Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.
Ключевые слова: управление персоналом, мотивация, труд, потребность, исследование, побуждение, развитие, компьютерные технологии, организация, сотрудники.
«Информационные технологии — по определению, принятому ЮНЕСКО, это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием; их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов». [9]
«Мотивации — (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей». [3]
«Мотивация — это побуждение к действию. Технология управления — это способы побуждения к нужным действиям».
«Развитие персонала — комплекс мероприятий, направленных на повышение профессиональной и управленческой компетентности персонала компании для более эффективного достижения целей и задач организации»
До настоящего времени грамотным считался человек, умеющий читать, писать, считать и знающий основы некоторых наук естествознания — выпускник школы. Сейчас становится необходимым знание основ информационных технологий. Человек, не умеющий обращаться с современными приборами оргтехники, так же, как не умеющий читать, не сможет найти квалифицированную работу. Для обеспечения своего существования, удовлетворения своих потребностей человеку необходима приносящая доход деятельность — труд, работа.
Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала — анкеты, тесты, опросы, планирование и прогнозирование производственных заданий, контроль и аудит персонала, создание внутри холдинга единой системы связи для коллективного решения задач, учёта и контроля сроков выполнения поручений, оформление современного рабочего места специалистов, разработка социальных программ холдинга, разработка зависимости величины заработной платы каждого работника от поступившей выручки и прибыли.
Труд — «…вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем её общественным формам» [8, с 195]
Труд — это «прежде всего процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». [8, с188]
Разными исследователями в разное время предлагалось множество теорий мотиваций управления персоналом.
Синонимами к термину мотивация в данной работе являются: мотив, побуждение, нужда, потребность, интерес, необходимость, требование, надобность, спрос, тяготение, желательность, нуждаемость и другие.
Видимо, древнейший метод — кнута и пряника популярен и до сих пор.
Экономическими законами, методами управления производством, инструментарием и мотивациями развития персонала люди интересовались издавна.
Адам Смит в 1886 году опубликовал работу «Исследование о природе и причинах богатства народов»., в которой изложил систему, объясняющую работу свободного рынка на основе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.
Экономическое учение Адама Смита дало старт развитию политической экономии в переходный период к капиталистическому производству. Законы, сформулированные Смитом— разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного труда и другие лежат в основе современных экономических концепций. Научные идеи Адама Смита составили фундамент классической буржуазной политической экономии — одного из трёх составляющих (краеугольных камней) марксизма. (4)
В 1943 в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». В ней автор сформулировал мотивации индивида, которые базировалась на его нуждах. Выводы основывалась на экспериментах с индивидами в условиях больничных учреждений. «Пирамида (иерархия) потребностей» А.Маслоу содержит пять ступеней. Низшие — физиологические — потребности человека лежат в ее основании, а высшие — саморазвитие — представляют собой вершину этой пирамиды.
Абрахам Маслоу сделал вывод, что потребности низких уровней действуют у людей почти одинаково, а более высокие по-разному. Высшие потребности стимулируют развитие и различие индивидов. Чем более высок уровень потребностей, тем более важна роль индивида в его сознательном образовании. [8]
«А.Маслоу предложил следующую пирамиду потребностей, начиная с низшей:
Физиологические потребности. Человек не богатый и не имеющий многих благ цивилизации будет испытывать нужды, прежде всего, физиологического характера. При выборе между нехваткой уважения и голодом, сначала утоляется голод. К физиологическим потребностям относятся жажда, потребность во сне и кислороде, а также половое влечение.
Потребность в безопасности. Например, дети на биологическом уровне после удовлетворения жажды и голода ищут защиты и ведут себя спокойно, если рядом родители или другие взрослые, проявляющие о детях заботу. Взрослым людям приходится обеспечивать безопасность себе и своей семье.
Потребность в любви и принадлежности. После удовлетворения нужд физиологического характера и обеспечения безопасности, человеку необходимо найти такую социальную группу, которая обеспечит дружеские, семейные, любовные отношения, что у человека имеет очень важное значение. Преодоление чувства одиночества, по мнению А.Маслоу, стало предпосылкой для появления всевозможных кружков и клубов по интересам.
Потребность в признании. Человеку необходимо признание обществом своих достоинств. Заработав себе признание и репутацию, человек становится уверенным в своих силах.
Потребность в само актуализации (она же самореализация). Эта потребность является высшей в иерархии. Человек чувствует нужду в совершенствовании только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.
В переходный период от феодализма к капитализму стало невозможным применение в широких масштабах принудительного труда. В связи с развитием науки, торговли, финансовых рынков на фоне развивающейся промышленной технической революции получило широкое применение наёмного труда. Возникла необходимость в мотивации и управлении персоналом. Большую роль в заинтересованности наёмных работников в повышении производительности труда сыграл Генри Форд. Он в 1903 году первым утвердил минимальный уровень заработной платы и восьмичасовой рабочий день. В 1913 году на предприятии Г.Форда был запущен конвейер, позволивший при том же количестве работников увеличить выпуск машин в два раза.
Научно-техническая революция во второй половине ХХ века в нашей стране развивалась стремительно: стало уделяться большое внимание механизации, автоматизации и компьютеризации производств. На предприятиях и в организациях появились новые должности: инженер АСУТП, оператор ПК, программист, дизайнер, системный администратор и другие. Они были наёмными работниками, как и все остальные. (1) В девяностые годы многие из этих специалистов оформились предпринимателями. Они предлагали свои услуги по поставке и обслуживанию оргтехники, сопровождению программных продуктов различным предприятиям, предпринимателям и населению. Эти предприниматели были специалистами широкого профиля: могли отремонтировать компьютер, установить операционную систему, записать какую-либо программу, устранить сбой в программах. В дальнейшем, для упорядочения своей деятельности, обеспечения безопасности, укрепления сегмента рынка в области информационных технологий эти специалисты стали объединяться в небольшие фирмы. Фирмам в условиях конкуренции тоже приходилось укрупняться (объединяться). Начался процесс дифференцирования деятельности не только специалистов, но и фирм. В настоящее время в области информационных технологий работают специалисты на предприятиях в качестве наёмных работников, действуют индивидуальные предприниматели, оказывают услуги различные фирмы от предприятий малого бизнеса до крупных холдингов. Появилась новая форма организации рабочего места — удалённый доступ. IT-специалист, находясь где угодно, может выполнить работу для клиента. Удалённый доступ — новая и замечательная мотивация для успешной работы, так как с её помощью можно сэкономить время (время на дорогу от дома до рабочего места и от одного клиента до другого). Кроме того, IT-специалист на своём рабочем месте может удалённым доступом обслуживать одновременно нескольких клиентов. А экономия времени — это повышение производительности труда, значит и увеличение прибыли.
К работающим на российском рынке крупным IT-компаниям относятся: Ростех, Лаборатория Касперского, 1С, Сбербанк-Технологии, Ростелеком, Яндекс, Google, Facebook и многие другие. Они предлагают российским потребителям (всем предприятиям любого масштаба, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам) услуги по обследованию существующей IT-инфраструктуры, поставках и внедрению программного обеспечения, технической поддержке и IT-аутсорсингу, обучению и сертификации IT-специалистов и офисного персонала, управлению программными активами и другие. Сейчас по аналогии с девятнадцатым веком наступил переходный период и в развитии информационных технологий, и в алгоритмах решения изобретательских задач в технике, индустрии, строительстве, транспорте и остальных отраслях народного хозяйства. Скоро должны появиться новые методические инструментарии и новые мотивации развития персонала.
В наше время невозможно предугадать спрос на услуги по информационным технологиям и на ближайшее будущее, и на перспективу. В рыночном сегменте высоких IT-технологий потребители ждут как новых предложений, так и модернизации существующих программных обеспечений и операционных систем.
А вот в сегменте слияния информационных технологий и новейших инженерно-технических идей спрос у населения появился очень давно.
22 декабря 1920 года был утверждён План ГОЭЛРО — первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны. В. И. Ленин в то время мечтал о 100 000 тракторах на полях России.
А в 1957 году на экраны страны вышел фильм «Дело было в Пенькове». С восторгом героиня Майи Минглет рассказывает односельчанам о скором будущем: «Надо сделать так, чтобы повсюду интересно было жить. Придёт время — и всё-всё будут делать машины. И надо будет очень много знать, чтобы на них работать. А сейчас уже есть машины, подсчитывающие трудодни. Называются табуляторы».
Трудодни (зарплату, налоги, отчёты по налогам) давно посчитывают умные машины с умным программным обеспечением. Существуют умные дома.
А вот мечта тракториста управлять трактором в чистой рубашке сидя в кресле перед экраном так и осталась мечтой.
В сельском хозяйстве применяются большие, громоздкие, шумные трактора, комбайны, косилки, грузовики. Для работы в личном подсобном хозяйстве необходимы небольшие, надёжные, но достаточно мощные агрегаты, способные обработать землю, скосить траву, собрать урожай картофеля, лука, моркови, свеклы и т. п., убрать снег... Необходимость в компьютеризации средств малой механизации назрела давно.
Ещё в 1922 году Генри Форд в своей работе «Моя жизнь, мои достижения» утверждал, что «Земледелец слишком отяжеляет свой дневной труд. По-моему, рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу».
Это касается не только сельского хозяйства. В штатных расписаниях всех бюджетных учреждений и крупных предприятий имеются рабочие места уборщиков помещений, санитарок, дворников, уборщиков территорий. Инструмент у них — швабра, лопата, метла, коса (кое-где стали появляться триммеры). Оформляются на эту работу чаще пожилые люди. Работают они в таких условиях, как будто научно-технических революций никогда не было. В сказке про репку повествуется, что когда-то необходимо было для сбора урожая персонально каждой репы собрать очень большой коллектив для того, чтобы её (репку) вытянуть. Это было так давно, что даже лопат не было. Но, с той поры изобрели швабры, мётлы и лопаты. И ничего больше. Территории и помещения детских садов, школ, медицинских учреждений, организаций очищаются от снега лопатами, от мусора — мётлами, полы моются швабрами. Шум и вибрация на производствах являются вредными условиями труда. Уборка территорий — не является производством. Считается, что после работы с триммером у дворников не могут болеть суставы и голова (от шума и вибрации). Почему-то триммеры надо обязательно держать в руках или повесить на спину. Для выполнения подобных работ надо изобрести умные самоходные механизмы.
Нужна свободная конкуренция. Нужна модернизация производств. Нужно слияние новейших информационных технологий и новейших открытий и изобретений научно-технической революции.
Давно настала пора изобрести умные, удобные, надёжные, малые экологичные и недорогие агрегаты для сельскохозяйственных, снегоуборочных, мусороуборочных работ, уборки помещений, оказания медицинских услуг, бытовых услуг и т. п., управляемые человеком. Они будут пользоваться спросом и у городского, и у сельского потребителя.
Литература:
- Алексей Гастев — Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М., «Экономика», 1966.
- Алексей Гастев — Освоение новых предприятий. — «Организация труда», 1933, № 1–2
- Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 1997.-1456.: илл.
- Генри Форд. “Моя жизнь, мои достижения”1922г.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 684 с.
- Эдвардс Деминг — Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Эдвардс Деминг 4.2 ISBN: 978–5–9614–1122–5, 0–262–54115–7 Год издания: 2009 Издательство: «Альпина Паблишер» 6. William Kremer, Claudia Hammond.
- Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013)
- К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23, с. 195.
- Студенческая библиотека онлайн. Автоматизация экономических задач средствами информационных компьютерных технологий.), [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studbooks.net/2249819/informatika/vvedenie (Дата обращения — 20.01.2019)