Изучение положения молодежи, создание необходимых условий для укрепления правовых и материальных гарантий осуществления прав и свобод молодых граждан, деятельности молодежных организаций с целью полноценного социального становления и развития молодежи, помощь молодым людям в реализации и самореализации их творческих возможностей и инициатив.
Ключевые слова:молодежная политика, молодёжь, общественные объединения.
the study of the situation of young people, the creation of the necessary conditions for strengthening the legal and material guarantees of the rights and freedoms of young people, the activities of youth organizations for the full social development and development of young people, helping young people in the implementation and self-realization of their creative opportunities and initiatives.
Молодёжь представляется стратегическим ресурсом каждого государства и базой его жизнеспособности. Однако возможности прогрессирования государства в огромной степени находится в зависимости от того, равно как будет мобилизован и используем этот ресурс. Следовательно, правильно выстроенная молодёжная политика — гарантия достойного будущего государства. Собственно, она, в следствии, продемонстрирует, каким будет государство через несколько лет [12, c.56].
В истории развития и становления правовой организации молодежной политики в Российской Федерации на современном этапе можно акцентировать 3 ключевых периода: основной — институционализации общегосударственной политики(1990–1996гг.) 2-ой — период стабильного осуществления политики в области молодежи (1997–2001). 3-ий — период стагнации в осуществлении общегосударственной молодежной политики (начиная с 2002 г. и вплоть до настоящего времени). Разберем каждый подробнее, ведь правовая основа, которая была принята тогда, действует и до сих пор.
Начало организации отечественной государственной политики в области молодежи было положено в 1991 г. распоряжением президента РФ о введении на должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодого поколения. 16 сентября 1992 года был подписан Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной политики», результатом которого стало здание Комитета РФ по делам молодого поколения [8].
Далее следовало постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» [7], в которых обусловливалось, что национальная политика в области молодежи является деятельностью страны, направленной, в том числе, на формирование молодежных социальных обществ, движений и инициатив. Поддержка работы молодежных и детских социальных объединений определяется как основное направление и главный механизм реализации общегосударственной молодежной политики. Особым Указом Президента РФ «молодежная политика» в 1992 г. провозглашена «приоритетной общественно-финансовой политикой государства». Наравне с этим указом в государстве за минувшие года были установлены множественные распоряжения, постановления центральных и местных органов власти, затрагивающих вопросов молодежи.
За этап с 1990 по 1996 года были разработаны ключевые федеральные нормативно-правовые акты, сформировалась система органов по делам молодого поколения, молодежных учреждений, служб на областном и местном уровне. Так, к 1996 г. в структуре органов по делам молодого поколения (на областном уровне) было сформировано — 4 министерства, 1 управление в составе министерства, 7 госкомитетов, 35 департаментов, управлений, комитетов по делам молодежи, 23 департамента, управления, комитета в составе прочих департаментов и отделов администрации, 1 управленческий комитет по делам молодежи.
Нормативно-правовая основа молодежной политики в РФ с 1996 года входит во вторую фазу собственного формирования. Модернизирование федерального законодательства затрагивает в основном 3 сферы: образование, уголовно-правовые и общественные взаимоотношения. Были установлены федеральные законы: «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» [2] (январь, 1996г); «О государственной поддержке молодежных и детских социальных объединений» [3 Об общественных объединениях] (май, 1995г). Новый Уголовный кодекс РФ [1], вступивший в силу 1 января 1997 года, содержит нормы, регулирующие уголовную ответственной не достигших совершеннолетия (пункт 5) и определяет составы правонарушений против семьи и не достигших совершеннолетия (гл. 20. разд.7). Рядом актов федерального уровня устанавливаются мероприятия государственной поддержки отдельных групп молодого поколения, первоначально лишь студентов и аспирантов.
В этот этап обозначилось известное продвижение в решении организационных вопросов равно как на федеральном, так и на регионально уровнях. Так, к окончанию 1990-х годов на федеральном уровне сформировалась структура управления молодежной политикой, что включала в себя [11, c. 40]:
– Государственный комитет РФ по делам молодежи (в 2000 г. был ликвидирован равно как независимая структура и в организационном отношении был подчинен Министерству образования).
– Комитет Государственной Думы по делам семьи, женщин и молодого поколения.
– Национальный Совет детских и молодежных организаций РФ, содержащий 51 организацию.
– Совет по делам молодежи при Президенте РФ.
– Научно-исследовательские центры, учреждения.
Для сопоставления во Франции управление политики в области молодежи осуществляет Ведомство по делам молодёжи, спорта и социальных учреждений при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерства культуры и коммуникаций. Ведомство имеет департаменты и областные управления, отвечающие за реализацию молодёжной политики на местах.
Важным шагом для молодежной политики в РФ предстало определение правового поля работы социальных объединений в ряде принятых федеральных законов «Об общественных объединениях» (19 мая 1995г) [4], «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»(11 августа 1995г.). По сути, данными актами были приняты подходы к формированию системы взаимодействия национальных организаций и социальных объединений. В области соблюдения прав молодого поколения усилия были ориентированы на усовершенствование нормативно-правовой базы общегосударственной молодежной политики. Введение дополнений и изменений в законодательство РФ в соответствии с его структурой в данный этап было главным. Тем не менее стратегический курс страны в области общегосударственной молодежной политики медленно разрабатывался, и медленным темпом шла разработка проекта федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ» (по состоянию на 2018 года период действия данного закона продлен вплоть до 2025 года).
В 1998 г. Государственная Дума РФ приняла к обсуждению проект федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ». В 1999 г. проект был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации. В ноябре этого же года на закон было наложено вето Президента РФ. В данный же период принятые Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [5] и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [6] среди полномочий органов местного самоуправления никак не предусматривали полномочий в области молодежной политики. Данное условие ставило всю молодежную политику под удар. В условиях появившейся правовой неопределенности субъекты РФ брали на себя инициативу по формированию законодательного обеспечения государственной политики в области молодежи. В 1996–1997 годах законы о государственной молодежной политике были приняты почти в 40 российских регионах.
Указ Президента РФ от 15 сентября 1994 года, который положил начало первой федеральной программе «Молодежь России» [9], был изначально скорее временным решением. Тем не менее шли года, одна формулировка федеральной целевой программы «Молодежь России» заменяла иную, перманентно преобразовывался — ликвидировался федеральный орган исполнительной власти, который занимался делами молодежи. Эта программа актуальна и вплоть до сих пор, однако используется весьма нечасто.
К началу третьего этапа развития государственной молодежной политики законодательная и нормативная база была далека от эталона, во-первых, из-за неимения реальной функционирующих элементов реализации положений, заявленных ранее принятыми законами. А во-вторых, из-за неимения основного федерального закона, который бы затронул молодежь — документа, который бы на федеральном уровне, в правовом поле зафиксировал статус молодого поколения, ее социальных объединений, взаимоотношения государственных органов к вопросам социализации растущего поколения.
В целях последующего формирования нормативно-правовой базы государственной молодежной политики Департаментов по молодежной политике Министерства образования РФ был предложен проект Концепции государственной молодежной политики РФ. Разработка Концепции была обусловлена потребностью стандартизировать подходы к осуществлению молодежной политики на федеральном уровне и в регионах РФ. Общественная палата образовала рабочую группу по написанию Концепции законопроекта. Этот документ был принят на заседании палаты весной 2003 года. Одна последующие консультации не дали возможность прибегнуть непосредственно к написанию законопроекта.
В завершении декабря 2005 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий», вступивший в силу с 1 января 2006 года. В соответствии со статьями 23 и 29(на данный момент потерял силу) указанной закона к полномочиям исполнительном органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств областного бюджета, отнесено «осуществление региональных и муниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью».
Для выполнения сравнительного анализа была взята Франция, как одна из эффективных стран Европы в сферы организации молодежной политики. Отличие в молодежной политике возникают уже на шаге постановки цели. В случае если во Франции целью исполнения указанной политики является способствование бесконфликтной интеграции молодых людей в общественность, то Российская Федерация целью молодёжной политики определяет возрождение РФ как государства, который обеспечивает беспрепятственное развитие и достойную жизнь людей.
Франция реализует молодёжную политику на основе ряда постановлений и законов, касающихся молодых людей, но, как и в России на федеральном уровне нет закона, регулировавшего деятельность разнообразных властных и общественных структур, направленную на молодежь.
Различием в сфере молодёжной политики между Францией и Российской Федерацией, кроме того, являются возрастные границы молодёжи. Так, во Франции, в многочисленных отраслях политики при определении «молодежи» преимущество отдается группе от 15 вплоть до 26 лет. В РФ же к категории молодежи официально принадлежат все жители возрастом от 14 вплоть до 35 лет.
Главным способом участия молодых людей в молодежной политике, как во Франции, так и в РФ, являются молодежные организации. При помощи их, молодёжь, равно как активная общественно-демографическая категория, представляет собственные интересы, разрешает некоторые трудности, а кроме того, формирует собственные способности и умения в разных секторах экономики и сферах деятельности.
На местном уровне во Франции исполняется экспертиза и финансирование молодёжных инициатив — программа «Проект М» (реализуется от 15 вплоть до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).
На законодательном уровне проблемам устройства на работу молодёжи уделяется особое внимание, что не скажешь о России. Так, во Франции в 1997 году была образована программа «Новые услуги, новые рабочие места», которая имела цель дать молодежи постоянные (не менее 5 лет) места для работы, при этом вовсе необязательно иметь трудовой опыт. Данная программа удовлетворяет, кроме того, потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным организациям- государство компенсирует до 80 % МРОТ на каждое новое место для молодежи [10, c.58].
Национальный комитет молодёжи, руководимый Министром по делам молодежи и спорта и объединяющий представителей общественно-политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, выступает инициатором многочисленных проектов. Советы молодёжи действуют как на уровне департаментов, так и в муниципалитетах. Реализуется цикл министерских проектов по поддержке молодёжи [10, c.72]:
– молодёжная программа, поощряющая чтение книг как условие развития полноценной культурной персоны; поддержка молодёжного кинематографа;
– обеспечение доступа молодёжи к занятию спортом, в особенности из малообеспеченных семей,
– выдача «спортивных купонов» с целью оплаты занятий в секциях,
– выделение средств Государственного фонда развития спорта на региональный уровень с целью поддержки спортивной инфраструктуры;
– создание специальных информативных центров для молодёжи, где предоставляются информационные и консультационные услуги.
Таким образом, проведя сопоставительный анализ молодёжной политики Франции и Российской Федерации, допускается совершить заключение, что для французской молодежной политики характерна установка предоставить молодым людям шанс, поддержать их, однако воздержаться от излишней заботы и благотворительности, подрывающих стимул независимой активности. Для российской молодёжной политики свойственно социальное становление молодого поколения, а кроме того, создание и методичная реализация подходов, направленных на прямое привлечение молодых людей в решение своих проблем и общенациональных вопросов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6 ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Дата обращения (14.01.2019).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 26.12.2018)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 26.12.2018)
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских социальных объединений» от 28 декабря 2016г. [электронный ресурс] // Электронный фонд. URL: http://docs.cntd.ru/document/9012158 (дата обращения 26.12.2018)
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения 26.12.2018)
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения 26.12.2018)
7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ [электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 26.12.2018)
- Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» от 3 июня 1993 года [электронный ресурс] // Законодательство РФ. URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-vs-rf-ot-03061993-n-5090–1/ (дата обращения 26.12.2018)
- Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. N 1075 [электронный ресурс] // Гарант. URL: http://base.garant.ru/2300503/ (дата обращения 26.12.2018)
- Указ Президента РФ о федеральной программе «Молодежь России» от 15 сентября 1994 года [электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=219183#05474477741008297 (дата обращения 26.12.2018)
- Айзенкоп Б. М. Молодежная политика во Франции: Поиски оптимальных решений. — М., — 2016. — 251 с.
- Государственная молодежная политика в Российской Федерации: нормативно-правовой аспект: учеб. -метод. пособие / авт.-сост. Л. Л. Юрова, А. А. Ермакова; под общ. ред. О. Н. Андреевой. — Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А. В., 2010. — 120 с.
- Переверзев, М. П. Основы работы с молодежью: учеб. пособие / М. П. Переверзев, З. Н. Калинина; под общ. ред. М. П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 56