Быстрые темпы развития экономического потенциала России связаны с ростом энерговооруженности промышленного производства. Постоянно расширяющееся использование электроэнергии и повышение рабочих напряжений требуют разработки условий труда, которые бы обеспечивали необходимый уровень безопасности электроустановок и обслуживающих их сотрудников.
Сокращение электротравматизма является актуальным вопросом во всех отраслях промышленности страны в связи с тем, что уровень электротравматизма как в быту, так и на производстве, остается достаточно высоким, невзирая на усиление требований электробезопасности и исследование, и внедрение новейших методов и средств защиты от поражения электрическим током. Каждый год в стране регистрируется примерно двадцать пять случаев поражения электрическим током, из которых более полутора тысяч заканчивается летальным исходом. Причем в результате виктимных или неадекватных действий самих пострадавших происходит 70–80 % несчастных случаев.
В сравнении с другими опасностями электрический ток отличается тем, что человек не может его обнаружить заранее с помощью органов чувств. Механизм поражения человека электрическим током чрезвычайно сложен и связан с нарушением биологических, физических, химических процессов в организме человека. При этом возможны необратимые нарушения функциональной деятельности жизненно важных органов человека.
Электротравма — поражение электрическим током, источником которого служит техническое и атмосферное электричество. Поражения электротоком могут возникнуть как в случаях непосредственного контакта с токоведущими частями различных установок, так и на расстоянии через воздух и землю под действием токов высокого напряжения. Электротравмы классифицируются следующим образом:
– Электротравмы, связанные с такими нарушениями нормальной работы электроустановок, при которых возникает электрическая цепь через тело человека.
– Электротравмы, связанные с такими нарушениями нормальной работы электроустановок, при которых не возникает электрической цепи через тело человека. Поражение человека в данном случае выражается ожогами, ослеплением дугой, падением и, как следствие, иногда серьезными переломами.
– Смешанные электротравмы. Пострадавший испытывает перечисленные виды поражений одновременно [8].
Подобная классификация позволяет при учете, а также при последующей обработке статистических данных наиболее эффективно выявлять возможные очаги и причины поражения людей электрическим током, выявлять электротравматизм.
Анализ причин электротравматизма в Российской Федерации показывает, что 40–45 % электротравм связаны с ненадлежащим уровнем эксплуатации оборудования, приводящим к снижению сопротивления изоляции, появлению напряжения на нетоковедущих его частях. Значительное количество электротравм (25–30 %) вызывается неудовлетворительной организацией рабочего места и невыполнением требований должностных инструкций и требований охраны труда, 30–35 % электротравм обусловлено неудовлетворительной конструкцией и монтажом оборудования: наличием открытых токоведущих частей, недостаточным расстоянием между токоведущими частями и металлическими конструкциями оборудования, отсутствием сигнализации, блокировки и т. д.
Причины, влияющие на электротравматизм, подразделяют на технические, организационно-технические, организационные и организационно-социальные.
Наиболее распространенными техническими причинами электротравм являются:
– дефекты устройства электроустановок и защитных средств (брак при их изготовлении, монтаже и ремонте);
– неисправности электроустановок и защитных средств, возникшие в процессе эксплуатации;
– несоответствие типа электроустановки и защитных средств условиям применения;
– использование электроустановок, не принятых в эксплуатацию;
– использование защитных средств с истекшим сроком периодических испытаний.
К организационно-техническим относят:
– ошибки в производстве отключений электроустановки (отключение другой установки, отключение не со всех сторон и т. д.);
– ошибочная подача напряжения на электроустановку, где работают люди;
– отсутствие ограждений и предупредительных плакатов у места работы;
– допуск к работе на отключенные токоведущие части, без проверки отсутствия напряжения на них;
– нарушение порядка наложения, снятия с учета переносных заземлений;
– несвоевременную замену неисправного или устаревшего оборудования и др.
К организационным причинам относят:
– несоблюдение или неправильное выполнение организационных мероприятий безопасности;
– недостаточную обученность персонала (лиц электротехнического и неэлектротехнического персонала);
– неправильное оформление работы;
– несоответствие работы заданию;
– нарушение порядка допуска бригады к работе;
– некачественный надзор во время работы и др.
К организационно-социальным относят:
– допуск к работе в электроустановках лиц моложе 18 лет;
– привлечение к работе лиц, не оформленных приказом о приеме на работу в организацию;
– несоответствие выполняемой работы специальности;
– выполнение работы в сверхурочное время;
– нарушение производственной дисциплины;
– игнорирование правил техники безопасности квалифицированным персоналом.
Анализ статистики электротравм показывает, что попадание людей под напряжение происходит по следующим причинам:
– прикосновение человека к открытым токоведущим частям, находящимся под напряжением;
– прикосновение к металлическим частям оборудования, оказавшимся под напряжением в результате повреждения изоляции;
– прикосновение к неметаллическим предметам и частям оборудования, оказавшимся под напряжением (прикосновение к токоведущим частям, покрытым изоляцией, потерявшей свои изоляционные свойства; касание токоведущих частей предметами с низким сопротивлением);
– соприкосновение с полом, стенами и конструктивными деталями помещений, оказавшимися под напряжением вследствие повреждения изоляции, поражение напряжением шага;
– поражением через электрическую дугу [11].
Одну из главных ролей в возникновении несчастных случаев на производстве играют социально-психологические особенности каждого из сотрудников. Замечено, что несчастные случаи с мужчинами на производстве происходят чаще, чем с женщинами. Женщины точнее исполняют правила и нормы по безопасности труда на электроустановках, стараются избегать работы в опасных ситуациях. Таким образом, преимущество женщин-электриков при работе на действующих электроустановках сводится к тому, что они реже создают опасную ситуацию, а мужчин-электриков — в способности скорее избегать несчастных случаев в возникших опасных ситуациях.
Статистика свидетельствует о том, что несчастные случаи на производстве происходят в большей степени с людьми в возрасте до 25 лет (первый пик травматизма). Однако целесообразно соотносить травматизм не столько с возрастом, сколько со стажем работы, опытом и знаниями. Так, 22-летний выпускник вуза инженер-электрик с большей вероятностью может быть отнесён к группе риска, чем его ровесник, закончивший после школы ПТУ и уже несколько лет проработавший в том же цехе.
При достижении профессионального стажа отметки примерно 5 лет наблюдается второй пик числа травматизма, причиной которого является беспечность. Развитие профессиональных навыков специалиста, накопленный опыт работы без травм ведет к повышению уверенности человека в своих силах, что, в свою очередь, ведет к ослаблению осмотрительности и профессиональной бдительности электрика. Данный феномен носит название «вторичной беспечности». Одним из действенных способов предупреждения возникновения и развития вторичной беспечности является более строгий контроль со стороны руководства по отношению к работникам, стаж которых составляет около 5 лет.
Большое влияние на частоту производственного травматизма оказывают чрезмерная самоуверенность, неуважение к коллегам, низкая эмоциональная чувствительность к другим, преувеличенно высокое проявление независимости и самодостаточности в деятельности, агрессивность — вот те качества, которые усиливают предрасположенность к несчастным случаям. С другой стороны, подмечено, что специалисты, проявляющие лидерские свойства, имеют меньшее число несчастных случаев и производственных травм [2].
Предотвращение электротравматизма на производстве включает в себя обширный комплекс мероприятий. Среди них можно выделить мероприятия тактического рода, которые осуществляются по следующим направлениям [3]:
– Техническое направление заключается в устранении технических причин, связано с заменой оборудования, которое имеет недостатки в конструкции и большую изношенность. Кроме того, чтобы повысить уровень безопасности на производстве, есть необходимость в постоянном отслеживании современных разработок и продукции в области охраны труда, средств малой механизации, средств оказания первой медицинской помощи и т. п., которые позволяют постоянно мониторить техническое состояние оборудования, сооружений, инструмента, современных и качественных средств коллективной и индивидуальной защиты [6].
– Организационное направление сводится к созданию на рабочем месте определенной атмосферы, которая будет способствовать повышению эффективности труда. Должны быть организованы комнаты психологической разгрузки, где работники могли бы полноценно отдохнуть. Тем не менее, важным остается постоянное обращение внимания работников на соблюдение правил и норм трудовой дисциплины и техники безопасности. Огромное место здесь занимают различные плакаты, стенды, посвященные охране труда, технике безопасности, произошедшим несчастным случаям и т. п. Руководителям подразделений и специалистам по охране труда следует систематически (планово и внепланово) осуществлять контроль и проводить проверки, касающиеся выполнения работниками должностных инструкций, правил по охране труда, условий проведения работ.
– Личностное направление предотвращения травматизма. Если выделить две основные группы, касающиеся причин травматизма (по материалам статей), то, в целом, получается следующая ситуация:
- Неудовлетворительная организация работ: нарушение правил охраны труда (77 % случаев); нарушение должностных инструкций электромонтеров (15 % случаев); нарушение трудового распорядка, внутреннего распорядка (7 % случаев); нарушение типовых инструкций (1 % случаев).
- Недостаточный менеджмент: нарушение должностных инструкций инженеров, мастеров, руководителей (79 % случаев); нарушение положения о системе управления охраной труда (20 % случаев).
Анализ отмеченных причин травматизма указывает на ошибочные действия самих сотрудников, а следовательно, на приоритетную роль «человеческого фактора».
Особое место в предупреждении электротравматизма занимает именно предотвращение личностных (психологических и психофизиологических) причин травмирования, которые являются более частыми факторами возникновения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим подробнее направления работы в данном аспекте.
- Изучение и мониторинг психофизиологического состояния работников.
Учет психофизиологических характеристик, профессионально важных качеств персонала обуславливает их профессиональную надежность. Данное мероприятие необходимо проводить при трудоустройстве, при допуске специалистов к определенным видам деятельности. В частности, как подчеркивают специалисты, от 8 до 10 % людей относятся к категории непригодных для работы. Также в течение всей трудовой деятельности необходимо систематически проводить анализ психофизиологических характеристик, особенно в чрезвычайных ситуациях. В частности, в потенциально травмоопасной ситуации большую роль будут играть такие психофизиологические качества, как свойства внимания, мышечная быстрота реагирования, эмоциональная стрессоустойчивость и стабильность, ловкость, самоконтроль. Большое значение в психологической диагностики имеет изучение и анализ социально-психологического климата в коллективе, трудовой бригаде. Помимо этого, большую роль при допуске работника к профессиональным обязанностям играет контроль предрабочего состояния человека. Такая проверка исключит попадание на рабочее место работника с плохим самочувствием, в больном состоянии, в состоянии опьянения, испытывающим стресс и т. п. Таким образом, важное значение в системе профилактики электротравматизма имеет создание и функционирование в производственных структурах подразделений психофизиологического [7].
- Профессиональный подбор работников.
Помимо анализа психофизиологических характеристик, при приеме на работу важным является этап профессионального подбора и отбора. На данном этапе необходимо изучить, насколько готов работник выполнять профессиональные задачи. Помимо профессионального отбора несомненным является этап формирования первичного трудового коллектива, в котором происходит постоянная трудовая деятельность работников. При таком подходе, кроме проблемы профессионального отбора, важным представляется вопрос о готовности работника сотрудничать в трудовом коллективе, а в ситуации исполнения функций непосредственного руководителя первичного трудового коллектива — о требованиях к его стилю сотрудничества, авторитетности, умениям организовать коллектив на решение профессиональных задач [9].
- Постоянное обучение и инструктирование работников.
Тщательно проанализировав причины травматизма, можно прийти к выводу, что в большинстве случаев работники не выполняли конкретные аспекты профессиональных требований, правил и норм, должностных инструкций, например:
– запрета самовольного проведения работ;
– допуска к работе только после проверки подготовки рабочего места;
– запрета при осмотре электроустановок напряжением выше 1000В входить в помещения, камеры, не оборудованные ограждениями или барьерами.
Пострадавшие не выполнили различные положения, как инструктивных документов, так и специальных правил по организации труда. Этому могут послужить такие причины как неудовлетворительная подготовка работников к выполнению трудовой деятельности, элементарное незнание работника о том, как вести себя в сложной, нестандартной ситуации. В то же время, изучение материалов о несчастных случаях на производстве показывает, что все пострадавшие проходили систематически программы повышения квалификации, обучение по дополнительным программам.
По мнению опытных работников, существует формальное (необоснованное) присвоение персоналу, который производит работы на действующих электроустановках, более высоких групп по электробезопасности. Такая ситуация возникает благодаря порочно сложившейся практики присвоения групп электротехническому персоналу, основываясь на стаже его работы на электроустановках, не учитывая того, насколько работник обладает соответствующими знаниями, владеет навыками и безопасными методами работы на электроустановках.
Многие эксперты отмечают следующие недостатки, которые связаны с осуществлением программ обучения по охране труда:
– отсутствие конкретных целей обучения и требований к знаниям;
– недостаточное внимание к обучению современным методам управления рисками;
– неприемлемый отрыв сотрудников от работы;
– несоответствие объема примерной учебной программы и продолжительности её изучения, нерациональное содержание и распределение тематики [4].
В настоящее время нужен переход от классических способов обучения работающих сотрудников к новейшим способам, которые опираются на инновационные технологические процессы и международный опыт, значительно повышающие качество обучения. Исследование мирового опыта указывает на то, что профессиональная подготовка сотрудников должна основываться на практико-ориентированном подходе. Этот подход чаще в преподавательской практике именуют компетентностным [5].
Многие авторы научно-педагогической литературы отмечают, что в развитии активности субъекта в профессиональной и образовательной деятельности функция компетентностного подхода состоит в развитии компетенций и компетентности будущего мастера своего дела. Результат обучения, с точки зрения компетентностного подхода, заключается в формировании конкретной компетентности. Под компетентностью понимают готовность субъекта к интеграции компетенций и профессионально значимых личностных качеств с целью более эффективного выполнения профессиональной деятельности [10].
В рамках данного подхода первоначальной точкой в формировании готовности к профессиональной деятельности является непосредственно деятельность сотрудника. В течение обучения в рамках компетентностного подхода будущий или уже работающий сотрудник усваивает навыки, овладевает умениями профессиональной деятельности, формируются паспорта компетенций, содержание которых состоит из точных описаний каждой конкретной компетенции. Данные паспорта дают возможность взглянуть на образовательный процесс с точки зрения формирования у работников точных знаний, умений каждом конкретном виде деятельности. Например, в деятельности по предотвращению несчастного случая имеется несколько этапов, которые должен реализовывать работник:
– распознать небезопасные условия (понимание угрозы);
– оценить небезопасные условия (понять уровень угрозы);
– принять решение о надобности операций в целях предотвращения угрозы;
– быть способным осуществить отмеченные действия [1].
С целью реализации работы по предупреждению возникновения травмоопасных ситуаций такая модель должна быть осуществлена в ходе обучения. Способ реализации данной модели определяется при помощи образовательных технологий. Следует повысить часть практико-ориентированных образовательных технологий, которые обязаны составлять существенную долю процесса обучения. К подобным технологиям причисляют:
– использование методов «case-studies», которые основаны на анализе конкретных жизненных ситуаций, возникающих в промышленном производстве;
– обучение во взаимодействии;
– работа с тестовыми заданиями с применением практических задач;
– использование медиа-продуктов, видеоматериалов;
– работа на специальных тренажерах и стендах, например, при наличии высокого напряжения;
– применение игровых ситуаций по определению конкретных видов опасностей и оценке рисков и др.
Важным этапом в процессе обучения является оценивание развитости и сформированности компетенций. В данном случае есть необходимость в базе оценочных средств, которая включала бы в себя тесты по усвоению инструктивных и других обширных материалов, тесты достижений, которые основаны на осуществлении определенных прикладных заданий сотрудниками.
- Стимулирование работников.
Стимулирование сотрудников, в некотором роде, относится к категории педагогических понятий. Цели стимулирования заключаются в формировании ориентированности сотрудников на ответственное и безопасное осуществление профессиональных обязанностей. Стимулирование деятельности имеет несколько типов. Так, ряд авторов предлагают систематизировать типы организации стимулирования работы:
– по уровню информированности используются и опережающие, и подкрепляющие стимулы;
– по учету результатов деятельности — коллективная и индивидуальная;
– по учету отклонения результатов деятельности от нормативных — позитивная и негативная;
– по лагу (размещению ресурсов во времени между двумя явлениями) — непосредственная, текущая, и перспективная;
– по степени и характеру конкретности условий определения стимула — обычная, эталонная и состязательная;
– по связи стимулирования с трудовой активностью — пропорциональное, прогрессивное и регрессивное;
– по степени принуждения — жесткая и либеральная.
К наиболее устойчивым и часто применяемым типам стимулирования можно отнести:
– Наказание как метод корректировки отрицательных проявлений посредством отрицательного воздействия по отношению к сотруднику. Использование наказания должно основываться на следующем: неотвратимости, соответствии проступку, обоснованности.
– Критика — оценка ситуации посредством отрицательного суждения, немаловажным является мнение трудового коллектива. Ее осуществление возможно посредством информативных листков, стенгазет.
– Поощрение — выражение положительной оценки труда, признание заслуг. Среди показателей, которые используются с целью поощрения, можно выделить следующие: отсутствие несчастных случаев; отсутствие нарушений правил и норм безопасности, инструктивных документов; следование правилам трудовой дисциплины.
Существуют разные виды поощрений. Во-первых, моральное стимулирование (награждение почетной грамотой, объявление благодарности, статья в газете или на сайте предприятия и др.); во-вторых, материальное стимулирование сотрудника (премия, путевка, подарок, абонемент и др.) [12].
Таким образом, вопросы электробезопасности, в частности электротравматизма, являются достаточно актуальными на сегодняшний день. Число несчастных случаев, возникших в результате несоблюдения правил и норм электробезопасности как руководителями, так и, по большей части, самими рабочими, остается довольно большим. Поэтому при решении вопросов обеспечения электробезопасности необходимо наиболее полно учитывать реально существующие условия производства, вероятность возникновения травмоопасных ситуаций и возможные последствия воздействия на человека электрического тока при возникновении нестационарных режимов работы электрооборудования. Деятельность, направленная на профилактику и предупреждение электротравматизма на промышленном производстве, осознанность и ответственность руководителей и, в первую очередь, рабочих приведет к значительному снижению случаев электротравмированности на производстве.
Литература:
- Бондарев, И. П. Учет человеческого фактора в профилактике профессиональных рисков / И. П. Бондарев // Справочник специалиста по охране труда. — 2013. — № 7. — С. 34–39.
- Дружилов, С. А. Основы профессиональной деятельности инженеров-электриков / С. А. Дружилов. — М.: Академия, 2010. — 119с.
- Жидецкий, В. Ц. Основы охраны труда / В. Ц. Жидецкий, В. С. Джигирей, А. В. Мельников. — Львов: Афиша, 2000. — 350с.
- Жилин, О. И. Правовые и методологические проблемы обучения по охране труда и предложения по его совершенствованию с учетом экономических реалий и внедрения современных систем управления / О. И. Жилин // 4-я Международная выставка и конференция по безопасности и охране труда в ТЭК «SAPE 2013». Сборник тезисов и докладов. — 2013. — С.45–48.
- Колганов Е. Г. Роль компетенций, связанных с охраной труда и управлением профессиональными рисками, в практико-ориентированном подходе при подготовке кадров. Материалы семинара — конференции «Государственное регулирование вопросов аккредитации и инспекционного контроля за испытательными лабораториями, оказывающими услуги по аттестации рабочих мест» [Электронный ресурс] // Вкот.Инфо: офиц. сайт. — Режим доступа: http://www.vcot.info/uslugi/informatsionnyematerialy.aspx. — 25.02.19.
- Крайкин, В. И. Новые средства защиты элетротехнического персонала / В. И. Крайкин // Новое в российской электроэнергетике. — 2013. — № 1. — С. 46–52.
- Лазарев, С. В. Здоровье и работоспособность персонала в энергетике: Энергетикам о здоровье / С. В. Лазарев. — М.: МАКС Пресс, 2002. — 349с.
- Манойлов, В. Е. Основы элеткробезопасности / В. Е. Манойлов. — Л.: Энергоатомиздат, 1991. — 479с.
- Матушанский, Г. У. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе / Г. У. Матушанский, Ю. В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. — 2001. — № 2. –С.169–173.
- Матушанский, Г. У. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков, Г. В. Завада. — Казань: Казанский гос. энергетический ун-т, 2009. — 136 с.
- Сибикин, Ю. Д. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. Сибикин. — М.: Академия, 2014. — 240с.
- Формы стимулирования труда работников. [Электронный ресурс] // Мотивтруда.Ру: офиц. сайт. — Режим доступа: http://motivtruda.ru/formy-stimulirovanija-truda.htm. — 25.02.19.