В статье приводятся размышления о необходимости применения на уроках математики творческих заданий и предъявляемые к ним требования.
Ключевые слова: начальные классы, школа, ученики, творческая деятельность, метод, требования, творчество, задание.
Реалии сегодняшнего дня ведут к тому, что дети с самых первых дней обучения в школе должны воспринимать как можно больший объём информации, и развиваются всесторонне. Всё это побуждает уделять как можно больше внимания всей системе образования, привносить что-то новое в учебные программы. Разрабатывать всё новые методы обучения. Это связано с тем, что в современном обществе все больше чувствуется потребность в активных личностях, способных ставить перед собой новые, более сложные в исполнении проблемы, находить их качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В реалиях сегодняшнего дня развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Отсутствие творческого начала в большинстве случаев создает проблемы в обучении учеников старших классов, где требуется решение нестандартных задач. В этом отношении младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Потому что в этом возрасте дети бывают очень любознательны, у них есть огромное желание познать окружающий их мир. Еще нужно признать, что мышление младших школьников свободнее мышления более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами. И качество данное нужно развивать всеми доступными способами. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. В начальных классах, когда только начинается формирование способов учебной работы, данная задача особенно актуальна. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.
Как известно, из программы обучения, предусмотренной для начальных классов средней общеобразовательной школы наиболее трудной для восприятия умом школьников данного возраста является математика. В большинстве своем дети находят данную учебную дисциплину скучной и трудной для обучения. И поэтому особенно важно, чтобы на уроках математики преподаватель смог в полной мере завладеть вниманием учеников и направить его на изучение материала, предусмотренного на данный урок. Свойство детского ума воспринимать все конкретно буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный и переносной смысл — одна из основных трудностей детского творчества, ярко проявляющаяся при изучении математики. Современное содержание этого образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельного творчества. Анализируя школьные программы по этому предмету, можно рассмотреть основные принципы развития творчества детей этого возраста, потому что овладение таким сложным и абстрактным предметом, каким является математика, может наглядно показать то до какого максимального уровня может подняться творчество школьников различных возрастов. Поскольку основная масса учащихся не может самостоятельно овладеть более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.
Одним из таких призванных активизировать творческие способности школьников средств являются различные творческие задания на уроках математики- требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто принципиально новое. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка найти решение дидактической проблемы, потому что тем самым ребенок активизирует свои мыслительные процессы. Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал интерес и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решения проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремления реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденции к выражению и проявлению всех способностей организма самосознания себя, как личности. Отличительный признак творческой деятельности детей субъективная новизна продукта деятельности. по своему значению открытие ребенка может быть и направлению преподавателя. По его задумке, с его помощью, по этой причине не может является творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно и использовалась на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В таких случаях мы имеем дело с творческим процессом, основанном на догадке, интуиции и самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нестандартные математические задания. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможностей детского творчества и решение центрального мышления.
Особенность обучения математики являются в том, что в нем проблемность возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений и искусственно подбираемых ситуаций. Все задачи и примеры, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу.
В этом направлении проделана специалистами огромная работа и разработаны различные методы обучения. Можно привести в пример логическое задание «Продолжи ряд», призванный развить творческие навыки учеников. Детям предложены задания:
— рассмотри ряд предметов, ряд чисел;
— по какому правилу составлен ряд?
— что интересного заметил? Попробуй продолжить этот ряд чисел (для выполнения этого задания дети должны хорошо знать прямой и обратный счет);
При выполнении этого задания ребята обращают внимание не на число, а на запись и порядок предметов, цифр в данном ряду. Постепенно задание усложняется
—продолжи ряд чисел
— 19, 28, 37, …
Дальше задания еще больше усложняются (для выполнения этого задания дети должны понимать понятия увеличить и уменьшить на несколько единиц и выполнить действия в пределах 10).
Формулировка задания остаётся такая же
2, 4, 3, 5, 46, 7 (сначала увеличиваем на два, затем уменьшаем на 1)
9, 6, 8, 5, 7, 4, … (сначала уменьшается на 3, затем увеличиваем на 2) и т. д.
После знакомства с понятиями равенства и неравенства перед учениками ставится проблема. На доске записываются равенства:
4+4=9 5+2=7 8–6=2 4–1=2 3+4=7 9–5=3 и т. д.
Детям даются задания:
— что записано на доске? (равенства)
— кто заметил что-то необычное? (некоторые решения неверны)
— расположите их в два столбика (верные и неверные)
— что нужно сделать, чтобы неверные записи стали верными?
При этом дети предлагают свои варианты:
1) Найти верное значение равенства;
2) Изменить знак = и получится верное неравенств;
3) Изменить одно из чисел в выражении, чтобы при его решении получилось данное значение;
Решение проблемы:
Как видим, при помощи реализации творческого потенциала каждый ученик получает возможность творчески подходить к решению математических задач, а значит, увидеть в этой точной науке привлекательные черты. И для него уже математика никогда не станет скучным предметом.