С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное.
Цель организации дополнительного образования на базе детского сада — совершенствование образовательного процесса и удовлетворение потребностей населения во всестороннем развитии детей, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования [2, c. 3].
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 10, ст. 75) говорится, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [3].
Для организации дополнительного образования на базе дошкольной образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:
- Изучение нормативно — правовой документации.
- Изучения спроса потребителя, то есть родителей воспитанников, которые являются заказчиками услуг дополнительного образования.
- Решение организационных вопросов: составление списка воспитанников по различным направлениям деятельности и подбор педагогов дополнительного образования.
- Разработка пакета документов на предоставление дополнительных образовательных услуг. Одним из основных документов ДОО является лицензия.
Особенностью организации дополнительного образования на базе ДОО является то, что дополнительное образование интегрируется с реализуемыми дошкольной организацией программами, но ни в коем случае не повторяет их. Следует отметить, что дополнительное образование в детском саду можно осуществлять с детьми любого возраста, если программа дополнительного образования соответствует возрастным и индивидуальным особенностям каждой группы воспитанников [2, c.6].
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, ДОО может предоставить следующие направления:
– художественно — эстетическое развитие;
– физическое воспитание и развитие;
– интеллектуальное развитие;
– раннее развитие;
– экологическое воспитание.
В дополнительном образовании детей реализуется личностно ориентированный подход, так как в основе построения образовательного процесса лежит развитие ребенка, его личные интересы и достижения. Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной, если создавать условия для организации исследования личности ребенка, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, создания системы отслеживания личностного роста детей, их достижения [1, c.13].
Численный состав объединения определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности. Расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей, а продолжительность занятий устанавливается исходя из санитарно-гигиенических норм.
Формы организации детских образовательных объединений разнообразны. Под формой детского образовательного объединения понимается — структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) направленная на решение определенных образовательных задач. В ДОО возможны следующие формы детских образовательных объединений: кружок, клуб, студия, мастерская, секция, ансамбль, театр, школа и т. д.
Формой проведения занятий в дополнительном образовании является творчество в различных его проявлениях. Результат деятельности ребенка — это не просто приобретенные знания, умения и навыки, а воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности [2, c.196].
Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками целесообразно проводить в отдельном помещении, которое имеет свою развивающую предметно — пространственную среду и вызывает у детей чувство заинтересованности, новизны, неожиданности [1, c.24]. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать нагрузку на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое для всего детского сада расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослого. Педагог должен использовать различные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование. А работы детей, выполненные на дополнительных занятиях, стоит использовать при оформлении выставок в стенах детского сада, участия в различных творческих конкурсах.
Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей на базе ДОО существует и ряд серьезных проблем.
Одной из главных проблем является перегрузка детей. Дошкольная организация, стараясь выполнить заказ на дополнительные образовательные услуги, выбирают несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей. Решить данную проблему может медицинский персонал ДОО, который знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на ребенка дошкольного возраста; педагог — психолог, который на родительских собраниях и в индивидуальных беседах помогает родителям осознать негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника.
Воспитатели могут использовать так называемые «Лист занятости» или «Карту индивидуальной нагрузки», где ежедневно фиксируют все проводимые с ребенком занятия. И воспитатели, и педагог дополнительного образования, и родители получат возможность контролировать уровень общей учебной нагрузки каждого ребенка в ДОО.
Снизить нагрузку позволяет и учет индивидуальных особенностей детей. На основе диагностики личностного развития на каждого ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, где специалисты указывают интересы ребенка, а также рекомендуемые для посещения, с точки зрения его возможностей и пристрастий, студии, кружки и секции дополнительного образования.
К другим проблемам организации дополнительного образования для дошкольников можно отнести следующие:
– педагоги ДОО, стремясь повысить уровень развития своих воспитанников, иногда дублируют базисную программу;
– часто форма организации занятий с дошкольниками ничем не отличается от обычных занятий, и у детей угасает интерес к посещению кружков, секций;
– педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию детей чаще всего по перспективному или календарному плану, а не по программе дополнительного образования дошкольников;
– не всегда ведется работа по повышению квалификации педагогов ДОО по вопросам дополнительного образования.
Таким образом, дополнительное образование занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях. Оно привлекательно для ребенка, позволяет решать многие проблемы его эффективного развития. Поэтому педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути решения проблем организации дополнительного образования в соответствии с современными требованиями к этому типу образования.
Литература:
- Золотарева А. В., Терещук М. Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 120 с.
- Золотарева А. В. Принципы организации дополнительного оразования детей в России // Ярославский педагогический вестник — 2013 № 1 — Том II (Психолого-педагогические науки). С.194–199
- Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении / сост. И. В. Липова, Ю. В. Антонова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. Волгоград: Учитель, 2017. — 87 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/