Секционные ширмы как эффективная организация условий для индивидуализации образовательного процесса в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 709 раз

Библиографическое описание:

Сыворотка, И. А. Секционные ширмы как эффективная организация условий для индивидуализации образовательного процесса в ДОУ / И. А. Сыворотка, Н. Н. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56872/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены авторские разработки секционных ширм МДОУ д/с № 99 «Крепыш» г. Волжского Волгоградской области для создания условий индивидуализации образовательного процесса. В работе представлены приемы руководства использования ширм.

Ключевые слова: индивидуализация, основные принципы индивидуализации, создание условий, секционные ширмы, «Адвент — календарь», поддержка детской инициативы, развивающая среда.

Саша хочет поиграть,

Маша хочет рисовать,

А мальчишки взяли шишки,

И девчонки взяли книжки.

— Как со всеми поиграть?

Как ребят организовать?

Ты ответь коллега, мой

Способ, есть у нас какой?

—Я отвечу, не тая:

Секторную ширму предлагаю я!

Интересы все учтем,

увлеченья разовьем!

(Соловьева Н. Н.)

Современное качественное образование, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать личность в человеке, развивать механизмы его саморазвития, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.

В общих положениях ФГОС ДО раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:

− построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

− поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

− возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом — это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей.

Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы создаем предметно — пространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В МДОУ д/с № 99 «Крепыш» г. Волжского были созданы авторские секционные ширмы: для организации сюжетно — ролевых игр «Сектор индивидуализации»; «Вокруг света», с использованием технологии «Адвент — календаря» в сопровождении интересов дошкольников; «Сцена моего таланта», для развития творческих способностей дошкольников;

Авторами ширм стал педагогический коллектив МДОУ д/с № 99 г. Волжского Волгоградской области: старший воспитатель — Сыворотка И. А., музыкальный руководитель — Агашкина С. В., педагог-психолог — Благовещенская Н. В., воспитатели: Соловьева Н. Н., Кравцова О. Е., Селезнева Т. А., Шарыгина И. А., Терлянская В. А., Перепелицина Т. В., Сычева И. И., Алексеева Т. А., Олейникова Ю. С., Серикова Г. П., Корякина Т. А., Терновых О. В.

Каждый ребенок — это цветок, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

Как мы знаем, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.

Индивидуализация — процесс, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково — каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

Ширмы «Сектор индивидуализации» — оригинальная разработка для детского сада, которая поможет организовать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Универсальное игровое пособие состоит из нескольких тематических игровых зон. Сюжетно — ролевые игры для детей станут более реалистичными и интересными, а компактная игровая зона не доставит неудобств в использовании. Ширма складывается и легко убирается при необходимости хранения или переноса в сложенном виде. Для поддержания интереса дошкольников и для новых возможностей ширмами можно поменяться с группами детского сада, учитывая возраст и увлечения детей.

Ширмы «Сектор индивидуализации»

Ширма «Вокруг света» стимулирует на развитие поисково-познавательной деятельности детей. Как мы знаем, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что — то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Каждый сектор — это стороны света, куда ребенок может «отправиться в путешествие».

Ширма «Вокруг света»:

C:\Users\Ириска\Desktop\формула успеха\ширмы конкурс\SL741164.JPG SL741126.JPG

Задачи секторной ширмы «Вокруг света»:

  1. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты как в едино игровой сюжет, так и по отдельности, в зависимости от интересов и увлечений дошкольников.
  2. Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры (подбирать предметы, атрибуты);
  3. Развивать умение использовать в различных видах деятельности (самостоятельной, игровой, познавательной, для эмоциональной разгрузки и т. п.).

В ширме «Вокруг света» используется технология «адвент — календаря» представлена в виде календаря — паровозика. Адвент (перевод с английского языка) — «пришествие» — календарь для детей.

«Календарь паровозик»это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к определенному событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми. Ведь что может быть интереснее, чем проснуться утром и бежать к очередному адвент-дню и обнаружить там сюрприз, задание или подарок.

Ширма «Сцена моего таланта» — это зонирование пространства с помощью секций, фоновое наполнение которых меняется в зависимости от сюжета игры.

Многофункциональная конструкция прекрасно разделяет пространство и создает тайну за ее створками.

Варианты использования ширмы«Сцена моего таланта»: театр моды, эстрадные выступления музыкантов, карнавал, студия стилистов и визажистов, драматический театр, конкурсные выступления поэтов и литераторов, выступления моделей на подиуме, ателье, сценические этюды, дизайнерская студия одежды, парикмахерская, уголок уединения.

Ширма «Сцена моего таланта»:

F:\Презентация ширма\IMG_20181212_161046.jpgИгра в театр «Моя сказка» «Дизайнерская студия»

Таким образом, индивидуализация детей дошкольного возраста – это необходимая составляющая образовательного процесса в современных ДОУ. Но, реализуя ее на практике, необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами.

Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления ребенком своей индивидуальности.

Литература:

  1. Современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации развития ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, декабрь 2014) / Под. Общ. Ред. Н. А. Вершининой — СПб., 2014. -114 с.
  2. Журнал «Детский сад: теория и практика: Индивидуализация образовательного процесса в детском саду» № 2, 2015 год.
  3. ФГОС ДО.
  4. Лыкова И. А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в проектной деятельности // Детский сад: теория и практика. 2012. № 9
  5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
Основные термины (генерируются автоматически): мой талант, ребенок, ширма, волжский, дошкольное образование, развивающая среда, Волгоградская область, детский сад, образовательная деятельность, образовательный процесс.


Ключевые слова

индивидуализация, развивающая среда, создание условий, поддержка детской инициативы, основные принципы индивидуализации, секционные ширмы, «Адвент-календарь»

Похожие статьи

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода)

Изменяющиеся внешние условия жизни диктуют новые условия работы образовательных организаций. Работа детского сада на современном этапе развития общества невозможна без использования ИКТ. Проведение развивающих занятий с использованием различных совре...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока

В статье раскрывается принцип индивидуализации обучения. Описана технология тьюторского сопровождения, которую автор считает одним из перспективных направлений совершенствования процесса обучения. Также в статье описана специфика кадетского образован...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.

Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...

Похожие статьи

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода)

Изменяющиеся внешние условия жизни диктуют новые условия работы образовательных организаций. Работа детского сада на современном этапе развития общества невозможна без использования ИКТ. Проведение развивающих занятий с использованием различных совре...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

О возможностях реализации принципа индивидуализации в образовательном пространстве Филиала Нахимовского военно-морского училища г. Владивостока

В статье раскрывается принцип индивидуализации обучения. Описана технология тьюторского сопровождения, которую автор считает одним из перспективных направлений совершенствования процесса обучения. Также в статье описана специфика кадетского образован...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.

Повышение качества подготовки специалистов в условиях дистанционного обучения в высших технических учебных заведениях

В работе рассмотрены организационные условия развития дистанционного обучения в системе высшего технического образования (ВТО); проанализированы существующие модели и определена технология дистанционного обучения в учреждениях ВТО; представлены резул...

Задать вопрос