. А., Терлянская В. А., Перепелицина Т. В., Сычева И. И., Алексеева Т. А., Олейникова Ю. С., Серикова Г. П., Корякина Т. А., Терновых О. В.
Каждый ребенок — это цветок, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Как мы знаем, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Индивидуализация — процесс, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково — каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Ширмы «Сектор индивидуализации» — оригинальная разработка для детского сада, которая поможет организовать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Универсальное игровое пособие состоит из нескольких тематических игровых зон. Сюжетно — ролевые игры для детей станут более реалистичными и интересными, а компактная игровая зона не доставит неудобств в использовании. Ширма складывается и легко убирается при необходимости хранения или переноса в сложенном виде. Для поддержания интереса дошкольников и для новых возможностей ширмами можно поменяться с группами детского сада, учитывая возраст и увлечения детей.
Ширмы «Сектор индивидуализации»
Ширма «Вокруг света» стимулирует на развитие поисково-познавательной деятельности детей. Как мы знаем, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что — то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Каждый сектор — это стороны света, куда ребенок может «отправиться в путешествие».
Ширма «Вокруг света»:
Задачи секторной ширмы «Вокруг света»:
- Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты как в едино игровой сюжет, так и по отдельности, в зависимости от интересов и увлечений дошкольников.
- Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры (подбирать предметы, атрибуты);
- Развивать умение использовать в различных видах деятельности (самостоятельной, игровой, познавательной, для эмоциональной разгрузки и т. п.).
В ширме «Вокруг света» используется технология «адвент — календаря» представлена в виде календаря — паровозика. Адвент (перевод с английского языка) — «пришествие» — календарь для детей.
«Календарь паровозик»— это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к определенному событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми. Ведь что может быть интереснее, чем проснуться утром и бежать к очередному адвент-дню и обнаружить там сюрприз, задание или подарок.
Ширма «Сцена моего таланта» — это зонирование пространства с помощью секций, фоновое наполнение которых меняется в зависимости от сюжета игры.
Многофункциональная конструкция прекрасно разделяет пространство и создает тайну за ее створками.
Варианты использования ширмы«Сцена моего таланта»: театр моды, эстрадные выступления музыкантов, карнавал, студия стилистов и визажистов, драматический театр, конкурсные выступления поэтов и литераторов, выступления моделей на подиуме, ателье, сценические этюды, дизайнерская студия одежды, парикмахерская, уголок уединения.
Ширма «Сцена моего таланта»:
Игра в театр «Моя сказка» «Дизайнерская студия»
Таким образом, индивидуализация детей дошкольного возраста – это необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДОУ. Но, реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами.
Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.
Литература:
- Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014) / Под. Общ. Ред. Н. А. Вершининой — СПб., 2014. -114 с.
- Журнал «Детский сад: теория и практика: Индивидуализация образовательного процесса в детском саду» № 2, 2015 год.
- ФГОС ДО.
- Лыкова И. А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности // Детский сад: теория и практика. 2012. № 9
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.