Роль инноваций в развитии ситуационного управления качеством образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 49 раз

Библиографическое описание:

Ходосова, Е. В. Роль инноваций в развитии ситуационного управления качеством образования / Е. В. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/248/56988/ (дата обращения: 18.10.2024).



Ситуационное управление имеет существенную актуальность для управления качеством образования в инновационной экономике, поскольку «управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации» [8].

Начиная с исследований закономерностей зависимости экономической конъюнктуры от «глубоких изменений техники производства и обмена (которым в свою очередь предшествуют значительные технические изобретения и открытия)» [4], проведенных Н. Д. Кондратьевым, вопрос влияния инноваций на экономическое развитие стал предметом активного научного анализа [2]. Н. Д. Кондратьев опубликовал в 1924–1926 гг. два доклада, в которых изложил представления о влиянии изобретений и последующих за ними инноваций на экономическое и, в целом, общественное развитие: «К вопросу о понятиях экономической статики, динамики и конъюнктуры» (1924 г.) и «Большие циклы экономической конъюнктуры» (1926 г.).

На уровне предпринимательской деятельности и менеджмента компаний, вопрос роли инноваций и управления инновационными процессами рассматривал Й. Шумпетер [9], который интерпретировал инновационную деятельность как ключевую функцию предпринимателя для смены базовых технологий [3].

К сегодняшнему дню сложилось несколько направлений научного анализа влияния инноваций на экономическое развитие в целом и на управление деятельностью конкретных организаций, в частности. Так, К. А. Вареник [1] выделяет две основные группы — классические и альтернативные теории инноваций, в которые объединяет следующие подходы (рис. 1):

Рис. 1. Основные работы в области теории инноваций

Среди теорий инноваций можно выделить также подходы, позволяющие расширить анализ роли инноваций от технологического к общественному и социально-экономическому пространству. Научно-исторический подход к исследованию содержания и динамики инноваций опирается, прежде всего, на работу П. А. Сорокина, который в работе «Социальная и культурная динамика» в (1937–1941) на горизонте более 5 тысячелетий истории человечества изучал технические изобретения и значимые нововведения в социальной организации и в духовной деятельности общества, на основе своего исследования П. А. Сорокин сделал вывод о необходимости целостного рассмотрения развития хозяйства и преобладающих мотивов деятельности человека в обществе.

На основе этих представлений можно сделать вывод, что в условиях динамично развивающейся экономики, инновации могут рассматриваться как фактор устойчивого развития [7], для этого инновационное развитие должно включаться в систему образования как систему передачи знаний и моделей экономического поведения от старших поколений к следующим.

Литература:

  1. Вареник К. А. Теория инноваций как ключевое направление научных исследований XX века // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10169 (дата обращения: 31.03.2018).
  2. Глазьев С. Ю. Глобальный вызов третьего тысячелетия и перспективы развития российской экономики // Идеи Н. Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже 3-го тысячелетия: матер. 2-й Междунар. Кондратьевской конф. (С.-Петербург, 15–17 марта 1995 г.) / под ред. Ю. В. Яковца. — М.: Международный Фонд Н. Д. Кондратьева, 1996. — С. 15–16.
  3. Глазьев С. Ю. Современная теория длинных волн в развитии экономики. Статья // Экономическая наука современной России. — 2012. — № 2 (57). — С. 8–27.
  4. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избр. труды / Н. Д. Кондратьев; Международный фонд Н. Д. Кондратьева и др.; Ред. колл.: Л. И. Абалкин Л. И. (пред.) и др.; сост. Ю. В. Яковец — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 767 с. — С. 9; 33–35; 371.
  5. На пути к 2030 году: доклад ЮНЕСКО по науке / Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2015. 44 с
  6. Пахомова И. Ю. Модель «Тройной спирали» как механизм инновационного развития региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 7–1 (126).
  7. Солдатикова Н. И. Инновации как фактор обеспечения устойчивого экономического роста // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. 2015. № 8(363). С. 63–70.
  8. Четыркина Н. Ю. Стратегия развития вузов в России: особенности и перспективы // Вестник факультета управления СПБГЭУ. — 2017. — № 1–1. — С. 82–88.
  9. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. — 355 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая конъюнктура, экономическое развитие.


Задать вопрос