Индивидуальный подход в работе с одарёнными детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алямшина, Н. Х. Индивидуальный подход в работе с одарёнными детьми / Н. Х. Алямшина, Т. С. Кобелькова, Е. В. Рубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57054/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности. Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие не востребованности. Задача учителя увидеть способности у каждого учащегося, умело их развивать.Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, большим словарным запасом, умением ставить вопросы, выдвигать гипотезы, предлагать решение проблем, используя нестандартный подход.Талантливым детям свойственны следующие черты:

− Сильно развитое чувство справедливости.

− Острое восприятие несправедливости. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.

− Не могут четко отделить реальность от фантазии. Не редки случаи, когда такие дети сталкиваются с непониманием и неприятием сверстниками.

Следовательно, необходимо найти наиболее эффективные формы работы по выявлению, развитию и поддержки одарённых детей. Поэтому, главным направлением в нашей работе с такими детьми является:

1. проблемное обучение;

2. индивидуальный и дифференцированный подход;

3. факультатив и кружковая деятельность;

4. научно-исследовательская деятельность с участием в конференциях и конкурсах.

Проблемные задания создают ситуации, которые заставляют школьника рассуждать, размышлять, что позволяет им развивать свои умения и творческие способности. Одаренные дети легче всего вникают в проблемную ситуацию, так как у них более развиты способности, и быстро протекают мыслительные процессы.

Биология 11 класс

Тема «Экологические факторы».

Ответьте на вопрос: «На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Более всего пострадали те деревья, что росли у уличных фонарей. Почему?»

Биология 6 класс

Тема «Опыление».

Ответьте на вопрос: «Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики в определённые часы суток. Так, утром открываются цветки кувшинки, желтые соцветия календулы. А вот цветки душистого табака или петунии в это время закрыты. Они откроются только с наступлением сумерек. Чем объяснить такое расписание цветения растений?»

География 5 класс

Тема: «Движение земной коры».

Ответьте на вопрос: «Почему часто происходят движения земной коры?»

Эффективным методом взаимодействия с одарёнными детьми являются индивидуальные занятия и дифференцированный подход. Проводятся консультации и дополнительные занятия по предмету. Дети получают индивидуальные творческие задания. В качестве таких заданий может быть работа с учебной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т. д.), написание рефератов, докладов. На уроке ученик получает для самостоятельного выполнения задания, специально подобранные с учетом его индивидуальных особенностей.

Принцип дифференциации на уроках даёт возможность усваивать не только обязательный минимум.На уроках используются дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень. Дифференциация позволяет одаренным детям проявить свои способности, а также преодолеть более трудные задания. Дифференцированные задания применяются на всех этапах урока: при опросе, при изложении нового материала, при закреплении изученного материала, при определении домашнего задания, при выполнении практических и лабораторных работ, при проведении контрольных работ. Большое значение уделяется работе в группах. В каждой группе обязательно назначается консультант в лице способного ученика, который консультирует, объясняет и разъясняет членам своей группы учебный материал. Ученики включаются в обсуждаемую проблему, в ходе чего развиваются коммуникативные навыки. Групповую форму работы учащихся часто применяем при проведении практических и лабораторных работ.

10 класс.

Тема «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». Лабораторная работа.

Цель работы: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.

Оборудование: свежий 3 %-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля) и животных (кусочки живого и вареного мяса), песок, ступка и пестик.

Ход работы.

  1. Приготовьте пять пробирок и поместите в первую пробирку немного песка, во вторую — кусочек сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой из пробирок.
  2. Измельчите в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенесите измельченный картофель вместе с песком в пробирку и капните туда немного пероксида водорода. Сравните активность измельченной и целой растительной ткани.
  3. Составьте таблицу, показывающую активность каждой ткани при различной обработке.
  4. Объясните полученные результаты. Ответьте на вопросы: в каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните почему. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных? Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода? Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Сделайте вывод.

Такие уроки предоставляют возможность детям взаимодействовать друг с другом. Сильные ученики объясняют слабым происходящее и тем самым помогают понять материал.

Ещё одна из форм работы с одарёнными детьми — использование факультативов и школьных кружков. В нашей школе работают кружки: «В мире профессий», «Живая планета», «В мире прекрасного», «Основы медицинской грамотности» и др. Здесь одаренные дети имеют возможность максимально проявлять и развивать свои способности. Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяется участию школьников в предметных олимпиадах разного уровня.

В работе с одарёнными детьми большое значение уделяется исследовательской деятельности. В научно — исследовательской деятельности ученик проявляет свои творческие способности и исследовательские умения. Он ставит цель, составляет план работы, анализирует результат. Научно — исследовательская деятельность позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении.

Итак, главная задача учителя при работе с одарёнными детьми заключается в том, чтобы увидеть способности ребёнка, создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и дать ему возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных возможностей и склонностей.

Литература:

  1. https://infourok.ru/deyatelnostniy-podhod-v-rabote-s-odarennimi-detmi-291173.html
  2. И. Г. Коноваленко. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии. “Биология в школе”, 1971 г., № 2
  3. Ердаков Л. Н., Чернышова О. Н. Задачи и вопросы по экологии. Пособие для учителей 10–11 классов. Новосибирск: книжица. 1996 г.
  4. Леонтьева О. М. Биология 6 класс Пособие для учителя. — М.: 1998 г.
  5. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. — Арктоус, 1996 г.
  6. Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др. Общая биология: Учеб. Для 10–11 кл. общеобразоват. О — 28 учреждений. М.: Просвещение, 2003 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, активность фермента, исследовательская деятельность, работа, вареное мясо, вареный картофель, водород, дифференцированный подход, земная кора, сырой картофель.


Задать вопрос