В статье рассмотрены некоторые аспекты формирования правового поля государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства. Выделены ключевые цели и задачи государственной политики в данной области на федеральном и региональном уровнях
Ключевые слова: конкуренция, государственное регулирование экономической деятельности, малое и среднее предпринимательство, государственная политика, правовое регулирование
Уровень развития конкуренции является важнейшей характеристикой рыночных отношений. Именно желание победить в конкурентной борьбе вынуждает субъектов предпринимательской деятельности снижать цены, повышать качество предлагаемых товаров и услуг, в том числе в виде предложения абсолютно новых товаров и услуг.
Основными признаками свободной конкуренции в рыночной экономике являются:
− неограниченное количество субъектов рынка;
− абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него;
− доступность всесторонней информации о рынке для каждого субъекта, как для продавцов, так и покупателей;
− свобода участников хозяйственной деятельности, в том числе самостоятельное установление цен на товары и услуги;
− отсутствие у каждого из субъектов рыночных отношений возможности непосредственно влиять на решения, принимаемые другими субъектами. [6]
Йозеф Шумпетер образно называл конкуренцию «вихрем созидательного разрушения» [11], так как конкуренция, обеспечивая вывод на рынок «новых комбинаций», зачастую приводит к «разрушению» конкретных субъектов предпринимательской деятельности, которые не смогли адаптироваться к новым условиям.
Таким образом, конкуренция в рыночной экономике имеет не только положительные, но и некоторые отрицательные последствия. К положительным сторонам конкуренции следует отнести:
1) Повышение инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности, так как конкуренция заставляет товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы;
2) Гибкое реагирование предложения на изменения спроса;
3) Повышение рациональности использования всех видов ресурсов, что способствует глобальному повышению эффективности экономической деятельности в рамках национальной экономики.
Одновременно с этим ничем неурегулированная конкуренция может иметь негативные последствия, среди которых следует выделить:
1) конкуренция ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
2) нестабильность экономического развития из-за ориентации субъектов предпринимательской деятельности на краткосрочные интересы извлечения сиюминутной выгоды, что в том числе отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
3) оптимизация экономической деятельности зачастую идет вразрез с социальными интересами общества, например росту безработицы;
4) конкуренция практически неприемлема при производстве и потреблении «общественных благ», таких как дороги, общественная безопасность, медицина, образование и т. п.
Конкуренция имеет огромное значение для благоприятной ситуации на рынке, для развития экономики в целом. В своей совокупности функции конкуренции обеспечивает общую результативность функционирования рыночной экономики, развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы. Но не стоит забывать и о том, что воздействие конкуренции не всегда благоприятно. Поэтому государственная политика в этой области должна быть ориентирована не на безмерное развитие конкуренции во всех ее проявлениях, а на обеспечение оптимального уровня конкурентности на соответствующих рынках.
Государственное регулирование экономической деятельности может осуществляться в двух основных формах:
- прямое государственное участие в экономической деятельности, путем создания соответствующих предприятий для производства тех или иных товаров и услуг и/или осуществления государственных закупок.
- косвенное регулирование посредством стимулирования независимых субъектов экономической деятельности к желаемому поведению
Наиболее предпочтительным с точки зрения сохранения большей свободы у субъектов экономической деятельности является именно косвенное регулирование. С точки зрения правового регулирования предпринимательской деятельности нужно понимать, что конкуренция как неотъемлемый атрибут предпринимательства может рассматриваться как область, как частных, так и публичных интересов. Конкуренция как борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг есть сфера частных интересов субъектов предпринимательства. Однако преодоление негативных последствий конкуренции и создание равных условий для конкуренции всем хозяйствующим субъектам представляет собой область публичных интересов.
Важным направлением поддержки уровня конкуренции на товарных рынках является увеличение числа участников, что предполагает необходимость реализации специальных мер государственной политики по поддержке и стимулированию предпринимательства. Это положение является одним из ключевых в Указе Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» согласно которого одной из основных целей государственной политики в данной области является «обеспечение развития малого и среднего предпринимательства» [3]
Как показывает опыт экономически развитых стран малый и средний бизнес является фундаментом устойчивого экономического роста национальной экономики и выступает в качестве гаранта социально-экономической и политической стабильности страны за счет формирования и расширения среднего класса. Кроме того сфера малого и среднего предпринимательства является мощным инструментов борьбы с безработицей, представляющим широкие возможности для самозанятости населения. [9]
Первое законодательное определение статуса малого предпринимательства было закреплено в Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Изменение социально-экономических условий обусловило необходимость принятия нового закона, который внес существенные дополнения и изменения как в критерии отнесения субъектов предпринимательства к категории малых и средних, так и в механизмы их государственной поддержки. Так Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
При этом под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. [2]. В качестве основных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в данном законе предусмотрены возможность применения ими специальных налоговых режимов, упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Указанным федеральным законом предусмотрены общие формы поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малого и среднего предпринимательства, которые осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, наделенными достаточно широкими полномочия для собственного усмотрения в части условий и порядка предоставления поддержки. Кроме того, закон выделяет особые виды поддержки в зависимости от отраслевой принадлежности субъекта малого и среднего предпринимательства (приоритетные направления предпринимательства): поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность [7].
В целом с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» происходит повышение ответственности региональных и муниципальных властей за реализацию комплекса мер по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на их территориях, причем основным форматом реализации указанных мер становятся соответственного региональные или муниципальные программы. Учитывая скудность финансовой базы регионов, и тем более муниципалитетов в абсолютном большинстве случаев их программные мероприятия предполагают федеральное софинансирование.
В Республике Башкортостан развитию и поддержке малого и среднего бизнеса также уделяется особое внимание. По данным исследования «Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2010–2011» проведенного общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в рейтинге 40 российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса Республика Башкортостан заняла 10 место [8]. Во исполнение положений вышеуказанного федерального закона был принят аналогичный региональный закон [4] и уже в 2008 году была принята первая, в республиканская программа Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010–2011 годы [5].
Целью программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, повышения вклада малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач Республики.
В программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
а) финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры, в том числе предоставление грантов (субсидирование) субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса; субсидирование части ранее понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (процентной ставки по кредитам, лизинговых платежей, затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях и т. п.)
б) имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктур, за счет льготного и/или приоритетного предоставления доступа субъектам малого и среднего предпринимательства;
в) развитие инновационной и производственной сфер малого и среднего предпринимательства. В рамках данного направления предусмотрено обеспечение текущего финансирования деятельности действующих бизнес-инкубаторов. В настоящее время на территории РБ осуществляют свою деятельность 3 бизнес-инкубатора, целью которых является создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий.
г) формирование эффективной системы информационной поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном направлении реализуются мероприятия по консультативной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, бесплатные лектории и тренинги для начинающих предпринимателей, «круглые столы» при активном участии предпринимательских объединений
Немаловажное значение для поддержки малого и среднего бизнеса имеет соответствующая инфраструктура. В Республике Башкортостан она представлена такими организациями как: Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, Башкирское региональное отделение малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства Республики Башкортостан и другие.
Таким образом, мы видим, что важное значение для эффективной государственной политики в области поддержки предпринимательской деятельности и развития конкуренции имеет правовое обеспечение данного направления деятельности органов государственной власти. Именно нормативно-правовое регулирование определяет легитимность тех или иных мер, предпринимаемых ими в данной области.
Литература:
- Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, № 117, 20.06.1995.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006
- Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы») // Собрание законодательства РФ, 25.12.2017, N 52 (Часть I), ст. 8111
- Закон Республики Башкортостан от 28 декабря 2007 года N 511-з «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 12.02.2008, № 3 (273), ст. 139
- Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010–2011 годы. Утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.03.2010 № 64 // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 08.04.2010. № 7(325)
- Войтов, А. Г. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / А. Г. Войтов. — Электрон. дан. — Москва: Дашков и К, 2018. — 392 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/105581. — Загл. с экрана.
- Жукова С. М. Пути оптимизации поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф.(г.Чита, апрель 2011 г.) / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Чита, 2011. — С. 110–113.
- Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2010–2011. Результаты исследовательского проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://opora.ru/analysis/research/12167/ (дата обращения 11.12.2018)
- Тормышева Т. А. Муниципальная программа поддержки предпринимательства: механизм формирования // Муниципальное хозяйство. 2009. № 3. С. 64–73.
- Уметбаева Ю. И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 91–93. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/39/892/ (дата обращения: 11.02.2018)
- Schumpeter J. Can Capitalism Survive. N.Y.,1978. P. 24.