Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Челдышова, Т. А. Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников / Т. А. Челдышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56874/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые решают задачи по формированию у дошкольников способности к активной умственной деятельности и развитию творческих способностей. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании играют ключевую роль и направлены на реализацию государственного стандарта дошкольного образования.

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

На наш взгляд ТРИЗ — технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению. А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без заучивания.

В своей работе с детьми мы активно используем приемы и методы ТРИЗ-технологии для развития у дошкольников изобретательских способностей, творческого воображения, смекалки, диалектического мышления. Данная педагогическая образовательная форма деятельности представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.

Представляем вашему вниманию конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ «Лесные приключения», в средней группе.

Цель: активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации.

Задачи: обучить навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма»; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; систематизировать представления детей о транспорте, уметь проводить системный анализ объекта; обобщить умения детей пользоваться моделью «системный лифт»; совершенствовать умения детей находить соответствия на «кругах Луллия»; воспитывать у детей желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материалы иоборудование: видеозапись мультфильма «Муравьишка-хвастунишка», аудиозапись «Пробуждение весны», «Песня ручейка». Маленькое ведерко, модель муравейника, модель муравья, гелевый шар, бумажный лист с осеннего дерева сложенный «оригами», емкость с водой «ручеек», стеклянная бутылка с вложенным письмом, строительный бросовый материал (веточки, пластмассовые колечки, крышки, абрикосовые косточки), схема для выкладывания вертолетов, бумажные цветы одуванчики, «пятиэкранка» (наборное полотно), фотографии одуванчиков, модель игры «Круги Луллия», пластмассовая модель яблока, меховой червячок(игрушка), пластмассовые животные(коза, лошадь, корова), корзинка, вязаный гамачок, прозрачная стеклянная вазочка, капсулы гидро — геля, пластмассовые листья.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу).

Воспитатель:

Ребята, я сегодня прихватила с собой ведерко веселого, доброго настроения, хочу поделиться с вами. Приготовьте кармашки, ладошки, носовые платочки,…куда я смогу положить горсточку позитива. (Воспитатель обыгрывает момент).

На фоне негромкой музыки «Пробуждение природы» воспитатель читает отрывок стихотворения И. Финкеля «Апрель».

Просыпайтесь, детвора,

Всем давно вставать пора!

За окном апрель лучится,

И капелью в дверь стучится,

И, наверное, сегодня

Что-то доброе случится!

Воспитатель:

Ребята, оглядитесь вокруг, мы оказались в весеннем лесу. (Ребята осматриваются и их внимание привлекает муравейник). Всю зиму муравьи спали в своем уютном муравейнике, но с приходом весны они постепенно просыпаются и покидают свое жилище. А хотите узнать историю об одном хвастливом муравьишке? (...) Тогда рассаживайтесь удобнее и внимательно смотрите на экран… (Ребята просматривают отрывок из мультфильма).

Воспитатель:

Я очень расстроилась, как вы думаете, куда ветерок унес муравьишку?

Игра «Хорошо-плохо»

(Дети высказывают разные предположения и поясняют, что в них «хорошего» и что «плохого»).

Воспитатель:

Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его дом? (…) Тогда нам необходимо последовать вслед за ним, согласны? (…) Кто бы нам смог указать дорогу? (рассуждения детей).

Воспитатель обращает внимание на прошлогодний листочек, который остался висеть на ветке дерева и предлагает детям обратиться за помощью к нему.

Воспитатель:

Закружись надо мной, мой листочек золотой,

Не шурши, не дрожи, а дорогу укажи!

Дети «ведут» листочек за кольцо, и он останавливается у воображаемого «ручейка», слышится его журчание в записи. Воспитатель обращает внимание на чистую прозрачную водичку, предлагает детям умыть лицо, освежиться.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, какие жидкости можно использовать вместо воды в ручейке? (молоко, чай, лимонад… т.д.). Давайте представим, что течет молоко, кому это понравится из местных обитателей, а кому нет? (….) Воспитатель хвалит детей за прекрасные рассуждения и обращает внимание на листочек, который перелетел на другую сторону ручья, далее предлагает подумать, как они смогут перебраться через него? (на лодочке, в кастрюле, на дощечке, ….). Воспитатель уточняет, что никаких других плавательных средств у них нет, вдруг видят, по ручью плывет стеклянная бутылка, вынимают ее из воды, открывают пробку, достают записку, читают:

«Дорогие ребятки, отгадайте загадку:

Что за чудо-стрекоза

Любопытные глаза?

Есть пропеллер, длинный хвост,

Мощный вес и крупный рост.

Нас с тобой зовет в полет

Современный ….(вертолет)

Вы отправитесь в полет,

Лишь построив вертолет.

До встречи, ВЕСНА!»

Дети рассматривают игрушку вертолет, называют его части. Воспитатель поощряет детей похвалой.

Воспитатель:

Нам необходимо разделиться на группы, выбрать строительный материал, схему и приступить к строительству вертолетов. (Дети делятся на группы, выбирают бросовый материал: веточки, камешки, крышечки, колечки, косточки, строят вертолеты по схеме. Затем встают вокруг вертолетиков и выполняют разминку).

Физминутка «На вертолетиках летим…»

На вертолетиках летим (руки на пояс, повороты вправо, влево)

В кабинах светленьких сидим. (руки на груди скрестно, полуприсед)

Исправно вертолет ведет (руками показать «очки пилота»)

Красивый молодой пилот.

У вертолета нет крыла, (руки в стороны, вниз, в стороны, вниз)

Взамен него лишь два винта. (руки вверх, вращение ладоней)

Высоко он пролетает (прыжок из полуприседа вверх 2 раза)

Стрекозу напоминает («ласточка», руки в стороны).

Воспитатель:

Наш вертолетик приземлился на лужок, как замечательно вокруг: небо голубое — голубое, солнце светит ярко, а вокруг расцвели замечательные весенние цветы. Ребята, как называются эти первоцветы? (одуванчики). Давайте рассмотрим жизнь этого растения в прошлом, настоящем и будущем.

Игра «Системный лифт»

Перед детьми выставляется наборное полотно (пятиэкранка), в прозрачные кармашки дети выбирают и вставляют фотографии или картинки с правильными ответами.

Место, где его можно встретить

Прошлое одуванчика

Фотография одуванчика

Будущее одуванчика

Части, из которых состоит цветок

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, и вдруг, совсем рядом слышится «чавканье», ребята находят в траве яблоко (муляж пластмассового большого яблока, которое открывается в середине), воспитатель открывает его и видят червячка, дети понимают, что это он грызет яблочко. Путешественники обращаются за помощью к червячку, он говорит, что всю осень и зиму проспал, зарывшись глубоко под землей, поэтому ничего не знает, но предлагает спросить у животных, пасущихся на лугу.

Воспитатель:

Ребята, прежде чем обратиться к животным (корова, лощадь, коза…???), нам необходимо вспомнить важные моменты их жизни.

Игра «Круги Луллия»

Дети находят названное животное на картинке нижнего круга, далее на среднем кругу ищут картинку, на которой изображено его жилище, называют, а на картинке верхнего круга ищут корм для этого животного. Все три правильных картинки выстраивают под стрелкой, делают выводы. Далее дети обращаются к животным, расспрашивают о муравьишке, козочка вспомнила, что когда она щипала травку у дороги, то видела муравьишку спящего в гамачке, у старого пенечка.

Воспитатель:

Меж листочков паучок сплел красивый гамачок,

Муравьишка зимним днем, спал, покачиваясь в нем!

Ребята аккуратно перемещают его в корзинку и возвращаются на вертолетиках в лес, к муравейнику. Усаживают муравья на место и обращают внимание на прозрачные голубые шарики, которые лежат на «листьях растений» (капсулы гидро — геля), воспитатель поясняет, что это выпавшая роса на траве, предлагает ее собрать в ладошки, полюбоваться радужными переливами, наполнить ею прозрачную вазочку и поставить в нее обломанные ветром веточки смородины. Через некоторое время на веточках появятся клейкие, зеленые листочки и в нашей группе станет радостнее, веселее.

Дети прощаются с лесом и возвращаются в детский сад.

Литература:

  1. Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Университетское, 2010.
  2. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитатель, ребенок, ребята, вертолет, внимание, группа, дошкольное образование, представление детей, творческое воображение, умение детей.


Похожие статьи

Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы)

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников

Похожие статьи

Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы)

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики

Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников

Задать вопрос