В данной статье рассмотрены многогранные стороны воспитания культуры поведения дошкольников в разных видах деятельности. Указывается, что на формирование культуры поведения ребенка влияет социальная среда и воспитательный процесс в обществе и семье.
Одна из ведущих задач в дошкольном воспитании в педагогической деятельности — это обучение культуре поведения детей. Значение этикета и культуры поведения влияет на формирование личностной успешности ребенка в будущем.
Отечественными педагогами Г. К. Ушинским, Ю. К. Бабанским, Б. Т. Лихачевым, Е. А. Алябьевой и многими другими специалистами исследованы и изучены вопросы нравственного воспитания и культуры поведения детей. Над такой проблемой работали также ученые Т. С. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. В. Ерофеева. Изучая их работы, можно с уверенностью сказать, что воспитание культуры поведения детей зависит от многих факторов, от умелой организации любой деятельности детей, от правильного сочетания такой работы с методами убеждения.
В воспитательно-образовательной работе нашего ДОУ № 66 «Лебёдушка» города Волжского мы обращаем пристальное внимание на поведение дошкольников: на то, как они овладевают основными правилами культуры поведения и как соблюдают эти правила во всех жизненных ситуациях. Степень нравственного развития детей определяется не только их чувствами и представлениями, но и поступками, «делами», пусть по-детски наивными, маленькими, но искренними.
Педагог К. Д. Ушинский писал: «Одними моральными наставлениями нельзя образовать сердце и волю ребенка» [4]. Для воспитания культуры поведения в семье и детском саду нужно создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей.
Одним из способов воспитания культуры поведения в детском саду является учебный труд на занятиях. Воспитательные формы мы проводим через обсуждение содержания книг, беседы, экскурсии; через обсуждение тем рисования, лепки. Процесс обучения на занятиях дает нам возможность воспитать у детей умение слушать взрослых и выполнять их указания, приучить к организованности, сдержанности, умению выполнять то, что необходимо и полезно, а не только то, что хочется. Воспитание активности на занятиях сочетаем с воспитанием усидчивости, что очень важно для воспитания поведения детей. Немаловажно в умении детей преподнести себя, показать свои лучшие качества, детские способности, а воспитателю правильно отметить, растолковать детям и оценить поступки и качества.
В нашем детском саду ребята выполняют обычные задания воспитательного значения: помочь своим сверстникам, младшему воспитателю: убрать за собой игрушки, аккуратно складывать свою одежду, накрывать на стол, делать несложную игрушку «для малышей» и т. д. Если в правильном направлении ведется работа, то в дальнейшем дети делают все по своей воле.
Большое воспитывающее значение имеет режим детской жизни. Мы, педагоги, приучаем детей выполнять его, активно участвовать в поддержании порядка в умывальной, спальной, за столом, воспитываем организованное поведение, привычку к труду, к взаимопомощи, умение выполнять несложные обязанности и др. Игры и занятия, участие в несложном труде, выполнение режима — все это основные методы воспитания поведения детей. Воспитание культуры поведения облегчается правилами, в которых формируем свои постоянные требования к детям.
А когда ребенок знает, что от него требуется, он легче усваивает требования. Правила дают нам возможность согласовать свои требования к детям и тем добиться единства в воспитательном воздействии на ребенка. Не секрет, что для правильного культурного поведения ребенка необходимо показать ему хорошие лучшие качества и уберечь от плохих качеств.
Важным методом нравственного воспитания является пример взрослого. Ребенок непроизвольно, подражательно усваивает поведение окружающих людей. Подражательное стремление надо использовать, чтобы организовать игры детей, их элементарную трудовую деятельность.
Наблюдая за трудом родителей, воспитателей, дети становятся более организованными, растет авторитет взрослых и уважение к ним, дети охотнее работают, дружнее играют. В беседах с родителями мы контролируем поступки детей, советуем, воспитываем трудолюбие, прививаем уважение к взрослым, к труду.
В организации воспитательной работы совместно с родителями новым эффективным способом по формированию культуры поведения детей являются тренинги. Совместно с родителями проводим обсуждение какой-то ситуации. Например, ребенок плохо контактирует с детьми или ленится убирать за собой игрушки и т. п.
В результате совместной воспитательной работы педагога с родителями решается одна из задач в оказание значимой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, разнообразные вопросы родителей к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях. Все эти обсуждения в форме тренинга дадут положительные результаты в формировании нравственных качеств и правильного поведения ребенка.
Но чаще дети контактируют в детском саду с воспитателем, который оказывает на ребенка глубокое воздействие: воспитывает, направляет, предостерегает. Важно помнить педагогу и воспитателю о предупреждении в своих воздействиях от морализирования и настаиваний, которых дети не любят.
Я считаю, что педагог должен разговаривать с детьми не только серьезно, но и шуткой, поговоркой, прибауткой, фразой из любимой детской книжки. Детская книга — одно из важных средств нравственного воспитания. Беседа после прочитанной книги оказывает воспитательное воздействие. Воспитатель, раскрывая основную идею, должен помочь детям оценить поступки, подводит к их оценке, этим самым направляя поведение детей.
В нашем ДОУ № 66 «Лебёдушка» г. Волжского дошкольникам мы даём поведенческие правила, которые учат их этикету. Одна из основных задач, решаемая через познание детьми правил этикета, — обучение способам установления и развития коммуникаций. Ребенок учится налаживать связи со сверстниками и взрослыми, с людьми близкого и дальнего окружения, незнакомыми людьми, с теми, кто настроен дружески, и с теми, кто не желает дружить.
Прививая правила этикета, наши дети учатся общаться с людьми: убеждать, договариваться, уступать в спорной ситуации, примиряться, отстаивать свое мнение, просить о помощи и предлагать ее, приветствовать, благодарить. В ДОУ обучение правилам этикета происходит в процессе режимных моментов и через приобретение жизненного опыта.
Пришли в детский сад: как привлечь воспитателя и ребят к радостному общению с тобой? Здороваемся с ними, желаем доброго дня и здоровья. В игре стараемся быть всегда внимательными к ребятам, учим их не обижать друг друга, уступать, действовать сообща на пользу всем и каждому, а на занятиях слушать воспитателя и т. д. Уходя из детского сада, мы обязательно говорим слова расставания: «До свидания!», «До завтра!».
Тем самым считаю, что главная детская наука — научиться жить в группе и в семье. Дети создают свое общество, в котором становятся необходимыми и равноправными членами.
В нашей группе старшего возраста дети усваивают поведенческие эталоны. Они могут анализировать свое поведение и поведение других людей, способны к нравственному выбору, т. е. к такому поведенческому шагу, который не ущемляет интересы товарищей группы, педагога, родителя, любого человека, с которым они общаются. Благодаря такой работе расширяются коммуникативные возможности детей. Ребенок становится субъектом, регулирующим собственное поведение.
Я часто в работе с детьми использую широкую палитру словесных методов. Беседую о том, как они оценивают собственное поведение и поведение других детей. Акцентирую внимание детей на раскрытии поведения героев народных сказок художественной литературы, использую такие произведения, в которых сосредоточены большие возможности для анализа поведения: русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Колобок», «Репка»; Ш. Перро «3олушка», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», В. Драгунский «Друг детства», а также произведения А. Барто, С. Михалкова и многие другие, входящие в круг детского чтения.
Во время обсуждения очередной возникшей ситуации подсказываю детям, как следует правильно поступить, разъяснить, почему желательно такое поведение.
Приведем в пример такую ситуацию: на вопрос Миши, почему он не сказал слова благодарности Анне Васильевне, когда вышел после занятий из-за стола, тот ответил, что всегда говорит «спасибо» маме за вкусный обед. И еще в беседе выяснилось, что мама всегда требует от него говорить «спасибо», когда он поест, но сейчас мамы рядом нет.
Считаю, что в подобной ситуации детям нужны следующие разъяснения: всегда, есть мама рядом или ее нет, надо говорить слова благодарности людям за то, что они старались вам помочь, что-то важное для вас сделали.
Наглядные методы не сводятся только к показу книжных иллюстраций, дидактических картин, мультфильмов и видеофильмов с поведенческой тематикой. Живым, емким и хорошо запоминающимся примером является поведение воспитателя и его помощника, родителей каждого воспитанника (а также бабушек и дедушек), гостей и посетителей группы, работников детского сада, наконец, поведение каждого ребенка в группе.
Жизнь ребенка в детском саду и за его пределами сопровождается правилами поведения, благодаря которым он проявляет уважение к людям, настраивает окружающих на общение с собой, привлекает к совместной деятельности и переживает состояние успешного осуществления своих дел.
Обучение правилам этикета ведет детей от выполнения внешних, общепринятых форм поведения к усвоению нравственных принципов; от техники поведения к нравственной и эстетической поведенческой основе. Оно вооружает детей техникой установления коммуникаций и способствует, в конечном счете, формированию личностной успешности.
В заключение надо сказать, что беседы, объяснения, тренинги и другие методы, обращенные к разуму, к сознанию детей, должны использоваться тактично и умеренно. Педагогу надо постоянно помнить о том, что сознание ребенка воспитывается в тесной связи с его чувствами и опытом. Основное в нравственном воспитании детей — пример, опыт, приобретаемый в деятельности: играх, занятиях, путем участия в труде. Благоприятная образовательно-воспитательная среда в семье и обществе формируют правильную культуру поведения детей.
Литература:
- Курочкина, И. Этикет в формировании личностной успешности ребенка / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 6. –С.27–31.
- Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев.- М., 2010. — 647с.
- Методические рекомендации к примерной общеобразовательной программе воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям «Счастливый ребенок». — М.: Школьная пресса, 2012.
- К.Ушинский «создавать условия для деятельного проявления ребенком его чувств и мыслей».