Урок информатики и ИКТ как один из компонентов среднего военного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 03.03.2019

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Шестаков, С. И. Урок информатики и ИКТ как один из компонентов среднего военного образования / С. И. Шестаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 209-213. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56932/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время стремительно возрастает роль среднего военного образования. Подходя осознанно к выбору профессии военного, ребенок, становясь впоследствии кадетом, определяет свое будущее и идет по намеченному пути, а высшее военное образование получает подготовленного и целеустремленного курсанта. Целью образования становится нахождение, поддержание, развитие человека и формирование в нем механизмов саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления незаурядной личности будущего военного [3, стр. 6].

Основным механизмом достижения этой цели являются профильные предметы среднего военного образования, но следует помнить, что наряду с военными дисциплинами существуют также общеобразовательные учебные предметы, направленные на гармоничное интеллектуальное развитие личности.

Одной из таких является учебная дисциплина «Информатика и ИКТ». Учитывая специфику профильного направления, урок информатики становится дополнительным средством, направленным на обогащение не только знаниями по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, но и знаниями военного дела. При подаче материала, используя задания военного содержания, организуя нетрадиционную форму самого урока, педагог интегрирует базовые знания по предмету и военную специфику.

Примером такой интеграции может служить урок закрепления и отработки умений по информатике и ИКТ «Электронные таблицы» в 9 классе по УМК Людмилы Леонидовны и Анны Юрьевны Босовых [1, стр.100].

На начальном этапе организационной деятельности кадеты получают конверты, в которых находится карта [Рисунок 1], на которой нанесена «База», «Штаб» и четыре стратегически важных объекта. В верхнем правом углу указывается фамилия и имя кадета, который будет выполнять боевое задания, следуя указаниям карты.

В этом же конверте находится и боевое задание, которое необходимо выполнить: «Собрать по намеченному маршруту части шифровки, расшифровать и передать содержание в штаб».

Рис. 1.

Но прежде, чем отправиться «в путь», нужно получить ориентиры. Для этого кадетам предлагается решить следующую задачу: «На возвышенности у реки стоял укрепленный ДОТ. Всех, кто пытался прорваться к нему, он отрезал очередью из пулемета. Количество очередей зависело от того, какая группа подбиралась к нему. На полк выпускалось 5 очередей, на роту — 4 очереди, а на партизанский отряд — 3. За первые десять дней ДОТ пытались захватить 2 полка, 3 роты и 5 партизанских отрядов. За следующие 10 дней на него нападали 3 полка, 2 роты и 7 партизанских отрядов. В третий раз за 10 дней его пытались разбить 7 полков, 5 рот и 6 партизанских отрядов. За последние 10 дней в атаку пошло 9 полков, 6 рот и 10 партизанских отрядов. После чего ДОТ был разбит. Сколько военных подразделений пытались разбить ДОТ за каждый 10 дней в отдельности и за все 40 дней вместе? Сколько среди них было полков, сколько рот и партизанских отрядов? Сколько очередей выпускал ДОТ в течение каждых 10 дней и за все 40 дней вместе. Сколько очередей было выпущено по полкам, сколько по ротам и сколько по партизанским отрядам».

Кадеты, читая задачу, вспоминают военную терминологию, а также определяют, что решение этой задачи возможно с помощью электронной программы «Excel», с которой они уже знакомы, но ещё не применяли при решении задач. Это помогает им самостоятельно сформулировать тему урока: «Электронные таблицы», а также определить его цель: «Повторить знания по данной теме и научиться применять их при решении задач».

Следующий этап урока, актуализация знаний — решение заданий на первой базе, результатом правильного решения которого будет получение первой части шифровки. На этом этапе кадеты вспоминают ранее полученные им теоретические и практические знания.

Итак, задание «База № 1»:

1) Электронная таблица — компьютерная программа, позволяющая проводить __________ с данными, представленными в виде __________ массивов, имитирующих бумажные таблицы.

2) В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов: ____________________________________________________________

3) В электронных таблицах существуют следующие форматы данных:___________________________________________________________

4) Формула представляет собой выражение, по которому выполняются вычисления на листе. Формула начинается со знака ____ и содержит __________________________________________________________________.

5) Знаки арифметических операций:

__________________________________________________________________

6) Виды ссылок в электронных таблицах

Абсолютнаяэто ссылка, которая __________________________________

Относительнаяэто ссылка, которая_________________________________

Смешаннаяэто ссылка, которая _____________________________________

7) Примеры встроенных функции:

__________________________________________________________________

8) Какой вид будет иметь формула «=B3+C6» если мы её скопируем из ячейки С4

В ячейку B4 _____________

В ячейку D4 _____________

В ячейку E3 _____________

9) Какой вид будет иметь формула «=B$3+$C6» если мы её скопируем из ячейки С4

В ячейку B4 _____________

В ячейку D4 _____________

В ячейку E3 _____________

На этапе реализации знаний кадеты садятся за компьютеры. На рабочем столе создана папка «Марш-бросок», внутри которой находятся папки «Объект № 2», «Объект № 3» и «Объект № 4» с заданиями на каждый этап.

В папке «Объект № 2» находится задача следующего содержания: «Пять кадет получили по дисциплине «Информатика и ИКТ» оценки за 4 четверти. Определите средний балл каждого кадета по формуле» [Таблица 1].

Данная задача направлена на знакомство кадетов с решением в компьютерной программе Excel, а ее содержание позволяет позиционировать себя, как неотъемлемую часть большой и важной структуры, осознавать ценность своего звания и ответственность за качество своей работы.

Таблица 1

Кадет

Оценки по информатике

1

чет.

2

чет.

3

чет.

4

чет.

Средний балл

Иванов Сергей

3

4

3

5

Сомов Алексей

3

5

4

4

Котов Иван

5

5

5

5

Сапожников Влад

2

3

4

3

Буров Станислав

4

4

5

5

В папке «Объект № 3» задача: «Прапорщику Иванову необходимо сделать отчет по затраченной электроэнергии за год. Помогите ему рассчитать расход за каждый месяц и всего за год. Порядок работы: 1. Определить расход электроэнергии за каждый месяц (Расход = показание счетчика за текущий месяц — показания за прошлый месяц); 2. Определить сумму коплате за каждый месяц (Тариф (абсолютная ссылка) * Расход в текущем месяце); 3. Определить сумму всего коплате» [Таблица 2].

При решении этой задачи кадеты невольно вспоминают иерархию воинских званий, закрепляют навык решения задач с помощью электронной таблицы, узнают формулу расчета электроэнергии, которая пригодится им в будущем в повседневной жизни.

Таблица 2

1

Тариф

0,87

коп/кВт час

2

Месяц

Дата

Показание счетчика

Расход

Сумма коплате

кВт час

(руб)

3

Январь

25.01.2018

18222

217

4

Февраль

18.02.2018

18453

5

Март

21.03.2018

18809

6

Апрель

14.04.2018

19057

7

Май

28.05.2018

19293

8

Июнь

17.06.2018

19582

9

Июль

26.07.2018

19894

10

Август

13.08.2018

20051

11

Сентябрь

25.09.2018

20299

12

Октябрь

19.10.2018

20599

13

Ноябрь

30.11.2018

20850

14

Декабрь

16.12.2018

21204

15

Всего:

На последнем этапе кадеты решают самостоятельно задачу, данную им вначале урока, с решением которой они затруднились, так как практических умений у них не было [Таблица 3].

Решение этой задачи является контрольной точкой данного урока, позволяющая понять, сформировалась ли у кадетов компетенция по решению задач с использованием электронных таблиц.

Таблица 3

Количество очередей на

полк

роту

отряд

Количество

Дни

Подразделения

Итого за 40 дней

10

20

30

40

Полков

Рот

Отрядов

Всего

Сколько очередей

Итогом урока становится выполнение боевого задания и сбор шифровки, напечатанную на листе и фрагментарно разрезанную на четыре части, которую кадеты собирают в течение урока, правильно выполняя задания: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их (Дьердь Пойа)» [2].

В процессе всего урока кадеты справляются с каждым заданием с разным успехом. Чтобы объективно оценить деятельность кадетов и им самим произвести самооценку своей деятельности, на протяжении всего урока они выставляют себе количество заработанных баллов за каждое задание в желтые квадраты на карте рядом с каждым стратегически важным объектом.

В конце занятия они выставляют оценку в синий квадрат рядом со своей фамилией и именем, опираясь на ключ к баллам, который находится на оборотной стороне карты [Таблица 4].

Баллы иключ кним

Таблица 4

Объект

Баллы

Ключ кбаллам

Объект № 1

1 балл за каждое правильное задание. Часть шифровки получают кадеты, набравшие 5 и более баллов.

5–12–11 баллов

4–10–8 баллов

3–7–5 баллов

2–4 и меньше баллов

Объект № 2

1 балл за решение задачи

Объект № 3

1 балл за решение задачи

Объект № 4

2 балла за решение задачи

Таким образом, интегрируя знания по предмету и военные сведения кадетов, а также используя необычную форму подачи материала, общеобразовательные предметы среднего образования становятся дополнительным средством достижения основной цели военного образования, а именно воспитание образованной разносторонне развитой личности.

Литература:

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 180 с.
  2. Научно-популярный школьный электронный журнал «МИФ». — Творческое объединение «МИФ», выпуск № 3 от 30.12.2018г.: gazeta-mif.tilda.ws/mif3m
  3. Новикова Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: М.: АПК и ПРО, 2003. — 110 с.
Основные термины (генерируются автоматически): балл, кадет, таблица, боевое задание, военное образование, день, задача, отряд, очередь, решение задач, решение задачи, решение этой, ячейка.


Похожие статьи

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе

Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии

Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля

Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)

Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию

Управление охраной труда в системе образования как часть менеджмента качества образования

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Похожие статьи

Проблемное обучение как один из наиболее эффективных способов улучшения языкового образования в экономическом вузе

Проектная исследовательская деятельность как один из способов повышения мотивации учащихся к изучению химии

Факультативные занятия по математике как средство формирования финансовой грамотности в старших классах гуманитарного профиля

Использование различных форм социальных практик в процессе подготовки будущего учителя (бакалавра образования)

Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию

Управление охраной труда в системе образования как часть менеджмента качества образования

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Задать вопрос