Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведения, выявление подходов, факторов и типов электорального поведения, дано авторское определение понятии «электоральное поведение».
В современной политологии одним из значимых определений считается электоральное поведение. Система выборов довольно значимый механизм демократии в создании административной общественно-политический силы в стране, по этой причине весьма немаловажно понимать ключевые основы развития электорального поведения из числа жителей государства. Однако в русской политологической литературе отсутствует конкретное определение электорального поведения. Но сущность этого термина подразумевается весьма многообразно.
С одной стороны, под электоральным поведением зачастую подразумевается модель проявления политического поведения людей по поводу делегирования своих возможностей. С другой стороны, электоральное поведение считается составляющей политического поведения, что предполагает собою комплекс взаимодействий общественных субъектов в работе общественно-политической системы.
Эксперт в области общественно-политического маркетинга Ф. Н. Ильясов под электоральным поведением подразумевает «содействие субъекта в избраниях в органы представительной власти, а кроме того референдум за конкретного кандидата либо партию» [1, с. 25].
В политической науке сформировались три основных подхода определяющие электоральное поведение.
Первый подход, социологический, основан на признании преобладающего воздействия социальных факторов: социального статуса и социальной среды. Основателями этого подхода считаются А.Зигфрид, С. М. Липсет, С.Роккан, П.Лазерсфельд, Б.Берельсон. А. Зигфрид впервые разработал аналитическую модель, объясняющую мотивы голосования.
Согласно его суждению, развитие общественно-политических взглядов и предпочтений жителей обуславливается соответствующими условиями: особенностями управленческого и общественно-политического формирования региона; общественной структурой и религиозными предпочтениями регионального сообщества; природно-географическими особенностями [2, с. 48].
Социально-психологический подход базируется на главном условии, оказывающий большое влияние на голосование –это партийная либо идеологическая идентификация. Основоположниками данного подхода являются ученые Мичиганского института: А.Кэмбелл, У.Миллер, Ф.Конверс и прочие. В их трудах была применена «воронка причинности» — форма, дозволяющая принимать во внимание совместное воздействие на голосование разных условий доминирования партийной идентификации. Одной из наиболее поздних концепций изучения электорального поведения считается «теория рационального выбора», развывшаяся из-за определенной ограниченности предыдущих концепций. Основополагающим трудом в этом направлении стала работа Э. Даунса «Экономическая теория демократии», его главная идея заключается в следующем: «каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая» [3, c. 36]. Даунс также отводил значительную роль идеологическим установкам.
Описывая ключевые модели электорального поведения, сформировавшиеся в иностранной общественно-политической науке, невозможно пройти мимо формирования данных теорий в Российской федерации.
Так, российский политолог и политический географ Р. Ф. Туровский акцентировал следующие условия электорального поведения [4, c.78]:
- Фактор общественно-финансовых условий. Прослеживается эффективность наибольшего количества голосов за оппозицию в регионах и городах с серьезными общественно-финансовыми критериями.
- «Отраслевое голосование». Партии обращаются к избирателям разных высококлассных групп и обретают их помощь.
- Национальный фактор. В государственных республиках существенную значимость представляют местные власти, которые больше всего осуществляют контроль над местными СМИ и подобным способом оказывают большое влияние на жителей.
- Фактор возрастной структуры населения. Итоги голосования непосредственно связанны с возрастным составом жителей и, в соответствии с долей различных возрастов.
- Местные условия. Имеются местные требования, которые накладываются на голосования и никак не зависят от других. Это происходит в какой-то исторической данности.
Также выделяют и такие факторы в электоральном поведении, как долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным причисляют такие факторы как: пол, возраст, тип поселения, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным причисляются экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что электоральное поведение включает в себя процесс принятия гражданами своего решения по поводу участия или неучастия в выборах за того или иного кандидата.
Литература:
- Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах [Текст] / Ильясов Ф. Н. — М.: ИМА-пресс, 2000. — 200с.
- Охременко И. В. Электоральное поведение: теория вопроса [Текст]: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. / Охременко И. В. — Волгоград, 2002. — 52с.
- Downs A. An Economic Theory of Democracy [Text] / Downs A. — N.Y., 1957. — 57p.
- Туровский Р. Ф. Политическая география [Текст] / Туровский Р. Ф. — Москва-Смоленск, 1999. — 381с.