В настоящее время число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов неуклонно растет, кроме того, можно говорить о комплексном характере заболевания. Многие дети с ОВЗ по состоянию здоровья не могут посещать массовую школу. Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ст. 15, 16, 17, 18 устанавливает государственные гарантии прав граждан с ограниченными возможностям здоровья и инвалидов на получение бесплатного и доступного образования. Для таких детей по желанию родителей организуется индивидуальное обучение на дому с применением дистанционных форм обучения. По заявлению родителей ребенку бесплатно выдается необходимый комплект оборудования, школа оплачивает Интернет. Учителя, обучающие детей с ОВЗ, проходят специальное обучение.
Дистанционное образование — новая, современная технология, которая делает качественное образование для детей с ОВЗ доступным. Данная тип обучения основан на учебном взаимодействии удаленных друг от друга ученика и учителя. Реализуется процесс обучения при помощи телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
Главная задача, которая стоит перед родителями и школой — научить ребенка жить самостоятельно, брать на себя ответственность за свои поступки, принимать решение и действовать, быть мобильным в быстро меняющемся мире. С другой стороны, первостепенная задача родителя — сохранить или хотя бы не снизить уровень состояния здоровья ребенка. В таких условиях учитель русского языка, открывая школьникам язык как предмет изучения, стремится создать условия внутренней потребности включения в учебную деятельность. В этом плане дистанционное обучение имеет несомненные плюсы: дает возможность подобрать индивидуальный образовательный маршрут каждому ученику, используя различные средства (компьютеры, телекоммуникационные технологии, дистанционные образовательные технологии, электронные учебники, возможности сети Интернет), что сказывается на результатах обучения, делая это процесс интересным, познавательным и результативным. С другой стороны, надо учитывать, что дети с ОВЗ имеют различные дефекты (опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, расстройства интеллекта) и для них свойственен низкий уровень познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности, низкая работоспособность и несамостоятельность. Для таких детей дистанционное обучение представляется наиболее эффективным, так как позволяет организовать процесс обучения в удобном для обучающихся темпе, учащийся может потратить на изучение темы столько времени, сколько ему требуется. Кроме того, выполнение работы по изучению темы не фиксировано рамками урока и, как будет сказано ниже, работа над упражнением может проводиться неоднократно до достижения удовлетворительного результата.
Еще одним несомненным достоинством данного типа обучения является продуктивное использование урочного времени. Многие учащиеся в силу специфики заболевания не могут долгое время удерживать необходимую для обучения концентрацию внимания, устают или отвлекаются. То, что учитель выбирает из подготовленных заранее заданий подходящее как для пишущего, так и для “непишущего” учащегося, экономит время и сберегает здоровье ученика.
В случае болезни ученика или пропуска по причине посещения лечебных учреждений дистанционное обучение позволяет не прерывать образовательный процесс, ведь ребенок имеет возможность самостоятельно входить в “Виртуальную школу” и изучать пропущенный материал, проверять свои знания при помощи тестов, выполнить работу на закрепление материала. Каждый урок русского языка имеет в своей структуре тест, уровень прохождение которого демонстрирует степень усвоения новой темы. Эти же тесты эффективно использовать при повторении разделов. Учитель имеет возможность посмотреть и результат теста, и количество попыток (обычно дается 3 попытки), и количество затраченного времени. Анализ выполненного теста позволяет понять, какие правила усвоены лучше, над какими требуется поработать дополнительно на следующих уроках с конкретным обучающимся. В качестве примера рассмотрим фрагменты урока (8 класс).
Тема урока “Предложения с обращениями” (урок открытия новых знаний).
Оборудование урока: Компьютер, учебник “Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений” / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, задания i-Школы.
Этап урока |
Учитель |
Ученик |
|
||
Самоопределение к деятельности. Орг. момент. |
Видеозвонок, осуществляемый с помощью программы Skype. Проверка качества связи. Приветствие учащейся. Оргмомент. |
Подготовка к работе |
Актуализация знаний. Фиксация затруднений. |
- Ангелина, обратимся к известным с детства строчкам. Кто автор? Назовешь ли произведение? Чем осложнены эти предложения? «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного». «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокой, И, обычай твой любя, Звезды смотрят на тебя». |
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Обращение. Сложность — пунктуационное оформление, «ветер, ветер» — это два обращения или одно? Обращение. Как называется обращение, выраженное словосочетанием? |
Постановка учебной задачи. |
Ангелина, можем ли мы сформулировать тему урока, обозначить цели урока? Сверим нашу формулировку с темой урока. Прошу открыть Урок 32 в i-Школе, предоставь демонстрацию экрана. Записываем число и тему урока в тетрадь (для “пишущих” учащихся). |
Ученица ставит цели, формулирует (уточняет) тему урока. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Какой план мы наметим? |
Ученица предлагает работать по алгоритму, сформулированному в теоретическом разделе Урока 32 |
2. Демонстрация выполнения задания тестового характера i-Школы (проверку теста выполняет программа) |
||
Первичное закрепление. |
- Ангелина, давай сегодня вспомним песни, популярные в то времена твоих бабушек и дедушек, для этого пройдем тест “Популярные песни”, работаем в i-Школе, Урок 32 (проверку теста осуществляет программа). При наличии ошибок или сомнений имеет смысл обратиться к теоретическому разделу Урока 32, в котором сформулировано правило, провести работу над ошибками и снова выполнить тест. |
Учащаяся выполняет типовые задания на определение в предложении обращения, установления его границ, постановки нужных знаков препинания. Учащаяся комментирует собственные действия. |
3. Демонстрация выполнения задания с отправкой на проверку учителю. |
||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Следующее задание — творческое. Задание “Составьте предложения”, урок 32 (проверку осуществляет учитель). Требуется составить и записать два предложения, в которых одно и то же существительное употреблялось бы в роли подлежащего и в роли обращения. Запишите эти предложения парами и объясните их смысловые, интонационные, грамматические и пунктуационные различия. Работаем, комментируя свои действия. |
Данное задание можно выполнить в рабочей тетради, а можно в i-Школе, “непишущие” учащиеся печатают или работают устно. |
4. Демонстрация работы с учебником. |
||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Закрываем i-Школу, открываем учебник на с. 155, упр. 229. Прочитай задание. Записываем в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. |
Данное задание “непишущие” учащиеся печатают или работают устно при помощи учителя. |
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов дистанционная форма обучения на сегодняшний день является самой эффективной, обеспечивающей полноценную организацию образовательного процесса, реализацию адаптированных образовательных программ, контроль за качеством обучения. Кроме того, дети имеют возможность принимать участие в дистанционных конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня, в том числе и международных, с удовольствием участвуют в выпуске интерактивного электронного издания «Центральная газета». Особый интерес вызывает у учащихся предметные недели русского языка и литературы, когда дети самостоятельно или с помощью и участием родителей готовят проекты по русскому языку и литературе, раскрывают свой творческий потенциал, участвуют в школьных олимпиадах, демонстрируя свои знания, принимают участие в различных тематических проектах, расширяющих кругозор, возможности ребенка, обеспечивающих полноценное общение со сверстниками. Дистанционное обучение детей-инвалидов, которые вынуждены учиться на дому, позволяет не только получить полноценное образование, но и обеспечивает социализацию и адаптацию таких учащихся в дальнейшем.
Литература:
- Полат Е. С. «Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты».- М.: ИНФО, 2006
- Быков Д. А. «Дети с ограниченными возможностями и общество».-Дополнительное образование, 2006.