Статистическая оценка эффективности работы Следственного комитета Российской Федерации после реформирования органов следствия в 2007 году | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 08.03.2019

Статья просмотрена: 1143 раза

Библиографическое описание:

Боброва, В. С. Статистическая оценка эффективности работы Следственного комитета Российской Федерации после реформирования органов следствия в 2007 году / В. С. Боброва, С. И. Любарская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57000/ (дата обращения: 18.12.2024).



В 2007 году в России началось введение поэтапного масштабного реформирования по отделению функций следствия (Следственный комитет при Прокуратуре РФ) от функций надзора (Прокуратура РФ), разграничения их полномочий в сфере уголовного производства с перспективой дальнейшего установления «баланса сил» [1]. В 2011 году следствие было окончательно выделено в самостоятельный орган — Следственный комитет России [2]. Также в настоящее время законодательство СКР предусматривает ведомственный контроль, что ни в коей мере не исключает прокурорский надзор, поскольку прокурорский надзор — исключительный вид надзора за соблюдением законодательства, присущий только органам прокуратуры.

Одни ученые (О. Кожевников, Васильев О. Л., А. Паничева, А. Похмелкин, Ю. Костанов) считают, что прокурор лишился своих надзорных полномочий по отношению ко всем органам предварительного следствия [3]. Арутюнян Д. А., напротив, отмечает, что разведение функций государственного обвинения по уголовным делам и процессуального руководства, а также отказ от неограниченного прокурорского надзора является безусловно положительным сдвигом [4].

Подводя итоги работы своего ведомства за 2007 год А. И. Бастрыкин не только отметил, что деятельность СКР по раскрытию и расследованию преступлений на этапе предварительного следствия осталась на прежнем уровне, но и в некоторых аспектах даже наметилось улучшение: «За неполный 2007 год следователями СКП окончено производство 38 тысяч уголовных дел, из них 34 тысячи уголовных дел направлены в суд. То есть практически 90 % преступлений, которые были закончены производством, были направлены для рассмотрения в судебные органы. Было выявлено и раскрыто еще 3 тысячи ранее не состоявших на учете преступлений. За 4 месяца 2007 года следственными органами Следственного комитета привлечено к уголовной ответственности более 38 тысяч человек. Что касается 2008 года, за два месяца этого года следственными органами было окончено 16857 уголовных дел, т. е. почти 17 тысяч уголовных дел, из них более 93 %, почти 16 тысяч уголовных дел, направлено в суд [5].

Таким образом, руководитель СКР после проведения реформы в 2007 году отмечает, что, несмотря на то, что количество следователей на тот момент СКП на 1,5 тысячи человек меньше, чем в период нахождения следствия в органах Прокуратуры РФ, показатели «ничуть не хуже, чем это было прежде» [5].

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. А. Чайка в своем докладе на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 18 апреля 2018 года напротив отметил негативные тенденции в работе следствия в Российской Федерации. Указывая на то, что в целом уровень преступности по стране снизился, он также отмечает то, что количество особо тяжких преступлений возросло, особенно это касается деяний, связанных с оборотом наркотиков и оружия.

Также возросло количество нарушений закона, выявленных прокурорами на досудебной стадии (5,2 млн.). Одним из негативных явлений можно признать возросшее количество оправдательных приговоров по делам следователей (+28 %, 877) и лиц, получивших право на реабилитацию (их количество в 2018 году превысило 13 тыс. человек (+3,6 %) [6].

В заключение Ю. Я. Чайка высказал следующую идею: «Только полноценный прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и право прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела, в частности в отношении следователей, может сдержать растущий вал допускаемых ими нарушений закона. Сегодня это уже всем очевидно. Даже наши процессуальные оппоненты — адвокаты в один голос говорят о необходимости возвращения прокурорам полномочий» [6].

1 марта 2019 года на портале ТАСС была опубликована новость о том, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин сообщил, что уровень оправдательных приговоров по уголовным делам в 2018 году составил всего 516 человек, что составляет 0,51 % от общего объема следственной работы. В сравнении с 2017 годом, этот показатель улучшился. «В 2017 году 128 тыс. уголовных дел было направлено в суд. Оправдательные приговоры вынесены по 534 из них, что составляет 0,42 %", — отметил А. И. Бастрыкин. [7].

Обзор статистических данных о результатах деятельности Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о тенденции уменьшения отмены обвинительных приговоров с 2007 и с 2011 года и уменьшения направления уголовных дел на дополнительное расследование:

Год

Обвинительные приговоры отменены вотношении осужденных (количество):

Направлены на новое судебное рассмотрение (количество):

Вынесен оправдательный приговор по реабилитирующим основаниям (количество):

2005

345

301

8

2006

369

331

8

2007

310

275

2

2008

244

208

3

2009

155

139

4

2010

195

140

11

2011

169

148

4

2012

138

117

1

2013

96

81

2

2014

101

88

1

Из всего вышесказанного напрашиваются неоднозначные выводы. С одной стороны, Генеральный прокурор Юрий Яковлевич Чайка утверждает об общем ухудшении работы Следственного комитета Российской Федерации, о различных развивающихся негативных тенденциях в работе данного органа. Однако, исходя из приведенной авторами статистики, можно отметить множество положительных моментов, таких как улучшение основных показателей. Например, снижение доли оправдательных приговоров, что указывает на высокое качество и стабильность работы следственного органа.

Литература:

  1. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ» // «Собрание законодательства РФ», 11.06.2007, N 24, ст. 2830
  2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 15.
  3. Паничева А., Похмелкин А., Костанов Ю., Румянцев В., Решетилова И. Не оставляйте следователя безнадзорным // Законность. 2008. № 5. С. 5
  4. Арутюнян Д. А. Актуальные вопросы модернизации предварительного следствия в России // Российский следователь. 2011. № 6. С. 36
  5. Интернет-интервью Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Бастрыкина А. И. // [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/interview/10237/#ixzz5h6R0ukAQ. Режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2019.
  6. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Генерального Прокурора РФ // [Электронный ресурс] URL: https://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1367434/. Режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2019.
  7. ТАСС, информационное агентство // [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/6174427. Режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2019.
  8. Верховный суд РФ // [Электронный ресурс] URL: http://www.supcourt.ru. Режим доступа: свободный, дата обращения: 03.03.2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, дело, Следственный комитет, уголовный, Генеральный прокурор, орган, предварительное следствие, приговор, Прокуратура РФ, прокурорский надзор.


Похожие статьи

Основные тенденции развития финансового контроля в Российской Федерации

Проблема оценки эффективности деятельности государственных служащих в России

Принципы и методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации

Некоторые аспекты взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации по охране правопорядка в Российской Федерации

Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Особенности прокурорского надзора в Российской Федерации

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры в Российской Федерации и Республике Казахстан в обеспечении законности

Общая криминологическая характеристика преступности в Российской Федерации

Охрана труда: анализ производственного травматизма (на примере Пензенской области)

Анализируются статистические данные по травматизму в промышленности на территории Пензенской области в период с 2006 по 2014 г., приводятся самые распространенные причины получения травм и меры повышения уровня охраны труда в промышленности.

Похожие статьи

Основные тенденции развития финансового контроля в Российской Федерации

Проблема оценки эффективности деятельности государственных служащих в России

Принципы и методы борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации

Некоторые аспекты взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации по охране правопорядка в Российской Федерации

Соотношение функций единого следственного комитета и прокуратуры РФ

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти

Особенности прокурорского надзора в Российской Федерации

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры в Российской Федерации и Республике Казахстан в обеспечении законности

Общая криминологическая характеристика преступности в Российской Федерации

Охрана труда: анализ производственного травматизма (на примере Пензенской области)

Анализируются статистические данные по травматизму в промышленности на территории Пензенской области в период с 2006 по 2014 г., приводятся самые распространенные причины получения травм и меры повышения уровня охраны труда в промышленности.

Задать вопрос