Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 12.03.2019

Статья просмотрена: 607 раз

Библиографическое описание:

Овсянникова, А. С. Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора / А. С. Овсянникова, Н. М. Ичетовкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57037/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция речи (КФР) — назначение речи быть средством общения, умения и навыки общения с людьми. В рамках нашего исследования предпринята попытка проанализировать процесс формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) с применением новых средств — конструкторов ЛЕГО.

ЛЕГО-педагогика — одна из известных и распространенных в настоящее время педагогических систем, которая использует трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для обучения и развития ребенка. Конструкторы Lego зарекомендовали себя на рынке как игрушка, которая развивает мелкую моторику рук, тренирует фантазию и сообразительность, способствуют расширению структурно-логического мышления, а также приносит ребенку огромное удовольствие.

Lego способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики, с помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Коммуникативные качества речи — это параметры, которые охватывают различные аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания, от индивидуальных особенностей коммуникантов. К коммуникативным качествам речи относятся точность, понятность, богатство, разнообразие речи, чистота речи, выразительность речи.

Изучив теоретические подходы к проблеме развития коммуникативных умений у детей с ЗПР, мы приступили к осуществлению экспериментальной части исследования. В результате анализа существующих методик обследования, представленных в специальной литературе, для проведения диагностического изучения нами были взяты модифицированные и адаптированные методики диагностики коммуникативной компетентности старших дошкольников (О. В. Дыбиной).

В эксперименте участвовали 10 детей 5–7 лет с ЗПР, посещающие разновозрастную группу ДОУ «Голубок» г. Глазова Удмуртской Республики.

Цель констатирующего эксперимента: выявление исходного уровня развития коммуникативных умений у детей 5–7 лет с ЗПР. Детям был предложен комплекс диагностических заданий (задание 1 «Отражение чувств», задание 2 «Интервью», задание 3 «Необитаемый остров», задание 4 «Помощники», задание 5 «Не поделили игрушку»).

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей недостаточная активность в общении, не всегда положительно направленная. По итогам первичной диагностики низкий уровень развития коммуникативных умений выявлен в среднем у 38 % детей, высокий уровень констатируется у 12 % детей, вовлеченных в исследование. Дети знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются. В конфликтных ситуациях не считаются с интересами сверстника, не владеют способами предотвращения и выхода из подобных ситуаций.

Реализация индивидуальной программы развития речи с использованием приемов Lego-конструирования осуществлялась нами по материалам программ для детей с тяжелыми нарушениями речи. На первоначальных этапах работы с ребенком, мы уделяли большое значение формированию ориентировки его в задании. Нам было важно, чтобы ребенок понимал, что ему говорят и предлагают сделать. На этом этапе мы не привлекали внимание малыша к качеству его речевой продукции, нам необходимо было поощрять и стимулировать любое проявление речевой активности.

Приведем примеры предлагаемых детям заданий с использованием конструктора.

Таблица 1

Схемы построек из конструктора Lego (авторыА.А.Твардовская, М.А.Тропынина)

Рисунок

Пальчиковая гимнастика

Стул

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье

Левая ладонь вертикально вверх. К еѐ нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счѐту менять положение рук.

Стол

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счѐту менять положения рук.

Собака

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик

Права ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и безымянный–вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается

Кошка

У кошки ушки на макушки,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный палец соединены с большим.

Указательный и мизинец подняты вверх.

Заяц

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачек. Указательный и средний выставлены вверх и ими нужно шевелить в стороны.

Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать.

Сжимают и разжимают кулачки.

Листья берѐзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберѐм,

Маме осенний букет отнесѐм.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Много мебели вквартире

Раз, два, три, четыре — много мебели в квартире.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.

В шкаф повесим мы рубашку, а в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле.

Сжимают и разжимают кулачки.

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Загибают пальчики, начиная с большого

Много мебели в квартире

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

Бурѐнушка

Дай молочка, Бурѐнушка,

Хоть капельку — на донышке.

Дети показывают, как доят корову.

Ждут меня котятки, Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творожку немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даѐт здоровье

Молоко коровье

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Для того, чтобы проверить результаты нашей работы и оценить эффективность выделенных психолого-педагогических условий, мы провели контрольный эксперимент. В контрольном эксперименте применялись те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты первоначальной диагностики показали, что 30 % детей имеют низкий уровень коммуникативного умения, зачастую провоцируют конфликт, не учитывают интересы других детей, не способны спокойно высказать свое мнение, избегают помощи взрослого. Контрольный срез показал, что у 100 % воспитанников данное умение развито на высоком и среднем уровняx, что позволяет сделать вывод об эффективности системы коррекционных мероприятий, об оптимальности созданных психолого-педагогических условий.

С помощью Lego-конструктора трудные коррекционные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. В процессе такой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, поведение, развивает коммуникативную функцию речи и формирует интерес к обучению. Можно с уверенностью сказать, чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет результат.

Литература:

  1. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина. — Киев: «Наукова думка», 1981. — 115 с.
  2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
  3. Поддъяков, Н. Н. Конструирование / Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой.- М., 1981
  4. Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974.– 121 с.
  5. Твардовская, А.А., Тропынина М. А. Технология диагностикокоррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами лего-конструирования в условиях Лекотеки. — Казань: Отечество, 2014–30 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, коммуникативная функция речи, констатирующий эксперимент, задание, коммуникативное качество речи, контрольный эксперимент, кулачок, пальчик, положение рук, правая рука.


Похожие статьи

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Похожие статьи

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях логопедического пункта

Формирование представлений о природе у старшеклассников с нарушением интеллекта посредством элементов программированного обучения

Формирование фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью с использованием информационно-коммуникативных технологий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы)

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование речевых способностей у слабослышащих дошкольников в системе русского жестового языка

Задать вопрос