Статья ориентирована на квалифицированную помощь специалистам дошкольного образования в овладении техники сторителлинга. Статья будет интересна специалистам, участвующим в коррекционно-образовательном процессе, осознающих необходимость оптимизации логопедического сопровождения.
Ключевые слова: сторителлинг, приёмы сторителлинга, логопедическое сопровождение дошкольников, преимущества использования техники сторителлинга.
Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Поэтому для оптимизации коррекционного процесса необходимо создание новых игр, имеющих полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет у детей с нарушением речи задействовать сохранные анализаторы и способствуют активизации компенсаторных механизмов.
Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в технике сторителлинга на логопедических занятиях.
Сторителлинг — это искусство составления интересных историй. Данный термин впервые был введен Дэвидом Армстронгом и в переводе с английского языка звучит как «рассказывание истории». Сейчас эта техника активно применяется в образовании. Это способ передачи информации через рассказывание историй.
В своей работе считаю главным итогом результативности работы логопеда — сформированная способность детей к самостоятельному связному высказыванию. Для формирования этого навыка идеально подходит сторителлинг.
Используя данную технологию в своей логопедической работе, преследую следующие цели и задачи:
- Развитие связной речи детей, уточнение и расширение словарного запаса;
- Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей;
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Формирование целостного восприятия окружающего мира;
- Развитие интереса к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Но ограничиваться только составлением рассказа было бы недостаточным для данного метода. Для модификации (логопедического дополнения) этой технологии, мы добавили сменные картинки, необходимые для работы над автоматизацией звука в слове, фразе (подбор картинок с нужным звуком или лексической темой).
В научно-популярной литературе выделяют три вида сторителлинга: классический, активный и цифровой [5]. В классическом сторителлинге история по кубикам рассказывается самим педагогом, дети только слушают и воспринимают информацию. В активном сторителлинге педагог задает основу истории, формируя ее проблему, цели и задачи. Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, презентации).
Остановимся подробнее на тех видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста [4].
- Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются истории из жизни ребенка.
- Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный персонаж, например из сказок, предлагает детям какую-то информацию. Данный метод применяется, когда необходимо заинтересовать детей.
- Сторителлинг на основе сценария: ребенок сам становится героем истории. Метод хорошо подходит, когда необходимо применение полученных знаний на практике.
- Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: детям предлагается найти выход из сложной ситуации.
В каждой истории прослеживается ее структура [3]:
- Вступление (цель — привлечь внимание детей, заинтересовать).
- Развитие события (определяется сюжет истории).
- Кульминация (разворачиваются события истории).
- Заключение (итог истории).
Хотелось бы более подробно остановиться на использовании данной технологии в логопедической практике. Я использую в работе игру-пособие жанра storytelling, развивающую фантазию и речь ребёнка — «кубики историй».
Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что педагог или ребенок бросает кубики на стол и начинает историю с каких-нибудь слов «Однажды…» или «Давным-давно…», «Где-то…» и прочее, нанизывая на нить повествования все картинки, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек наше внимание. История должна быть:
− Простая;
− Неожиданная;
− Конкретная;
− Реалистичная;
− Эмоциональная;
− С хорошим финалом.
Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом — дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.
Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки), либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Например, ребенку задается тема рассказа «Жил был робот», выпадает изображение розы «Около его дома росли розы», выпадает радуга «Над его домиком разноцветная радуга» и т. д.
На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети начинают фантазировать, связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.
Техника сторителлинг не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время, т. к. подразумевает минимум дополнительного оборудования.
Выводы:
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
− Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;
− Расширение запаса знаний об окружающем мире;
− Увеличение речевых возможностей (способность к дифференциации грамматических форм);
− Развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия;
− Обогащение словарного запаса;
− Обучение составлению рассказов;
− Повышение речевой активности.
Безусловно, есть много различных приемов логопедического воздействия. Одним из действенных приёмов, по нашему мнению, является использование приёмов сторителлинга.
Литература:
1. Азова Е. В., Чернова О. Д. Авторская система игр и домашних логопедических тетрадей для дошкольников. //Логопед, 2008, № 4
2. http://printgames.ru/raspechatat-kubiki-istoriy-rory-s-story-cubes/
3. Белько Е. С., Дубина Д. М., Старжинская В. Учим детей рассказывать.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998. — 355 с.
5. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 515–518.