Под обращениями граждан понимаются направленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностным лицам в письменной форме или в форме электронных документов предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Под обращениями граждан понимают соответствующие акты-волеизъявления, направленные на достижение общественно значимой цели и общего блага либо же реализацию и защиту индивидуальных (частных) субъективных прав и законных интересов конкретных частных лиц. По своему юридическому характеру они всегда являются именно юридическими актами, т. е. действиями, целенаправленно и сознательно направленными на создание правовых последствий.
Предложения представляет собой рекомендации граждан в части усовершенствования правовых актов, деятельности ОГВ/ОМС, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявления — это просьбы о содействии гражданам в реализации конституционных прав и свобод их самих или третьих лиц, либо сообщения о правонарушении, недостатках в работе государственных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных субъектов публичного управления. Жалобы суть просьбы о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.
По своей форме обращения граждан подразделяются на письменные и устные. По видам обращения подразделяются на предложения, заявления, жалобы, запросы; по источнику путей поступления обращений, поступившие по почте, телефону «горячая линия», на личном приеме руководителя управления; по субъекту обращений — физические и юридические лица, органы государственной власти, общественные организации.
Институт права граждан на обращения в органы государственной власти представляет собой закрепленные в нормах Основного Закона субъективное право человека и гражданина, включая иностранцев и апатридов, а также объединений граждан и юридических лиц непосредственно или через представителя в устной или письменной формах обратиться лично, а равно направить индивидуальное или коллективное обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции с целью охраны, защиты, восстановления и реализации своих прав и свобод, прав и свобод других лиц, публичные интересы общества и государства, а равно обязанности этих органов и должностных лиц, которым направлены обращения, своевременно и надлежащим образом рассматривать и принимать по ним законные и обоснованные решения и сообщать о них заявителям.
Исторический генезис правовой регламентации рассматриваемого института неразрывно связана с конкретно-исторической спецификой того или иного этапа в жизни нашей державы. Если же говорить о настоящем конкретно-историческом периоде, то, соблюдая определенную преемственность, институт права граждан на обращения сегодня направлен на защиту частного лица от самодурства власти и административного произвола; на исторические традиции также опирается использование права граждан на обращение для текущего мониторинга эффективности государственно-управленческого воздействия и сохранения стабильности в обществе. К сожалению, широкое участие народных масс в управленческих процессах не отличается глубокими историческими корнями. Однако, на мой взгляд, именно эта функция — показатель степени демократизации и правового характера любого сообщества.
Таким образом, институт права граждан на обращение в контексте самостоятельного (относительно обособленного) массива принципов и правовых предписаний представляет собой сложную и достаточно разветвленную нормативную конструкцию (институт) конституционного, административного и, отчасти, муниципального права. В качестве своей нормативной основы он включает законодательные акты федерального и регионального уровня, а также акты муниципального уровня.
Подводя итоги исследованию и резюмируя вышесказанное, можно сделать общее заключение о том, что право граждан на обращение носит абсолютный, неограниченный и неотчуждаемый характер. Все дееспособные граждане вправе обращаться в любые органы государственной власти и органы местного самоуправления, к должностным лицам. Этому праву корреспондируют обязанности органов власти принять соответствующее обращение, зарегистрировать, рассмотреть и дать своевременный ответ.
Полагаю, требуется непосредственное закрепление принципов, лежащих в основе права граждан на обращение, в действующем законодательстве, что сделало бы более основательной и стабильной правовую регламентацию в рамках данного института. Также, дальнейшее совершенствование и реформирование данного института должно быть связано с широким внедрением в практику всех органов власти и местного самоуправления новейших технологических достижений информационной и электронной революций, включая электронный документооборот, автоматический учет, апробация дигитал-технологий и т. д. Подобный процесс характеризует сдвиг всей системы государственного управления в сторону качественно новой ступени, нового способа взаимодействий с населением, именуемый «электронным правительством». Последнее понимается также как система взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества публичных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузка на граждан и организации, связанные с их получением.
Институт права граждан на обращение разительно изменился (и продолжает меняться), выступая ключевым механизмом для реализации и защиты прав человека и гражданина. Сегодня подавляющее большинство обращений подлежат обработке с использованием новейших информационных технологий. В этом контексте руководством страны поставлена масштабная задача — максимально упростить процессы взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления, используя ИТ-технологии и современный инструментарий цифровых систем. В этом контексте настоятельно требуется новый подход к такого рода информационным системам, взглянуть на них со стороны самого пользователя (гражданина), и вся дальнейшая модернизацию последних должна, безусловно, проводиться именно с учетом этих соображений. Чтобы обеспечивать и успешно продвигать свои национальные интересы, информационный и технологический суверенитет, а также конкурентоспособность Россия должна еще более энергично использовать возможности цифровых технологий. В условиях агрессивного окружения на международной арене и других многочисленных вызовов XXI века, наша страна в стратегическом плане не может допустить какого-либо отставания в развитии такой важнейшей сферы, как цифровые и другие сквозные технологи. Более того, мы должны (и имеем все условия для этого) сделать все для технологического рывка, чтобы догнать, а в некоторых областях — и перегнать группу передовых стран-лидеров.
Главная проблема, чтобы эффективно применять ст. 5.59 КоАП РФ на практике, является то обстоятельство, что многие должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, на действия или бездействие которых и приходится основное количество обращений граждан, из-за наличия специального законодательства просто-напросто не подлежат административной ответственности по общей норме Закона. К ним, в частности, в силу ст. 30.1.1, 30.1.2. КоАП РФ относятся сотрудники ОВД (включая полицию), сотрудники Следственного Комитета РФ, прокуроры, судьи, депутаты и пр. Допущенные ими нарушения по службе, включая нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, рассматриваются в порядке дисциплинарного производства исключительно по желанию руководителя или по выводам комиссии, в узком кругу, без привлечения суда и представителей общественности, что, на мой взгляд, прямо нарушает гарантированное основным Законом равенство всех и каждого перед законом и судом. В этом контексте и в целях защиты права граждан на обращение считаю целесообразным из текста Закона № 59-ФЗ исключить п. 2 ст. 1 либо распространить действие ст. 5.59 КоАП РФ на нарушения всех законодательных актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан, не ограничиваясь только нормами Закона № 59-ФЗ.
Литература:
- Авджян Г. Д., Серебрянникова Е. А. Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления // В сборнике: Актуальная проблематика экономических и управленческих процессов: вызовы XXI века Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 4–9.
- Белякова П. А. Вопросы защиты конституционных прав граждан и организаций на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления // Вопросы законности. 2015. № 5. С. 12–16.
- Бондаренко М. В. Реализация конституционного права граждан на обращение: историко-правовой аспект // Право и закон. 2016. № 3 (68). С. 13–16.
- Иглин А. В. Особенности обращений граждан в органы местного самоуправления // Современное общество и власть. 2016. № 1 (6). С. 125–132.
- Соловьев С. Г., Попов И. Е. Совершенствование правового регулирования института обращений граждан // Юридический факт. 2017. № 12. С. 139–143.