В настоящее время стремительно возрастает роль среднего военного образования. Подходя осознанно к выбору профессии военного, ребенок, становясь впоследствии кадетом, определяет свое будущее и идет по намеченному пути, а высшее военное образование получает подготовленного и целеустремленного курсанта. Целью образования становится нахождение, поддержание, развитие человека и формирование в нем механизмов саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления незаурядной личности будущего военного [3, стр. 6].
Основным механизмом достижения этой цели являются профильные предметы среднего военного образования, но следует помнить, что наряду с военными дисциплинами существуют также общеобразовательные учебные предметы, направленные на гармоничное интеллектуальное развитие личности.
Одной из таких является учебная дисциплина «Информатика и ИКТ». Учитывая специфику профильного направления, урок информатики становится дополнительным средством, направленным на обогащение не только знаниями по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, но и знаниями военного дела. При подаче материала, используя задания военного содержания, организуя нетрадиционную форму самого урока, педагог интегрирует базовые знания по предмету и военную специфику.
Примером такой интеграции может служить урок закрепления и отработки умений по информатике и ИКТ «Электронные таблицы» в 9 классе по УМК Людмилы Леонидовны и Анны Юрьевны Босовых [1, стр.100].
На начальном этапе организационной деятельности кадеты получают конверты, в которых находится карта [Рисунок 1], на которой нанесена «База», «Штаб» и четыре стратегически важных объекта. В верхнем правом углу указывается фамилия и имя кадета, который будет выполнять боевое задания, следуя указаниям карты.
В этом же конверте находится и боевое задание, которое необходимо выполнить: «Собрать по намеченному маршруту части шифровки, расшифровать и передать содержание в штаб».
Рис. 1.
Но прежде, чем отправиться «в путь», нужно получить ориентиры. Для этого кадетам предлагается решить следующую задачу: «На возвышенности у реки стоял укрепленный ДОТ. Всех, кто пытался прорваться к нему, он отрезал очередью из пулемета. Количество очередей зависело от того, какая группа подбиралась к нему. На полк выпускалось 5 очередей, на роту — 4 очереди, а на партизанский отряд — 3. За первые десять дней ДОТ пытались захватить 2 полка, 3 роты и 5 партизанских отрядов. За следующие 10 дней на него нападали 3 полка, 2 роты и 7 партизанских отрядов. В третий раз за 10 дней его пытались разбить 7 полков, 5 рот и 6 партизанских отрядов. За последние 10 дней в атаку пошло 9 полков, 6 рот и 10 партизанских отрядов. После чего ДОТ был разбит. Сколько военных подразделений пытались разбить ДОТ за каждый 10 дней в отдельности и за все 40 дней вместе? Сколько среди них было полков, сколько рот и партизанских отрядов? Сколько очередей выпускал ДОТ в течение каждых 10 дней и за все 40 дней вместе. Сколько очередей было выпущено по полкам, сколько по ротам и сколько по партизанским отрядам».
Кадеты, читая задачу, вспоминают военную терминологию, а также определяют, что решение этой задачи возможно с помощью электронной программы «Excel», с которой они уже знакомы, но ещё не применяли при решении задач. Это помогает им самостоятельно сформулировать тему урока: «Электронные таблицы», а также определить его цель: «Повторить знания по данной теме и научиться применять их при решении задач».
Следующий этап урока, актуализация знаний — решение заданий на первой базе, результатом правильного решения которого будет получение первой части шифровки. На этом этапе кадеты вспоминают ранее полученные им теоретические и практические знания.
Итак, задание «База № 1»:
1) Электронная таблица — компьютерная программа, позволяющая проводить __________ с данными, представленными в виде __________ массивов, имитирующих бумажные таблицы.
2) В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов: ____________________________________________________________
3) В электронных таблицах существуют следующие форматы данных:___________________________________________________________
4) Формула представляет собой выражение, по которому выполняются вычисления на листе. Формула начинается со знака ____ и содержит __________________________________________________________________.
5) Знаки арифметических операций:
__________________________________________________________________
6) Виды ссылок в электронных таблицах
Абсолютная— это ссылка, которая __________________________________
Относительная— это ссылка, которая_________________________________
Смешанная— это ссылка, которая _____________________________________
7) Примеры встроенных функции:
__________________________________________________________________
8) Какой вид будет иметь формула «=B3+C6» если мы её скопируем из ячейки С4
В ячейку B4 _____________
В ячейку D4 _____________
В ячейку E3 _____________
9) Какой вид будет иметь формула «=B$3+$C6» если мы её скопируем из ячейки С4
В ячейку B4 _____________
В ячейку D4 _____________
В ячейку E3 _____________
На этапе реализации знаний кадеты садятся за компьютеры. На рабочем столе создана папка «Марш-бросок», внутри которой находятся папки «Объект № 2», «Объект № 3» и «Объект № 4» с заданиями на каждый этап.
В папке «Объект № 2» находится задача следующего содержания: «Пять кадет получили по дисциплине «Информатика и ИКТ» оценки за 4 четверти. Определите средний балл каждого кадета по формуле» [Таблица 1].
Данная задача направлена на знакомство кадетов с решением в компьютерной программе Excel, а ее содержание позволяет позиционировать себя, как неотъемлемую часть большой и важной структуры, осознавать ценность своего звания и ответственность за качество своей работы.
Таблица 1
Кадет |
Оценки по информатике |
||||
1 чет. |
2 чет. |
3 чет. |
4 чет. |
Средний балл |
|
Иванов Сергей |
3 |
4 |
3 |
5 |
|
Сомов Алексей |
3 |
5 |
4 |
4 |
|
Котов Иван |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Сапожников Влад |
2 |
3 |
4 |
3 |
|
Буров Станислав |
4 |
4 |
5 |
5 |
|
В папке «Объект № 3» задача: «Прапорщику Иванову необходимо сделать отчет по затраченной электроэнергии за год. Помогите ему рассчитать расход за каждый месяц и всего за год. Порядок работы: 1. Определить расход электроэнергии за каждый месяц (Расход = показание счетчика за текущий месяц — показания за прошлый месяц); 2. Определить сумму коплате за каждый месяц (Тариф (абсолютная ссылка) * Расход в текущем месяце); 3. Определить сумму всего коплате» [Таблица 2].
При решении этой задачи кадеты невольно вспоминают иерархию воинских званий, закрепляют навык решения задач с помощью электронной таблицы, узнают формулу расчета электроэнергии, которая пригодится им в будущем в повседневной жизни.
Таблица 2
1 |
|
Тариф |
0,87 |
коп/кВт час |
|
2 |
Месяц |
Дата |
Показание счетчика |
Расход |
Сумма коплате |
кВт час |
(руб) |
||||
3 |
Январь |
25.01.2018 |
18222 |
217 |
|
4 |
Февраль |
18.02.2018 |
18453 |
||
5 |
Март |
21.03.2018 |
18809 |
||
6 |
Апрель |
14.04.2018 |
19057 |
||
7 |
Май |
28.05.2018 |
19293 |
||
8 |
Июнь |
17.06.2018 |
19582 |
||
9 |
Июль |
26.07.2018 |
19894 |
||
10 |
Август |
13.08.2018 |
20051 |
||
11 |
Сентябрь |
25.09.2018 |
20299 |
||
12 |
Октябрь |
19.10.2018 |
20599 |
||
13 |
Ноябрь |
30.11.2018 |
20850 |
||
14 |
Декабрь |
16.12.2018 |
21204 |
||
15 |
Всего: |
На последнем этапе кадеты решают самостоятельно задачу, данную им вначале урока, с решением которой они затруднились, так как практических умений у них не было [Таблица 3].
Решение этой задачи является контрольной точкой данного урока, позволяющая понять, сформировалась ли у кадетов компетенция по решению задач с использованием электронных таблиц.
Таблица 3
Количество очередей на |
полк |
роту |
отряд |
|||||
Количество |
Дни |
Подразделения |
Итого за 40 дней |
|||||
10 |
20 |
30 |
40 |
|||||
Полков |
||||||||
Рот |
||||||||
Отрядов |
||||||||
Всего |
||||||||
Сколько очередей |
||||||||
Итогом урока становится выполнение боевого задания и сбор шифровки, напечатанную на листе и фрагментарно разрезанную на четыре части, которую кадеты собирают в течение урока, правильно выполняя задания: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их (Дьердь Пойа)» [2].
В процессе всего урока кадеты справляются с каждым заданием с разным успехом. Чтобы объективно оценить деятельность кадетов и им самим произвести самооценку своей деятельности, на протяжении всего урока они выставляют себе количество заработанных баллов за каждое задание в желтые квадраты на карте рядом с каждым стратегически важным объектом.
В конце занятия они выставляют оценку в синий квадрат рядом со своей фамилией и именем, опираясь на ключ к баллам, который находится на оборотной стороне карты [Таблица 4].
Баллы иключ кним
Таблица 4
Объект |
Баллы |
Ключ кбаллам |
Объект № 1 |
1 балл за каждое правильное задание. Часть шифровки получают кадеты, набравшие 5 и более баллов. |
5–12–11 баллов 4–10–8 баллов 3–7–5 баллов 2–4 и меньше баллов |
Объект № 2 |
1 балл за решение задачи |
|
Объект № 3 |
1 балл за решение задачи |
|
Объект № 4 |
2 балла за решение задачи |
Таким образом, интегрируя знания по предмету и военные сведения кадетов, а также используя необычную форму подачи материала, общеобразовательные предметы среднего образования становятся дополнительным средством достижения основной цели военного образования, а именно воспитание образованной разносторонне развитой личности.
Литература:
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 180 с.
- Научно-популярный школьный электронный журнал «МИФ». — Творческое объединение «МИФ», выпуск № 3 от 30.12.2018г.: gazeta-mif.tilda.ws/mif3m
- Новикова Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: М.: АПК и ПРО, 2003. — 110 с.