Встатье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.
Ключевые слова: психологическая подготовка, самбо, психотехнические игры.
Психологическая подготовка самбистов является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Когда в соревнованиях принимают участие равные по физическим и технико-тактическим характеристикам спортсмены, выигрывает тот, который обладает лучшей психологической устойчивостью. Поэтому тренерам необходимо целенаправленно готовить психику игроков к высоким нагрузкам.
Проблема исследования заключается в потребности разработки содержания, средств и методов психологической подготовки самбистов и увеличения на этой основе производительности учебно-тренировочного и соревновательного процессов. Для того чтобы решить поставленную перед нами проблему, мы подобрали психотехнические игры, в зависимости от специфики вида спорта.
По мнению Гарника В. С., Ильина Е. П., Устюгова Е. Д., именно игра является средством снятия усталости, повышения эмоциональности тренировочного процесса, развития психологических качеств. Психотехнические игры повышают не только интерес к занятиям спортом, а положительно сказываются на развитии психологической выносливости к длительным напряжениям. Однако анализ научно-методической литературы, не позволил нам в полном объеме выявить рекомендаций по использованию психотехнических игр в учебно-тренировочном процессе самбистов, что и определило нас в выборе исследования [1, 2, 3].
Цель исследования — разработать и экспериментально обосновать методику психологической подготовки в условиях учебно-тренировочного процесса борцов — самбистов.
Исследование проводилось в период с сентября 2015 г. по апрель 2016 г. и состояло из 4 этапов. На первом этапе (сентябрь 2015 г. — октябрь 2015 г.) проводился анализ научно-методической литературы по теме исследования.
На втором этапе (октябрь — ноябрь 2015 г.) нами были выбраны испытуемые, а именно группа из 10 человек в возрасте от 15–18 лет. На этом же этапе была разработана методика психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе борцов — самбистов.
На третьем этапе (ноябрь — декабрь 2015 г.) с испытуемыми была проведена разработанная нами методика психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе борцов — самбистов. Также на данном этапе мы провели тестирование испытуемых до применения методики. В качестве диагностического материала мы использовали: 1. Индивидуально-типологический опросник по Л. Н. Собчику, который представляет собой личностную психодиагностическую методику. С помощью данной методике определяли типологические особенности индивида, ведущие черты его характера. Кроме того, она способствует выявлению спектра наиболее подходящих каждому конкретному обследуемому лицу видов деятельности и преобладающих деловых качеств. По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в спортивной практике, в целях индивидуализации подхода к отдельной личности. 2. Тест-опросник предсоревновательного состояния спортсмена. Данный опросник дает возможность тренеру (психологу, спортивному врачу) и самому спортсмену выбора адекватного психологического приема или мысленного настроя для психокоррекции, саморегуляции или оптимизации своего состояния. 3. Методика на психологическую устойчивость по Л. В. Куликову, тест предназначен для первоначального выявления признаков психологической устойчивости, позволяет выявить отдельные личностные нарушения, а также оценить вероятность их развития и проявления в поведении и деятельности человека. 4. Методика «Градусник» Ю. Я. Киселева, необходима для оценки эмоциональных состояний спортсменов. С его помощью можно измерить любые компоненты предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния.
На четвертом этапе (январь — апрель 2016 г.) нами было проведено контрольное тестирование и обработка полученных результатов.
Методика психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе борцов — самбистов на этапе начальной спортивной специализации основывалась на специализированных психотехнических играх: «Зеркальное отражение суждений партнера», «Селектор», «Хромая обезьяна», «Полевые тренировки», «Свеча». Применяя данные игры, мы хотели добиться того, что бы спортсмены познали сами себя, чего они хотят и каким видят свое будущее, стали психологически устойчивее. На наш взгляд выбранные нами игры помогут добиться желаемого результата, ведь так часто тренера забывают о необходимости не только физического совершенствования самбистов, но и психологического, которое играет также не маловажную роль при достижении поставленных целей. Данные игры мы применяли во время учебно-тренировочного процесса по 30 минут от тренировки.
До и после внедрения программы провели диагностическое исследование. Были получены следующие данные: по опроснику диагностики на психологическую устойчивость по Л. В. Куликову показатели повысились у всех детей с разницей от +1 до +9. По индивидуально — типологическому опроснику Л. Н. Собчика во всех шкалах значения так же повысились на +7, +8 знаков, отрицательных значений не было. В процессе опыта стало заметно, что у многих испытуемых отмечается динамика в положительную сторону.
Таким образом, можно констатировать, что введение в учебно-тренировочный процесс самбистов нетрадиционных средств спортивной тренировки, основанной на методике психотехнических игр, позволит оптимизировать тренировочный процесс и достичь более высоких результатов
Литература:
- Гарник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке: учеб. пособие / В. С. Гарник. — М.: МГСУ, 2012. — 176 c.
- Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 495 с.
- Устюгов, Е. Д. Индивидуальное психофизиологическое развитие человека / Е. Д. Устюгов, О. В. Ендропов. — Новосибирск, 2000. — С. 35–46.