Цена (стоимость) отчуждаемых либо приобретаемых имущества (работ, услуг) по сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность, является существенным условием договора (сделки), от размера данного показателя зависит, будут ли к данной сделке применимы нормы, предусмотренные законодательством при заключении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также к чьей компетенции (какого органа управления) будет относиться вопрос по рассмотрению (предварительному согласию или последующему одобрению) подобной сделки, потребуется ли уведомление федерального органа исполнительной власти о цене отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг подобной сделки.
От цены (денежной оценки) имущества или услуг сделки будет зависеть ее рентабельность. Информация о величине данного показателя, как правило, прикладывается к документам, предоставляемым органам управления корпорации для принятия решения о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.
От полноты предоставляемой информации, обоснования необходимости заключения сделки зависит, получит ли последняя одобрение или нет.
Вопрос об определении цены (денежной оценки) имущества (услуг, работ) по сделке с заинтересованностью выносится на рассмотрение органов управления отдельным вопросом относительно получения предварительного согласия или последующего одобрения сделки.
В соответствии с п. 2 ст. 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закона об акционерных обществах), п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закона об обществах с ограниченной ответственностью) порядок получения согласия / последующего одобрения сделок с заинтересованностью применяется только к сделке, цена которой превышает 0,1 % балансовой стоимости активов корпорации [1, 2].
В данном случае, при расчете стоимости сделки стоит обратить внимание, не заключалось ли подобных сделок или сделок, предназначенных для реализации единой цели, в течение непродолжительного периода времени. Если данный факт имел место быть, необходимо оценивать стоимость таких (взаимосвязанных) сделок в совокупности.
Данное условие — неприменение порядка, предусмотренного ст. 81 Закона об акционерных обществах, ст. 45 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, выполняется в случае не превышения цены имущества (услуг) таких сделок предельных значений, установленных Центральным банком Российской Федерации [5].
Следует отметить, что отдельно предусмотрен механизм извещения (уведомления) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее — ФОИВ), об определенной советом директоров корпорации цене имущества по сделке, в совершении которой имеется заинтересованность (п. 3 ст. 77 Закона об акционерных обществах) [4].
В настоящее время данная функция ФОИВ возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом [3].
Если ФОИВ примет решение о несоответствии цены, определенной советом директоров Общества, сложившимся рыночным ценам на аналогичные товары и (или) несоответствии представленного отчета оценки стандартам оценки или законодательству, то в течение 20 дней с даты получения от общества указанных документов уполномоченный орган направляет данному обществу мотивированное заключение. В этом случае цена имущества признается недостоверной [1].
Получив мотивированное заключение совет директоров должен либо отказаться от заключения сделки, либо привлечь оценщика для определения цены имущества и повторно направить уведомление уполномоченному органу. Срок исковой давности по иску уполномоченного органа о признании сделки, совершенной обществом с нарушением вышеуказанного порядка, или цена которой признана недостоверной, составляет шесть месяцев с момента, когда ФОИВ узнал или должен был узнать о ее совершении [1].
Только при отсутствии мотивированного заключения ФОИВ сделка может быть рекомендована к заключению, а цена (стоимость) имущества, работ, услуг по сделке будет признана достоверной.
Предусмотреть обязанность корпорации направлять уведомление ФОИВ о стоимости сделке при большем количестве акций нецелесообразно, т. к. мажоритарный акционер (представляющий Российскую Федерацию или муниципальное образование) в силу преобладающего количества акций организации, имея в составе совета директоров более половины членов совета, выдвинутых по предложению данной организации, получает возможность контролировать решения, принимаемые советом директоров.
Кроме того, мажоритарий может предложить порядок рассмотрения и одобрения сделок с заинтересованностью, отличный от предусмотренного законом, который может быть принят единогласно всеми акционерами путем внесения соответствующих изменений в устав общества (данная возможность предусмотрена п. 8 ст. 83 Закона об акционерных обществах).
Важность получения информации именно по сделкам с заинтересованностью, цена которых определяется советом директоров общества, объяснима тем, что подобные сделки, решение по которым принято без нарушения порядка одобрения, обжаловать в судебном порядке будет крайне сложно.
Чтобы признать сделку с заинтересованностью недействительной, предварительное согласие или последующее одобрение которой соответствует порядку, предусмотренному действующим законодательством, необходимо доказать ущерб интересам общества, причиненный реализацией данной сделки, и также доказать, что другая сторона знала или должна была знать о заинтересованности [1, 2].
Кроме того, информация о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность, может быть представлена акционерам в числе материалов к годовому общему собранию акционеров организации. Часто информация о сделках с заинтересованностью представляется крайне усечено, а иногда единоличный исполнительный орган вообще не информирует акционеров о сделках с заинтересованностью, одобренных советом директоров общества за год, что является причиной многих судебных разбирательств.
Таким образом, извещение ФОИВ, является эффективным механизмом контроля принимаемых обществом решений по заключению сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и защиты государственной собственности.
Литература:
- Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения: 26.02.2019).
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения: 20.02.2019).
- Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77490/ (дата обращения: 20.02.2019).
- Приказ Минэкономразвития РФ от 07.05.2010 № 168 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции уполномоченного органа в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102495/ (дата обращения: 20.02.2019).
- Указание Банка России от 31.03.2017 № 4335-У «Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность» — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71564660/ (дата обращения: 20.02.2019).