Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.
Ключевые слова: ценностные ориентации, самоопределение, студенчество, профессия, возрастной этап.
В современной науке понятие «ценностные ориентации» определяется как сложная динамическая структура, включающая в себя отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Данная категория выполняет регулятивную функцию, охватывающую все уровни системы побудителей активности человека. А. Г. Здравомыслов указывает, что «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры, определяя направленность воли, внимания и интеллекта» [1,с.63].
Ш. А. Надирашвили также исследовал роль ценностных ориентаций в регуляции волевого поведения. Взяв за основу теорию Д. Н. Узнадзе, он выделял три уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований и объективация собственного «Я». В рамках своей теории Ш. А. Надирашвили утверждал, что объективация внутреннего состояния приводит к постановке оценочной задачи, порождая тем самым волевой процесс. Из этого следует вывод, что волевая активность как высший уровень проявления психической активности человека регулируется ценностными ориентациями [5, с. 87] [3, с. 79].
Таким образом, ценностные ориентации имеют динамический развивающийся характер, представляя собой один из ведущих механизмов личностного роста и саморазвития человека.
Следует отметить, что в современной науке студенчество в качестве отдельной категории было выделено лишь в 60-х годах прошлого столетия. Связано это было с исследованием психофизиологии взрослых людей под руководством Б. Г. Ананьева.
Представляя собой возрастную группу, обладающую определенными особенностями и характеристиками, студенчество характеризуется как переходная ступень между созреванием и зрелостью, охватывая возрастной промежуток от 18 до 25 лет (ранняя взрослость, поздняя юность). Стоит отметить, что выделение студенчества в качестве отдельного возрастного этапа связано прежде всего с социально-психологическим подходом. На данном этапе происходит изменение социальной роли человека, связанного с принятием ответственности за профессиональное самоопределение и свою дальнейшую жизнь. Происходят серьезные изменения в нравственной сфере:
– развитие нравственных ориентиров;
– усиление сознательных мотивов поведения;
– повышение требований к самостоятельности и решительности;
– необходимость принятия ответственности; заинтересованность моральными проблемами.
Изменения затрагивают так же и сферу социального взаимодействия:
– необходимость усвоения принципиально новых социальных ролей;
– осознание себя как полноценного члена общества, включающее в себя знание своих основных прав, свобод и обязанностей;
– построение новых отношений и перестройка привычных систем коммуникации с людьми;
– начало экономической активности, включение человека в трудовую деятельность.
В качестве основных психологических новообразований данного возрастного этапа психологи выделяют профессиональные интересы, потребность в труде, построение планов на дальнейшую жизнь [2, с. 18].
Говоря о важности успешного прохождения данного возрастного этапа, стоит учитывать, что система ценностных ориентаций, являясь одним из важнейших регуляторов активности человека, позволяющим соотносить индивидуальные потребности с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами общества, во многом определяет профессиональный путь, выбираемый человеком [4, с. 4].
Культурно-исторические особенности формирования отечественной образовательной системы привели к тому, что современному человеку необходимо выбрать свой профессиональный путь в достаточно раннем для этого подростковом возрасте. Во многом этот факт видоизменяет дальнейшее формирование и развитие системы ценностных ориентаций, смещая ориентир с внутренней системы ценностей человека на внешнюю, одобряемую ближайшим окружением и социумом. Ведь в этом возрасте человеку достаточно трудно принять столь важное и осознанное решение, опираясь лишь на свою внутреннюю систему убеждений.
Очень часто выбор профессии зависит не от собственных желаний и стремлений человека, но от желаний его ближайшего окружения. В связи с этим часто возникает чувство разочарования и полного безразличия к выбранной сфере деятельности, сочетающегося с ощущением стыда перед родителями и «пустой потери времени и денег», что в дальнейшем сильно снижает степень удовлетворенности собственной жизнью, а также приводит к конфликтам и развитию невротических расстройств.
Ценностные ориентации являются одним из важнейших критериев выбора человеком профессии, недостаточная сформированность которых или игнорирование их в процессе профессионального самоопределения подростка приводят к негативным последствиям, накладывающим отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. При этом система ценностей, являясь динамической системой, в процессе выбора и освоения определенного вида деятельности так же претерпевает серьезные изменения, «подстраиваясь» под выбранную человеком профессию, изменяя его взгляды и ориентиры.
Литература:
- Алексеев, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал, М.: Академия, 1984. — 63 с.
- Кон, И. С. Психология ранней юности. Исследование ценностных ориентаций. — М.: Просвещение,1989. — 18 с.
- Крапивская, Л. В. Личность и ее ценностные ориентации. Методы диагностики и коррекции ценностных ориентаций. — М.: Изд-во МГУ, 1983. –79 с.
- Мухина, В. С. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности — М.: МГПИ, 1985. — 4 с.
- Узнадзе, Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации. СПб.: Питер, 2000. — 87 с.