Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 01.03.2019

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Киптенкова, Т. А. Использование техники «батик» в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста / Т. А. Киптенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56902/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современный мир прекрасен и удивителен. Он наполнен огромными возможностями для развития потенциала. Однако параллельно идут риски и неблагоприятные факторы, которые негативно сказываются на соматическом и психологическом здоровье взрослых и детей.

Последние несколько лет, участились запросы со стороны родителей: ребёнок замкнут в себе, не хочет идти в детский сад, часто болеет, появилась апатия, не хочется общаться с взрослыми и так далее. Из практики работы стало заметно, что дети приходят в МДОУ уже с угнетенной эмоциональной сферой, отсюда проблемы с самооценкой, в общении с детьми и взрослыми. Когда родители отдают приоритет познавательному развитию и забывают об эмоциональной сфере, существует опасность эмоциональных перегрузок для ребёнка, приводящих к дезадаптивным формам поведения. Ежегодная диагностика в МДОУ эмоционально-личностной и межличностной среды подтверждает неблагоприятное положение.

Отсюда формируется цель нашей работы — оказывать всем участникам образовательного процесса психологическую поддержку, обеспечивающую их эмоциональное благополучие.

Реализация цели предполагает использование ряда методик (программы эмоционально-личностного, межличностного общения, арт-терапия).

На наш взгляд, к категории эффективных методов по сохранению гармоничного состояния, можно отнести арт терапию, а именно — изотерапию. В своей практике мы используем сказкотерапию, игровую терапию, а если изотерапию — то это мандала, рисование нетрадиционными способами.

Изотерапия привлекают детей своей легкостью, доступностью и увлекательностью.

Терапия творчеством является прогрессивным направлением в работе психолога и обладает рядом позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами. [1, 26]

Путем использования изотерапии мы стараемся повысить адаптивность детей, снизить эмоциональное напряжение, тем самым обеспечить благоприятные условия для успешного развития детей.

Предлагаем вашему вниманию опыт использования техники батик в рамках изотерапии при работе с детьми, родителями, педагогами. Использование методов описанного у С. К. Кожохиной «Путешествие в мир искусства» [3, 169] в программе развития детей в рамках изостудии. Мы адаптировали метод для использования в работе психолога, педагога и в совместной деятельности родителей и детей.

Батик — это роспись по ткани, одна из древнейших технологии, возникшая в Индонезии еще в шестнадцатом веке.

В работе психолога.

Педагог-психолог может использовать батик в процессе арт — терапевтического занятия как новую технику. За основу берём структуру занятия у М. В. Киселёвой «Арт-терапия в работе с детьми». [2, 19]

Цель занятия: коррекция нарушений эмоциональной или волевой сферы личности.

Изотерапия используется процесс создания изображения в качестве инструмента реализации целей, целью становится процесс, а не результат.

Занятие могут быть неструктурированными (у детей высокая степень свободы в выборе материалов и темы), структурированными (тема задаются педагогом-психологом).

В зависимости от цели занятия дети работают:

– индивидуально

– парная работа

– работа в мини группе (до 6 человек)

В своей практике мы применяем следующие виды батика.

Свободная роспись.

Удивительно простой в применении и эффективный вид батика. На влажную ткань (х/б, белая, 25х25 см, намочить и отжать) наносим цветовые пятна (акварель, тушь) с помощью различных кистей или поролоновых тампонов. Влажную ткань можно закрепить на пяльцах, либо работать на индивидуальной клеёнке и не сдвигать работу до полного высыхания. Можно по влажной ткани рисовать узор, но он будет не чётко выражен. Эта техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образуя восхитительные цветовые сочетания.

Дополнить технику можно с помощью соли, она поглощает влагу, вместе с влагой притягивается пигмент в краске, в результате цвет становится светлее, а в некоторых местах обесцвечивается. На только что покрашенную ткань насыпается соль (крупная или мелкая), когда работа высохнет, останутся своеобразные эффекты.

Свободная роспись подойдет как для индивидуальной работы, так и для работы в парах.

Узелковая техника.

Данная техника требует лишь четкости при подготовке и определенной силы.

Детям предлагается на кусочке ткани (х/б, белая, 25х25 см) сформировать пальцами узелок и перевязать ниткой или резинкой для волос (плетения). Можно путем перевязывания сделать «ножку». Чем туже сделаете «ножку», тем ярче будет эффект. Можно спрятать в узелок камушек, ракушку, большую пуговицу. Итак, узелок сделали и «сокровища» спрятаны, остаются свободными края ткани, из них завязываем узлы. Приступаем к «оживлению» работы. Начинаем с верхушек узелка, капаем краску (акварель, тушь). Это середина объекта. Верхушки узелков могут быть как одноцветными, так и двухцветными (верхушка красная, низ — синий). С помощью широких кистей или поролоновых тампонов заполняем всю площадь ткани. В завершении работы распутываем нитки, вынимаем «сокровища», разворачиваем узлы и ждём высыхания. По сухой ткани прорисовывать недостающие детали.

Сколько раз дети выполняют работу в этой технике, столько разнообразных вариантов получается.

Узелковая техника необычна и проста. Рекомендуем начать знакомство с данной техникой при индивидуальной работе, в последствии возможно применение в парах или мини группах (используем отрез ткани 50х50, 50х100 см). Дети сами распределяют этапы работы, находят для себя место инструменты, тем самым развиваются коммуникативные навыки.

Холодный батик.

В качестве резерва используем восковой мелок. Детям предлагается тема, рисуется эскиз карандашом на белой бумаге. Затем сверху бумаги кладем ткань и обводим по контуру восковым мелком с достаточной силой нажима (хорошо подходит для резерва масляная пастель). В качестве контура красиво смотрятся светлые цвета (желтый, розовый). Ткань либо натягивается на пяльцы, либо работаем на клеёнке до конца занятия. Закрашиваем фон внутри контуров, используем дополнительные эффекты соли (мелкая или крупная). При высыхании добавляем четкие линии с помощью гелевых ручек, а также украшаем выбранные элементы с помощью пайеток (приклеиваем).

Данный вид батика подойдёт для индивидуальной работы в связи с рядом дополнительных эффектов.

Придерживаясь структуры занятия, не забываем, что в конце каждый ребёнок рассказывает о своей работе.

Работая на ткани, дети испытывают чувство радости и восторга. Батик пользуется большой популярностью в сравнении с другими методами изотерапии. Разнообразие материалов и видов является залогом постоянного интереса со стороны детей и желания заниматься батиком. Дети получают удовольствие от самого процесса (творческой части) и как бонус — результат (уникальная роспись по ткани). Это оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Педагоги — психологи могут смело включать технику батика в структуру занятия по арт-терапии.

В работе с педагогами.

При планировании работы с педагогами руководствовались профессиональными стандартами. [4]

Среди необходимых умений — владеть всеми видами развивающей деятельности дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

Роспись по ткани оказалось для детей очень увлекательным и интересным занятием. Данный вид деятельности является продуктивным.

Здесь цель занятия с детьми — результат (обучение новой техники росписи по ткани и создание образовательного продукта).

Цель работы с педагогами — повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования техники батик для просвещения и внедрения в практику работы.

Была подготовлена и проведена презентация «Батик, как направление работы с детьми старшего дошкольного возраста» (куда вошли вышеперечисленные виды, а также «набрызг», «печать штампами», «капельная» техника в работе по ткани).

Проведён мастер-класс «Батик — знакомство с новой техникой, различные виды).

Конечно, технология настоящего батика сложна, но адаптированные способы работы позволяют ребенку испытывать восторг от того, что он сам изготовил подарок для своих близких.

Педагогам данная техника позволит обогатить и разнообразить творческие занятия при совместной деятельности с детьми.

В работе с родителями.

С целью ознакомления с новой техникой был проведён семинар-практикум для родителей «Батик — роспись по ткани». На практике родители вместе с детьми учились украшать детскую одежду с помощью печати штампами (срез луковицы, свеклы, штампы из бутылочной пробки, а также детские косынки и банданы с помощью узелковой техники). На данном мероприятии использовались краски для ткани. Для детей совместное творчество с родителями способствует гармонизации внутрисемейных отношений и дарит немало приятных минут.

С опытом нашей работы были ознакомлены педагоги из города Калуги в рамках проведения педагогической экспедиции «Технологии поддержки детской индивидуальности в условиях реализации ФГОС ДО» в апреле 2018 года (проведены презентация и мастер-класс по знакомству с методом «Батик» и внедрению в работу).

В перспективе планируется транспортировать свой опыт путём прохождения аттестации по данной теме.

Подводя итоги, можно сказать, что проблема эмоционального благополучия, как основа психического здоровья ребёнка, в нашем учреждении актуальна и решается посредством использования батика, как метода арт-терапии в комплексе другими формами работы.

В результате внедрения данной техники отмечается повышение эмоционального фона у детей, снижения напряжения, тревожности, а также улучшения психологического климата в коллективе. Изотерапия не имеет противопоказаний и подходит всем. Таким образом, использование метода батик в изотерапии способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.

Литература:

  1. Лебедева Л. Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». СПб.: Речь, 2003.-256 с.
  2. Киселева М.В «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. — СПб.: Речь, 2014.-160 с.
  3. Кожохина С. К. «Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности». –М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с
  4. Профессиональный стандарт педагога [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ug/ru/newstandards/6
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, работа, батик, влажная ткань, индивидуальная работа, педагог, работа психолога, структура занятия, ткань, узелковая техника.


Похожие статьи

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Применение физкультурной сказки в процессе обучения основам финансовой грамотности в ДОУ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Использование квест-технологии в ДОУ при организации работы с детьми с ОВЗ

Использование цифровой лаборатории «Наураша» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

Использование интерактивной приставки Mimio в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Использование специальных методов и приемов в процессе обучения детей с РАС. Организация пространства в ДОУ

Использование нетрадиционных методов рисования в работе с детьми дошкольного возраста

Применение физкультурной сказки в процессе обучения основам финансовой грамотности в ДОУ

Использование приемов наглядного моделирования в работе с ОНР у детей дошкольного возраста

Задать вопрос