Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 02.03.2019

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Горелик, Д. А. Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий / Д. А. Горелик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56943/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Ключевые слова: управление персоналом, мотивация, труд, потребность, исследование, побуждение, развитие, компьютерные технологии, организация, сотрудники.

«Информационные технологии — по определению, принятому ЮНЕСКО, это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов». [9]

«Мотивации — (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей». [3]

«Мотивация — это побуждение к действию. Технология управления — это способы побуждения к нужным действиям».

«Развитие персонала — комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и управленческой компетентности персонала компании для более эффективного достижения целей и задач организации»

До настоящего времени грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать и знающий основы некоторых наук естествознания — выпускник школы. Сейчас становится необходимым знание основ информационных технологий. Человек, не умеющий обращаться с современными приборами оргтехники, так же, как не умеющий читать, не сможет найти квалифицированную работу. Для обеспечения своего существования, удовлетворения своих потребностей человеку необходима приносящая доход деятельность — труд, работа.

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала — анкеты, тесты, опросы, планирование и прогнозирование производственных заданий, контроль и аудит персонала, создание внутри холдинга единой системы связи для коллективного решения задач, учёта и контроля сроков выполнения поручений, оформление современного рабочего места специалистов, разработка социальных программ холдинга, разработка зависимости величины заработной платы каждого работника от поступившей выручки и прибыли.

Труд — «…вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам» [8, с 195]

Труд — это «прежде всего процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». [8, с188]

Разными исследователями в разное время предлагалось множество теорий мотиваций управления персоналом.

Синонимами к термину мотивация в данной работе являются: мотив, побуждение, нужда, потребность, интерес, необходимость, требование, надобность, спрос, тяготение, желательность, нуждаемость и другие.

Видимо, древнейший метод — кнута и пряника популярен и до сих пор.

Экономическими законами, методами управления производством, инструментарием и мотивациями развития персонала люди интересовались издавна.

Адам Смит в 1886 году опубликовал работу «Исследование о природе и причинах богатства народов»., в которой изложил систему, объясняющую работу свободного рынка на основе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Экономическое учение Адама Смита дало старт развитию политической экономии в переходный период к капиталистическому производству. Законы, сформулированные Смитом— разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и другие лежат в основе современных экономических концепций. Научные идеи Адама Смита составили фундамент классической буржуазной политической экономии — одного из трёх составляющих (краеугольных камней) марксизма. (4)

В 1943 в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». В ней автор сформулировал мотивации индивида, которые базировалась на его нуждах. Выводы основывалась на экспериментах с индивидами в условиях больничных учреждений. «Пирамида (иерархия) потребностей» А.Маслоу содержит пять ступеней. Низшие — физиологические — потребности человека лежат в ее основании, а высшие — саморазвитие — представляют собой вершину этой пирамиды.

Абрахам Маслоу сделал вывод, что потребности низких уровней действуют у людей почти одинаково, а более высокие по-разному. Высшие потребности стимулируют развитие и различие индивидов. Чем более высок уровень потребностей, тем более важна роль индивида в его сознательном образовании. [8]

«А.Маслоу предложил следующую пирамиду потребностей, начиная с низшей:

Физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. При выборе между нехваткой уважения и голодом, сначала утоляется голод. К физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.

Потребность в безопасности. Например, дети на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и ведут себя спокойно, если рядом родители или другие взрослые, проявляющие о детях заботу. Взрослым людям приходится обеспечивать безопасность себе и своей семье.

Потребность в любви и принадлежности. После удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человеку необходимо найти такую социальную группу, которая обеспечит дружеские, семейные, любовные отношения, что у человека имеет очень важное значение. Преодоление чувства одиночества, по мнению А.Маслоу, стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам.

Потребность в признании. Человеку необходимо признание обществом своих достоинств. Заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в своих силах.

Потребность в само актуализации (она же самореализация). Эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

В переходный период от феодализма к капитализму стало невозможным применение в широких масштабах принудительного труда. В связи с развитием науки, торговли, финансовых рынков на фоне развивающейся промышленной технической революции получило широкое применение наёмного труда. Возникла необходимость в мотивации и управлении персоналом. Большую роль в заинтересованности наёмных работников в повышении производительности труда сыграл Генри Форд. Он в 1903 году первым утвердил минимальный уровень заработной платы и восьмичасовой рабочий день. В 1913 году на предприятии Г.Форда был запущен конвейер, позволивший при том же количестве работников увеличить выпуск машин в два раза.

Научно-техническая революция во второй половине ХХ века в нашей стране развивалась стремительно: стало уделяться большое внимание механизации, автоматизации и компьютеризации производств. На предприятиях и в организациях появились новые должности: инженер АСУТП, оператор ПК, программист, дизайнер, системный администратор и другие. Они были наёмными работниками, как и все остальные. (1) В девяностые годы многие из этих специалистов оформились предпринимателями. Они предлагали свои услуги по поставке и обслуживанию оргтехники, сопровождению программных продуктов различным предприятиям, предпринимателям и населению. Эти предприниматели были специалистами широкого профиля: могли отремонтировать компьютер, установить операционную систему, записать какую-либо программу, устранить сбой в программах. В дальнейшем, для упорядочения своей деятельности, обеспечения безопасности, укрепления сегмента рынка в области информационных технологий эти специалисты стали объединяться в небольшие фирмы. Фирмам в условиях конкуренции тоже приходилось укрупняться (объединяться). Начался процесс дифференцирования деятельности не только специалистов, но и фирм. В настоящее время в области информационных технологий работают специалисты на предприятиях в качестве наёмных работников, действуют индивидуальные предприниматели, оказывают услуги различные фирмы от предприятий малого бизнеса до крупных холдингов. Появилась новая форма организации рабочего места — удалённый доступ. IT-специалист, находясь где угодно, может выполнить работу для клиента. Удалённый доступ — новая и замечательная мотивация для успешной работы, так как с её помощью можно сэкономить время (время на дорогу от дома до рабочего места и от одного клиента до другого). Кроме того, IT-специалист на своём рабочем месте может удалённым доступом обслуживать одновременно нескольких клиентов. А экономия времени — это повышение производительности труда, значит и увеличение прибыли.

К работающим на российском рынке крупным IT-компаниям относятся: Ростех, Лаборатория Касперского, 1С, Сбербанк-Технологии, Ростелеком, Яндекс, Google, Facebook и многие другие. Они предлагают российским потребителям (всем предприятиям любого масштаба, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам) услуги по обследованию существующей IT-инфраструктуры, поставках и внедрению программного обеспечения, технической поддержке и IT-аутсорсингу, обучению и сертификации IT-специалистов и офисного персонала, управлению программными активами и другие. Сейчас по аналогии с девятнадцатым веком наступил переходный период и в развитии информационных технологий, и в алгоритмах решения изобретательских задач в технике, индустрии, строительстве, транспорте и остальных отраслях народного хозяйства. Скоро должны появиться новые методические инструментарии и новые мотивации развития персонала.

В наше время невозможно предугадать спрос на услуги по информационным технологиям и на ближайшее будущее, и на перспективу. В рыночном сегменте высоких IT-технологий потребители ждут как новых предложений, так и модернизации существующих программных обеспечений и операционных систем.

А вот в сегменте слияния информационных технологий и новейших инженерно-технических идей спрос у населения появился очень давно.

22 декабря 1920 года был утверждён План ГОЭЛРО — первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны. В. И. Ленин в то время мечтал о 100 000 тракторах на полях России.

А в 1957 году на экраны страны вышел фильм «Дело было в Пенькове». С восторгом героиня Майи Минглет рассказывает односельчанам о скором будущем: «Надо сделать так, чтобы повсюду интересно было жить. Придёт время — и всё-всё будут делать машины. И надо будет очень много знать, чтобы на них работать. А сейчас уже есть машины, подсчитывающие трудодни. Называются табуляторы».

Трудодни (зарплату, налоги, отчёты по налогам) давно посчитывают умные машины с умным программным обеспечением. Существуют умные дома.

А вот мечта тракториста управлять трактором в чистой рубашке сидя в кресле перед экраном так и осталась мечтой.

В сельском хозяйстве применяются большие, громоздкие, шумные трактора, комбайны, косилки, грузовики. Для работы в личном подсобном хозяйстве необходимы небольшие, надёжные, но достаточно мощные агрегаты, способные обработать землю, скосить траву, собрать урожай картофеля, лука, моркови, свеклы и т. п., убрать снег... Необходимость в компьютеризации средств малой механизации назрела давно.

Ещё в 1922 году Генри Форд в своей работе «Моя жизнь, мои достижения» утверждал, что «Земледелец слишком отяжеляет свой дневной труд. По-моему, рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу».

Это касается не только сельского хозяйства. В штатных расписаниях всех бюджетных учреждений и крупных предприятий имеются рабочие места уборщиков помещений, санитарок, дворников, уборщиков территорий. Инструмент у них — швабра, лопата, метла, коса (кое-где стали появляться триммеры). Оформляются на эту работу чаще пожилые люди. Работают они в таких условиях, как будто научно-технических революций никогда не было. В сказке про репку повествуется, что когда-то необходимо было для сбора урожая персонально каждой репы собрать очень большой коллектив для того, чтобы её (репку) вытянуть. Это было так давно, что даже лопат не было. Но, с той поры изобрели швабры, мётлы и лопаты. И ничего больше. Территории и помещения детских садов, школ, медицинских учреждений, организаций очищаются от снега лопатами, от мусора — мётлами, полы моются швабрами. Шум и вибрация на производствах являются вредными условиями труда. Уборка территорий — не является производством. Считается, что после работы с триммером у дворников не могут болеть суставы и голова (от шума и вибрации). Почему-то триммеры надо обязательно держать в руках или повесить на спину. Для выполнения подобных работ надо изобрести умные самоходные механизмы.

Нужна свободная конкуренция. Нужна модернизация производств. Нужно слияние новейших информационных технологий и новейших открытий и изобретений научно-технической революции.

Давно настала пора изобрести умные, удобные, надёжные, малые экологичные и недорогие агрегаты для сельскохозяйственных, снегоуборочных, мусороуборочных работ, уборки помещений, оказания медицинских услуг, бытовых услуг и т. п., управляемые человеком. Они будут пользоваться спросом и у городского, и у сельского потребителя.

Литература:

  1. Алексей Гастев — Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М., «Экономика», 1966.
  2. Алексей Гастев — Освоение новых предприятий. — «Организация труда», 1933, № 1–2
  3. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997.-1456.: илл.
  4. Генри Форд. “Моя жизнь, мои достижения”1922г.
  5. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
  6. Эдвардс Деминг — Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Эдвардс Деминг 4.2 ISBN: 978–5–9614–1122–5, 0–262–54115–7 Год издания: 2009 Издательство: «Альпина Паблишер» 6. William Kremer, Claudia Hammond.
  7. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013)
  8. К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23, с. 195.
  9. Студенческая библиотека онлайн. Автоматизация экономических задач средствами информационных компьютерных технологий.), [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/2249819/informatika/vvedenie (Дата обращения — 20.01.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, заработная плата, переходный период, работа, рабочее место, мотивация развития персонала, народное хозяйство, научно-техническая революция, сельское хозяйство, физиологический характер.


Похожие статьи

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Управление человеческими ресурсами

Данное исследование затрагивает современный опыт и разработку современных подходов к управлению человеческими ресурсами. Основной задачей становится рассмотрение основного понятия человеческих ресурсов, основной структуры и особенностях. Изучена роль...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала

В статье рассмотрен российский опыт мотивации и стимулирования. Выявлены характерные особенности и проблемы мотивации персонала в российских компаниях.

Факторы и условия, влияющие на эффективность управления персоналом

В статье рассматривается методологические основы факториального развития персонала, факторы и направления повышения эффективности управления персоналом предприятия.

Построение мотивационной модели проектов

Статья посвящена проблемам мотивации участников проектной деятельности как в качестве исполнителей, так и в качестве руководителей проектов преимущественно в матричных структурах.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Похожие статьи

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Управление человеческими ресурсами

Данное исследование затрагивает современный опыт и разработку современных подходов к управлению человеческими ресурсами. Основной задачей становится рассмотрение основного понятия человеческих ресурсов, основной структуры и особенностях. Изучена роль...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала

В статье рассмотрен российский опыт мотивации и стимулирования. Выявлены характерные особенности и проблемы мотивации персонала в российских компаниях.

Факторы и условия, влияющие на эффективность управления персоналом

В статье рассматривается методологические основы факториального развития персонала, факторы и направления повышения эффективности управления персоналом предприятия.

Построение мотивационной модели проектов

Статья посвящена проблемам мотивации участников проектной деятельности как в качестве исполнителей, так и в качестве руководителей проектов преимущественно в матричных структурах.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Задать вопрос