Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 3393 раза

Библиографическое описание:

Ульянова, И. А. Применение технологии сторителлинга для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях / И. А. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56873/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья ориентирована на квалифицированную помощь специалистам дошкольного образования в овладении техники сторителлинга. Статья будет интересна специалистам, участвующим в коррекционно-образовательном процессе, осознающих необходимость оптимизации логопедического сопровождения.

Ключевые слова: сторителлинг, приёмы сторителлинга, логопедическое сопровождение дошкольников, преимущества использования техники сторителлинга.

Необходимость проведения серьёзных коррекционных методов через игру у детей с речевой патологией очевидна для всех педагогов. Игрушка для ребёнка – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Поэтому для оптимизации коррекционного процесса необходимо создание новых игр, имеющих полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль и тактильные ощущения, что позволяет у детей с нарушением речи задействовать сохранные анализаторы и способствуют активизации компенсаторных механизмов.

Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло меня на мысль о возможности использования кубиков в технике сторителлинга на логопедических занятиях.

Сторителлинг — это искусство составления интересных историй. Данный термин впервые был введен Дэвидом Армстронгом и в переводе с английского языка звучит как «рассказывание истории». Сейчас эта техника активно применяется в образовании. Это способ передачи информации через рассказывание историй.

В своей работе считаю главным итогом результативности работы логопеда — сформированная способность детей к самостоятельному связному высказыванию. Для формирования этого навыка идеально подходит сторителлинг.

Используя данную технологию в своей логопедической работе, преследую следующие цели и задачи:

  1. Развитие связной речи детей, уточнение и расширение словарного запаса;
  2. Закрепление навыков правильного произношения звуков в самостоятельной речи детей;
  3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  4. Формирование целостного восприятия окружающего мира;
  5. Развитие интереса к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

Но ограничиваться только составлением рассказа было бы недостаточным для данного метода. Для модификации (логопедического дополнения) этой технологии, мы добавили сменные картинки, необходимые для работы над автоматизацией звука в слове, фразе (подбор картинок с нужным звуком или лексической темой).

В научно-популярной литературе выделяют три вида сторителлинга: классический, активный и цифровой [5]. В классическом сторителлинге история по кубикам рассказывается самим педагогом, дети только слушают и воспринимают информацию. В активном сторителлинге педагог задает основу истории, формируя ее проблему, цели и задачи. Цифровой сторителлинг — формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, презентации).

Остановимся подробнее на тех видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста [4].

  1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются истории из жизни ребенка.
  2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный персонаж, например из сказок, предлагает детям какую-то информацию. Данный метод применяется, когда необходимо заинтересовать детей.
  3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок сам становится героем истории. Метод хорошо подходит, когда необходимо применение полученных знаний на практике.
  4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: детям предлагается найти выход из сложной ситуации.

В каждой истории прослеживается ее структура [3]:

  1. Вступление (цель — привлечь внимание детей, заинтересовать).
  2. Развитие события (определяется сюжет истории).
  3. Кульминация (разворачиваются события истории).
  4. Заключение (итог истории).

Хотелось бы более подробно остановиться на использовании данной технологии в логопедической практике. Я использую в работе игру-пособие жанра storytelling, развивающую фантазию и речь ребёнка — «кубики историй».

Кубики на каждой своей грани имеют предметную картинку. Суть игры в том, что педагог или ребенок бросает кубики на стол и начинает историю с каких-нибудь слов «Однажды…» или «Давным-давно…», «Где-то…» и прочее, нанизывая на нить повествования все картинки, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек наше внимание. История должна быть:

− Простая;

− Неожиданная;

− Конкретная;

− Реалистичная;

− Эмоциональная;

− С хорошим финалом.

Эту игру можно использовать как на индивидуальном занятии, где ребенок самостоятельно составляет историю, так и на подгрупповом — дети придумывают одну историю на всех, когда каждый участник добавляет к уже сформированному до него сюжету свою часть на основе интерпретации изображения, выпавшего на брошенном кубике.

Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки), либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Например, ребенку задается тема рассказа «Жил был робот», выпадает изображение розы «Около его дома росли розы», выпадает радуга «Над его домиком разноцветная радуга» и т. д.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике. При систематическом использовании «кубиков историй» дети начинают фантазировать, связывать образ на кубике, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее.

Техника сторителлинг не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время, т. к. подразумевает минимум дополнительного оборудования.

Выводы:

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста:

− Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;

− Расширение запаса знаний об окружающем мире;

− Увеличение речевых возможностей (способность к дифференциации грамматических форм);

− Развитие внимания, памяти, воображения, зрительного и слухового восприятия;

− Обогащение словарного запаса;

− Обучение составлению рассказов;

− Повышение речевой активности.

Безусловно, есть много различных приемов логопедического воздействия. Одним из действенных приёмов, по нашему мнению, является использование приёмов сторителлинга.

IMG_20171122_120604.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0228.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0220.jpg

Литература:

1. Азова Е. В., Чернова О. Д. Авторская система игр и домашних логопедических тетрадей для дошкольников. //Логопед, 2008, № 4

2. http://printgames.ru/raspechatat-kubiki-istoriy-rory-s-story-cubes/

3. Белько Е. С., Дубина Д. М., Старжинская В. Учим детей рассказывать.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. — СПб.: Златоуст, 1998. — 355 с.

5. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 515–518.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, история, окружающий мир, дошкольный возраст, кубик, преимущество использования техники, словарный запас.


Ключевые слова

сторителлинг, приёмы сторителлинга, логопедическое сопровождение дошкольников, преимущества использования техники сторителлинга

Похожие статьи

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт проведения дистанционных занятий по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра», рассмотрены этапы ознакомления с числом и цифрой в формате онлайн общения педагога и воспитанников, даны пра...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения

В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и фо...

Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста

Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.

Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Похожие статьи

Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5–6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала

В данной методической разработке представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста умения планировать собственную познавательную деятельность. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организ...

Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Использование дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт проведения дистанционных занятий по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра», рассмотрены этапы ознакомления с числом и цифрой в формате онлайн общения педагога и воспитанников, даны пра...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Формирование экологической культуры школьников в процессе реализации внеурочной деятельности по биологии

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического ...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей 6–7-летнего возраста с речевыми нарушениями

Влияние модели социально-педагогической профилактики наркотической зависимости на формирование у обучающихся профессиональных образовательных учреждений антинаркотического мировоззрения

В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности обучающихся ПОУ к потреблению наркотиков. Рассмотрены возможности образовательного учреждения по созданию условий для эффективной модели социально-педагогической профилактики и фо...

Особенности организации работы по вызыванию речи у неговорящих детей дошкольного возраста

Автор делится теоретическими знаниями и опытом «вызвания» звукопроизношения, звуков у детей с ОВЗ, и вариантами игр, которые могут помочь специалистам.

Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организа...

Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики

Статья посвящена изучению особенностей прохождения педагогической практики студентами факультетов специальной педагогики. При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста. Анализируются труд...

Задать вопрос