Проблемы правовой защиты доменных имен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 05.03.2019

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Шутов, М. А. Проблемы правовой защиты доменных имен / М. А. Шутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56937/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проводится анализ основных проблем правовой защиты доменных имен.

Ключевые слова: доменные имена, товарные знаки, интеллектуальная собственность, правовая защита.

The article analyzes the main problems of legal protection of domain names.

Keywords: domain names, trademarks, intellectual property, legal protection.

На сегодняшний день вопросы правовой защиты доменных имен являются одними из самых спорных в юридической практике. Это связано с тем, что в российском законодательстве домены и доменные имена формально не включены в перечень объектов интеллектуальной собственности, подпадающих под охрану согласно Гражданскому Кодексу РФ. Тем не менее, многие юристы рассматривают доменные имена как часть фирменного наименования компании и применяют к ним нормы правовой защиты объектов интеллектуальной собственности. В данной статье будет представлен краткий обзор законодательства с примерами из юридической практики в области правовой защиты доменных имен.

Чтобы дать четкое определение доменного имени необходимо обратиться к п. 15 статьи 2 Федерального Закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». «Доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» [2]. Как мы видим, доменное имя характеризуется просто как набор символов, хотя в большинстве случаев доменное имя бывает тождественно названию компании или, по крайней мере, его смысловая нагрузка имеет отношение к товарам или услугам, предоставляемым компанией. Развитие Рунета сделало возможным давать доменным именам русские названия, что значительно облегчило работу по созданию доменных имен. На сегодняшний день большинство доменных имен в Рунете — не просто набор символов, а конкретные наименования, характеризующие деятельность организации. Возникает вопрос, возможно ли запатентовать доменное имя как объект интеллектуальной собственности и есть ли необходимость это делать. Обратимся к статье 1225 «Охраняемые объекты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского Кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018). Среди объектов охраны интеллектуальной собственности нет доменных имен, но присутствуют фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения. Пробел ли это в законодательстве или отсутствие необходимости включения доменных имен в перечень объектов интеллектуальной собственности?

Интересно, что несмотря на то, что закон четко разграничивает доменные имена и товарные знаки, на практике они могут быть идентичны до степени смешения. Вот что говорится в Постановлении девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 года по делу № А40–138364/2013: «4. Доменные имена фактически трансформировались в средство, исполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость» [5]. В данном случае речь шла о домене deti.ru, который нарушал исключительные права владельца товарного знака.

Действительно в юридической практике встречаются ситуации, когда фирменное наименование, товарный знак и одноименный домен принадлежат разным владельцам. Связано это с тем, что оформление прав на фирменное наименование, товарный знак и домен происходит в разных организациях. Так, фирменное наименование регистрируется вместе с регистрацией юридического лица в налоговом органе по месту нахождения компании и заносится в ЕГРЮЛ. Регистрацию товарных знаков производит Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). А домены регистрируют аккредитованные регистраторы, наиболее крупный из которых RU-Center. Причем регистрация доменов происходит очень легко и быстро. При этом обращается внимание только на то, чтобы не было совпадений с уже существующими зарегистрированными доменами. На то, есть ли зарегистрированные подобные имена среди фирменных наименований и товарных знаков, должен обратить внимание тот, кто регистрирует новый домен. Но на практике обычно этого не происходит, так как до сих пор не существует проработанного алгоритма для проверки, который бы позволил быстро, эффективно и с минимальными финансовыми и временными затратами осуществить поиск необходимой информации.

Рассмотренный выше случай из судебной практики о разных владельцах одноименного фирменного наименования, товарного знака и домена далеко не единственный в российском правовом поле. Обычно в таких случаях приоритет отдается владельцу фирменного наименования и товарного знака, которые были соответствующим образом зарегистрированы. Для примера можно привести Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40–5128/13, в котором владелец интернет-магазина rzd-shop.ru, в названии которого фигурировала аббревиатура rzd, проиграл дело ОАО «РЖД». Суд вынес решение «признать администрирование доменного имени rzd-shop.ru <…> нарушением исключительных прав ОАО «РЖД» на общеизвестный товарный знак…, на фирменное наименование», а также «обязать <…> незамедлительно и безвозмездно передать право администрирования доменного имени rzd-shop.ru ОАО «РЖД»…» [7]. То есть получается, что владельцы доменных имен, которые не позаботились о том, чтобы узнать, есть ли идентичные их доменному имени фирменные наименования и товарные знаки, фактически не защищены законодательством и в любом судебном споре они проиграют владельцу фирменного наименования или товарного знака.

Так что же делать, чтобы избежать судебных проблем и защитить свое доменное имя? Во-первых, при регистрации доменного имени необходимо тщательно изучить информацию из ЕГРЮЛ, чтобы избежать идентичности с фирменным наименованием компании. Во-вторых, проверить товарный знак на уникальность по базе Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента). Необходимо искать не только идентичные, но и сходные фирменные наименования и товарные знаки. Если вновь создаваемое юридическое лицо планирует работать честно, не нарушая законодательства, нет никакой необходимости брать похожие названия. Всегда можно придумать что-то оригинальное.

Таким образом, несмотря на то, что действующее законодательство не включает доменные имена в перечень охраняемых объектов интеллектуальной собственности, право на доменное имя принадлежит его владельцу и лишить его этого права можно только по решению суда при наличии серьезных оснований. Надо сказать, что описанные выше случаи встречаются не так часто и добросовестному владельцу доменного имени ничего не угрожает. Кроме того, обычно при регистрации фирмы и создании фирменного наименования, сразу регистрируется доменное имя и товарный знак. В идеале они должны совпадать, являться аббревиатурой от основного имени или хотя бы частью его. Тогда проблем не возникнет.

Среди юристов не первый год распространены дискуссии о том, стоит ли включать доменные имена в сферу интеллектуальной собственности. Создание доменного имени, как и создание фирменного наименования, без сомнения, интеллектуальный труд. Особенно на современном этапе развития интернет-ресурсов, когда все более или менее известные наименования стали доменными именами. Сейчас создать доменное имя, чтобы оно не было идентичным или совпадающим с зарегистрированными фирменными наименованиями и товарными знаками, очень непросто. Многие для этого общаются в специализированные фирмы. В принципе, на сегодняшний день, когда доменное имя — не просто набор символов, а фактически бренд компании, есть все основания говорить о том, чтобы внести его в сферу охраны интеллектуальной собственности наряду с фирменным наименованием и товарным знаком.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018).
  2. Федеральный Закон от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
  3. Галахова Е. А. Способы защиты и охраны объектов авторского права, размещенных в инфосфере сети интернет // Юридический мир. — 2013, № 10. — С. 32–34.
  4. Кондратьева Е. А. О возникновении и оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. — 2013, № 22. — С. 34–37.
  5. Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 года по делу № А40–138364/2013
  6. Право интеллектуальной собственности. Актуальные проблемы: Монография / С. М. Михайлов, Е. А. Моргунова, А. А. Рябов и др.; под общ. ред. Е. А. Моргуновой. — М.: Норма, Инфра-М, 2014. — 176 стр.
  7. Решение Арбитражного Суда г. Москвы от 19 июня 2013 года по делу № А40–5128/2013.
Основные термины (генерируются автоматически): доменное имя, интеллектуальная собственность, товарный знак, фирменное наименование, имя, правовая защита, знак, набор символов, юридическая практика, Федеральная служба.


Похожие статьи

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны и защиты авторских прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы.

Информация как объект интеллектуальных прав

Авторами рассматриваются вопросы, касающиеся информационных прав человека, в частности вопросы интеллектуальной собственности человека, защиты интеллектуальной собственности. Анализируются объекты интеллектуальной собственности и функции Роспатента в...

Проблемы отнесения субъектов к информационным посредникам и выделения их категорий в российском законодательстве

Данная статья посвящена исследованию категории «информационные посредники». В ней анализируются критерии отнесения субъектов к информационным посредникам, а также обосновывается выделение категорий информационных посредников.

Способы охраны авторских прав в сети Интернет

В статье рассматривается понятие авторского права, статистика нарушенных авторских прав в сети Интернет, способы охраны авторских прав в сети Интернет.

О некоторых аспектах регистрации товарных знаков, включающих объекты авторского права

В статье рассматривается проблема регистрации товарных знаков, содержащих объекты авторского права. Анализируется действующее законодательство и правоприменительная практика.

Доменное имя как объект интеллектуальной собственности

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Правовая защита персональных данных в Российской Федерации

В данной статье представлены актуальные проблемы защиты персональных данных в РФ, особенности правового регулирования защиты личных данных в сети Интернет, оценка эффективности действующего законодательства РФ в сфере защиты персональных данных.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Похожие статьи

Некоторые проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет

В статье авторы пытаются определить возникающие проблемы правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и описать способы их решения с помощью рекомендаций Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет

В данной статье рассмотрены особенности гражданско-правовой охраны и защиты авторских прав в сети Интернет, представлены основные законы и существующие проблемы.

Информация как объект интеллектуальных прав

Авторами рассматриваются вопросы, касающиеся информационных прав человека, в частности вопросы интеллектуальной собственности человека, защиты интеллектуальной собственности. Анализируются объекты интеллектуальной собственности и функции Роспатента в...

Проблемы отнесения субъектов к информационным посредникам и выделения их категорий в российском законодательстве

Данная статья посвящена исследованию категории «информационные посредники». В ней анализируются критерии отнесения субъектов к информационным посредникам, а также обосновывается выделение категорий информационных посредников.

Способы охраны авторских прав в сети Интернет

В статье рассматривается понятие авторского права, статистика нарушенных авторских прав в сети Интернет, способы охраны авторских прав в сети Интернет.

О некоторых аспектах регистрации товарных знаков, включающих объекты авторского права

В статье рассматривается проблема регистрации товарных знаков, содержащих объекты авторского права. Анализируется действующее законодательство и правоприменительная практика.

Доменное имя как объект интеллектуальной собственности

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Правовая защита персональных данных в Российской Федерации

В данной статье представлены актуальные проблемы защиты персональных данных в РФ, особенности правового регулирования защиты личных данных в сети Интернет, оценка эффективности действующего законодательства РФ в сфере защиты персональных данных.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Проводится анализ специфики зарегистрированных товарных знаков во взаимоотношении с различными правовыми концепциями и судебной практики.

Задать вопрос