Местное самоуправление, являясь стержнем государственного управления на местах, представляет собой сеть муниципальных образований на всей территории России. От эффективности муниципалитетов зависит качество жизни населения, развитие инфраструктуры, благоустройство, культура, спорт, безопасность и многое другое. От Арктических муниципалитетов зависит куда больше, и перечень задач шире, с целым рядом своих особенностей, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения в экстремальных климатических условиях. Для решения комплексных вызовов, которые стоят перед муниципальными образованиями, необходимо более подробно рассмотреть текущее состояние проблемы, а также перспективы развития муниципалитетов.
В контексте развития институтов государственной власти и местного самоуправления 10 лет — короткий срок. История развития институтов государственности, гражданского общества, среднего класса является процессом долгосрочным, системным и основательным, многомерным. Развитие института местного самоуправления тесно связано с гражданским обществом, средствами массовой информации, предпринимательским сообществом, инфраструктурными организациями, научными и учебными заведениями.
В основе становления и развития местного самоуправления главным инструментом нормативного обеспечения является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131. Последнее десятилетие вносилось много изменений, как в сам Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и в многочисленные подзаконные акты, а также законы, косвенно затрагивающие местное самоуправление. Если обратить внимание на вносимые поправки в сам Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который неоднократно изменялся и дополнялся, особый акцент стоит сделать на полномочия органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в первоначальной редакции к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относил 22 вопроса. По состоянию на 2013 год уже 42 вопроса. При этом при увеличении полномочий, они передавались без финансового обеспечения, а также без предварительной подготовки на местном уровне. По состоянию на 2013 год в Республике Саха (Якутия) к вопросам местного значения, решаемых органами местного самоуправления отнесено дополнительно 18 полномочий, установленных республиканским законодательством в т. ч. по передаче исполнения государственных полномочий муниципалитетам, и более 50 отраслевых законодательных актов, устанавливающих дополнительные полномочия органов местного самоуправления. Стоит отметить также, что передача полномочия является обоснованной с точки зрения близости органов местного самоуправления к людям, осуществления ежедневного мониторинга и взаимодействия с гражданами на местах. В таком контексте делегирование полномочий, является благом с точки зрения быстрого принятия решений исходя из ситуации, в пользу повышения качества жизни жителей, или отдельно взятого гражданина в рамках приема, а также создания благоприятных условий для получателей публичных услуг, которые органы местного самоуправления оказывают. В соответствии с федеральным законодательством и законами Республики Саха (Якутия) в части 55-ти принятых законов, органы местного самоуправления наделены комплексом ответственности: земельные отношения, охрана окружающей среды, физическая культура, социальное обслуживание, охрана семьи, материнства и детства, обеcпечение безопасности жизнедеятельности, сфера культуры и духовного развития, молодежная политика, развитие институтов гражданского общества и др. Применение законов, устанавливающих ответственность за эти сферы общественной жизни на уровне муниципального района, городских и сельских поселений, учитывая федеральное и республиканское законодательство, а также весь массив подзаконных актов, требует высококвалифицированного кадрового обеспечения, для своевременного, качественного и эффективного исполнения возложенных полномочий. Таким образом, от каждого специалиста работающего в местных администрациях или в подведомственных учреждениях требуется высокая квалификация в области права и правоприменения. Стоит отметить и возрастающий объем взаимодействия с организациями и учреждениями района, федеральными органами, территориальными органами государственной власти на районном уровне, возрастает объем работы, как в правовом поле, так и в межведомственном взаимодействии. При этом, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена независимость всех муниципальных образований друг от друга, отсутствуют рычаги влияния для повышения эффективности исполнения полномочий; федеральные и региональные государственные органы, территориально расположенные в районе, имеют статус, определяемый вышестоящей организацией (ведомством) или отдельными законами, что ведет к управленческой разбалансировки. Взаимодействие в таком случаи строиться только на доверительных личных отношениях.
Одним из важнейших вопросов деятельности органов местного самоуправления является кадровая политика. Работа по подготовке кадров для органов МСУ должна носить системный, взвешенный характер. Многие механизмы мотивации персонала, которые доступны в муниципалитетах с профицитным бюджетом, не доступны для муниципалитетов с дотационным бюджетом. Органы МСУ являются основой создания кадрового потенциала для органов государственной власти. От качества подготовки, опыта специалистов в муниципальных образованиях, зависит и будущая работа государственных органов. Стоит обозначить важнейший аспект по работе с кадровым резервом. На данный момент отсутствие финансового стимулирования отталкивает высококвалифицированных специалистов от муниципальной службы. Повышение пенсионного возраста и стажа работы на муниципальной службе, сделали её также менее привлекательной. Отчасти это связано с позитивным моментом повышения заработной платы по другим отраслям: медицина, культура, спорт, образование. Однако органами курирующие эти направления остаются отделы в районных администрациях, где заработная плата ниже, и разрыв может достигать двукратного значения. В таком ракурсе любой квалифицированный специалист покидает местные администрации и уходит в структурное подразделение, и кадры в администрациях обновляются на постоянной основе, что сказывается на качестве и эффективности работы муниципальных служащих и администраций в целом. Человек с меньшим опытом и заработной платой, не может курировать отрасль, где его косвенные подчиненные получают большую заработную плату и имеют больший опыт. Этот дисбаланс только набирает обороты. Также при низкой плотности населения и низкой конкуренции, высококвалифицированные специалисты переходят в территориальные органы власти: региональные и федеральные, часть переходит на работу к недропользователям, часть людей покидает район. В связи с этим кадровый потенциал территории снижается системно и постоянно. А при введение аутсорсинга, без каких либо социальных гарантий (проезд, больничные, компенсации и иное, что актуально для районов Крайнего Севера), рабочие места могут простаивать в связи с тем, что на такое рабочее место просто не хотят трудоустраиваться при учете высокой нагрузки на специалиста (гибкий график, работа в выходные, ненормированность).
Все эти процессы происходят параллельно с сокращением рабочих мест и централизации управления, что привело к снижению заработной платы высококвалифицированных специалистов. За последние 9 лет сокращено не менее пятой части всех рабочих мест в Булунском районе. По данным Центра занятости населения с 2009 года в улусе сокращено по причине реорганизаций, ликвидации, ухудшение финансово — экономического состояния, оптимизация численности работников 327 рабочих мест. В 2009 году: 87 рабочих мест (муниципальное образование, аэропорт Тикси, в/ч 40982-ликвидированна, «Сбербанк России», Булунские электрические сети (Сахаэнерго), БФ ГУП ЖКХ РС (Я), военкомат, филиал НВК, отделение № 13 ведомственной охраны, ООО «Восход»). 2010 год — 15 рабочих мест (ООО «Восход», ЦТЗБ, МУП «Тиксинский ЖЭК». 2011 год: 98 мест — «Почта России», в/ч 44402, Арктическое Морское Пароходство, Сахателеком, КЭЧ, в/ч 62266, АГО, казначейство). 2012 год 10 рабочих мест (управление сельского хозяйства). 2013–68 рабочих мест (Управление Пенсионного Фонда, Управление ветеринарии, Сахателеком, РЭУ Амурский, Славянка). 2014 год — 14 рабочих мест (Сахателеком, Нефтебаза, Аэронавигация). 2015 год — 13 рабочих мест (Аэронавигация, ЖКХ, Сбербанк, МУП «Булунское, РКЦ, Отделение вневедомственной охраны, налоговая инспекция, ЦРБ, охрана природы). 2016 год — рабочих 9 мест (МБС Лена — Норденшельд, Славянка, ЦРБ). 2017 год 9 мест- АО «Оборонэнерго»-2, Сахателеком-1, Сбербанк- 2, Администрация МО «Булунский улус (район)»-4) 2018 год 4 рабочих места — (НВК «Саха»-2, МБУ КСК-1, ГУП ТЦТР-1). Плановое сокращение в 2020 году — 11 рабочих мест сферы культуры.
Муниципалитеты на всех мероприятиях регионального и федерального уровня просят продолжить работу по вводу моратория на сокращение рабочих мест в Арктической зоне и на федеральном уровне. Данная инициатива рассматривалась на высшем уровне Республики Саха (Якутия), но дальше заявлений пока не прорабатывалась, хотя и является необходимостью.
Особое место в деятельности местного самоуправления занимают межбюджетные отношения и финансирование. Так к вопросам местного значения относится целый ряд мероприятий, которые обязан проводить муниципалитет. Так, если провести параллели теории и правоприменения норм федеральных законов, установлены следующие цели: освещение улиц, озеленение территорий, прочее благоустройство. При этом в случае покупки и прокладки труб для теплосети в населённом пункте для подключения населения, или организация летнего водопровода будет интерпретироваться как нецелевое использование финансовых средств (что является правонарушением должностного лица). При этом согласно ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям МСУ относятся в том числе: организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, содействие в развитии сельхозпроизводства, создание условия для развития малого и среднего предпринимательства. В таком случаи мы наблюдаем дисбаланс необходимости развития, и нарушения действующих норм и правил, которые могут быть выявлены при проверке.
В Бюджетном кодексе РФ четко сказано, что район может предусматривать в бюджете дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и обязан обеспечивать софинасирование целевых программ. С переходом на проектное, грантовое и проектно-сметное управление (субсидирование по пропорциям из разных уровней бюджета) район обязан софинансировать участие в целевых программах. Если же средств нет, район не может софинансировать участие, и тем самым в программу не входит. Для районов с хотя бы минимальным профицитом в бюджете открываются большие возможности, и в целом это крайне эффективный и рациональный подход, дисциплинирующий работу с финансами и повышающий KPI деятельности МСУ. С другой же стороны, исходя из этой же модели, для дотационных районов, такая модель финансирования больше губительна, так как район, не обладающий финансовыми средствами, не может их привлекать, что создает замкнутый круг и ведет район к стагнации. Простым языком «деньги идут к деньгам». Если же их нет изначально — привлечь их невозможно. Согласно действующего законодательства, муниципалитет защищён и имеет статус самоуправления (Конституция Российской Федерации, глава 8), но реального самоуправления в муниципальных образованиях с высоким уровнем дотаций нет, такие муниципалитеты не имеют полноты самоуправления и уже давно переведены на нормативы, к ним применяются всевозможные финансовые ограничения (ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Для более глубокого понимания, сложившейся диспропорции в управлении, а также уровням иерархии принятия решения по полномочиям, необходимо детально рассмотреть достаточно типовой ряд вопросов и жалоб, на которые муниципальный район реагирует, но ввиду отсутствия рычагов влияния не может решить. К примеру, многократные устные и письменные обращения по вопросу стоимости авиаперелетов поступает от жителей в районную администрацию. Согласно справке о средней годовой стоимости авиабилетов по маршруту Тикси — Якутск составляет 20000 рублей в один конец. Цена варьируется от загруженности рейса и сезонности, и может колебаться от 17 тыс.руб, до 23 тыс.руб. Информация об объеме субсидий на Булунский район: самолеты АО «АК Якутия» и АО АК «Полярные авиалинии» выполняют рейсы 5 раз в неделю. Администрацией МО «Булунский улус (район)» 25 мая 2018 года № 371 были направлены письма в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) и двум авиакомпаниям о содействии в увеличении авиарейсов по маршруту Тикси — Якутск-Тикси. Само же определение авиатарифов не отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Многократно поступают жалобы и по вопросу стоимости продуктов питания и бытовой химии. Информация о коммерческих товарах (законодательство и полномочия): Постановление главы МО «Булунский улус (район) от 06.06.2015 г № 29 «Об утверждении торговых надбавок на социально-значимые продовольственные товары, на территории МО «Булунский улус (район)», перечень социально значимых товаров 14 наименований, на которые устанавливает предельные размеры розничных торговых надбавок на территории МО «Булунский улус (район)». Муниципальное образование в лице района, может только проводить контрольные мероприятия по мониторингу цен на социально значимые товары. Основная часть жалоб же касается товаров, которые в этот перечень конечно не входит. Район также не однократно поднимал вопрос о расширении перечня товаров, на которые гарантированы низкие цены. Связано это и с отдаленностью района, с климатическими условиями, а также с так называемыми «полярками» (полярный день, полярная ночь) что накладывает особенности на витаминное обеспечение, рацион и т. д., который необходимо учитывать в арктических территориях в целом.
Также все бюджетные организации переведены на обслуживание в «Сбербанк России» с платежной системой «Мир». По количеству «бюджетников» (учителя, служащие, военнослужащие, работники территориальных организации и ведомства), а это порядка 70 % населения. О проблемах по обеспечению наличностью и доступа к банковским услугам жителей наслегов Булунского района. Способом решения данной проблемы видели только приложение Сбербанк — онлайн. Но ввиду слабой проходимости или отсутствием сигнала интернета мобильных операторов эта проблема не снимается с повестки. Так, «Сбербанк России» в целях оптимизации деятельности планировал вывести ряд банкоматов и произвести сокращение штата работников операционного офиса, и перевести операции на дистанционное обслуживание, но по какой причине это невозможно, изложено выше. В таком случаи при принятии такого решения, район окажется в финансовом вакууме, а также без движения денежной массы (при отсутствии как наличности, так и при отсутствии интернета и слабой работы мобильных операторов). Для решения данной проблемы администрация муниципального района, направляла обращения в адрес ПАО Сбербанка с целью сохранения операционного офиса и банкоматов, а также предложения сторонним банкам для создания альтернативного источника финансового обслуживания.
К примеру, в районную администрацию МО «Булунский улус (район) и МО «Поселок Тикси», во время отсутствия по причине болезни или отпуска обращаются жители за совершением нотариальных действий, или нотариального заверения копий документов. В соответствии со ст. 1, 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I, Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2017 г. N 97, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.
Таким образом, законодатель подразумевает, что главы поселений и главы муниципальных районов вправе совершать нотариальные действия при отсутствии нотариуса в поселении либо населенном пункте, расположенном на межселенной территории. Отсутствие нотариуса подразумевает под собой случаи, когда на территории поселения нотариус не назначен либо должность нотариуса не предусмотрена. Отсутствие нотариуса не подразумевает под собой нахождение назначенного в поселение, район нотариуса на больничном, в отпуске, в командировке. В Булунском районе на межпоселенческих территориях отсутствуют какие-либо населенные пункты, следовательно, глава муниципального района не обладает полномочиями на совершение нотариальных действий. В сельских поселениях МО «Булунский улус (район)» отдельные нотариальные действия совершаются главами поселений.
Тикси является прибрежным поселком, а в Булунском районе в период летней навигации основное движение происходит по воде. Так Государственная инспекция по маломерным судам Республики Саха (Якутия) является структурным подразделением ГУ МЧС России по Республики Саха (Якутия). Деятельность ГИМС регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами МЧС РФ. Положением о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.12.2004г. № 835. Следовательно, организация деятельности ГИМС относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Данный комментарий связан с тем, что на данный момент жителе не могут обратится по вопросу регистрации маломерных судов в связи с сокращением единицы. Статья 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к полномочиям органов местного самоуправления управление деятельность в сфере маломерных судов. Указанные полномочия не отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Схожая ситуация наблюдается и в сфере регистрации автотранспорта. Единица, которая отвечала за это в районе, сокращена в 2017 году. Неоднократно район обращался по вопросу восстановления инспектора Управления Гостехнадзора РС (Я) по Булунскому улусу администрацией МО «Булунский улус (район)». Проведение ежегодного технического осмотра машин профилактических и надзорных мероприятий на территории Булунского улуса наряду с другими северными улусами планируется во время выездных командировок инженеров-инспекторов Гостехнадзора не менее двух раз в год. Однако данная схема в 2018 году показала свою неэффективность. Автотранспорт является связующим звеном района и поселений в итак сложной и дорогостоящей транспортной схеме района. В случаи отсутствия госрегистрации автомобиля, и, учитывая, что п. Тикси является приграничной зоной, граждане вынуждено становятся правонарушителями. Добавим пример стоимости 1 литра бензина АИ-92 в Тикси более 80 руб. за литр (по состоянию на ноябрь-декабрь 2018 года)
Можно обобщить вышеизложенное. Краеугольным камнем государственного и муниципального управления на протяжении многих лет остаётся вопрос баланса полномочий и их финансовая обеспеченность. При этом этот вопрос особо остро заостряется в арктических районах. Новые полномочия продолжают передаваться, или напрямую, или вменяются косвенно. Так в течение 2017–2018 года вменены полномочия: информационная безопасность и мониторинг, ведение приема граждан через специализированные информационные системы, системы ГИС ЖКХ, система ЕГИССО, увеличивается общий поток документооборота. При этом высокоскоростной интернет, который принимает и передает гарантированно стабильный трафик, отсутствует, действующее интернет-соединение не соответствует цене и качеству.
Муниципальный район несет ответственность за развитие территории, это касается, в том числе создания качественной инфраструктуры: детские сады, школы, коммунальная и транспортная инфраструктура, что должно обязательно учитывать баланс полномочий и финансирования, стратегических планов республики, ресурсные возможности. Полномочия передаются, но многие из них выполняются муниципальными районами и поселениями с трудом. В связи с недофинансированностью ряда направлений, многие администрации подпадают под постоянное давление со стороны контролирующих органов и штрафуются.
Пример: В майских Указах В. В. Путина отмечено увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн. человек; поддержанное Главой Республики Саха (Якутия) А. С. Николаевым. В этой связи мы должны особое внимание обратить на северные районы Республики: повысить в них транспортную доступность, довести стандарты жизни до общероссийских, решить проблемы занятости населения. Министерство предпринимательства Республики нацелило свою работу на самозанятость населения, но в Арктических районах, где нет производства, насыщение рынка деньгами это в основном происходит за счёт бюджетных организаций, а их штатная численность, в том числе по приведенным примерам сокращается ежегодно.
На практике Булунского района необходимы три неприкосновенных направления, для выхода на устойчивое развитие района, и синхронизацию с общереспубликанским уровнем развития:
- Мораторий на сокращение численности рабочих мест и на уменьшение оплаты труда;
- Увеличение финансирования на развитие транспортной инфраструктуры;
- Развитие информационной системы «Электронный улус». Пример: первичный транспортный канал ПАО «Ростелеком» имеет пропускную способность до 70 Мбит/с. На данном канале кроме Тикси работают Верхоянск, Джебарики-Хая, Эльдикан, Вити м, Сангар, Саскылах, Солнечный, Усть-Мая. При этом нормальный трафик на человека 1 Мбит/с.
После реализации этих направлений, и выхода на стабильную траекторию развития района, можно будет безболезненно проводить и сокращение штатов и внедрять инновационные компоненты, информационные системы с полной эффективностью, осуществлять расширение и развитие предпринимательского класса.
2019 год объявлен Главой Республики Саха (Якутия) А. С. Николаевым — «Годом консолидации». Инициативы, которые в рамках проводимых мероприятий планируется реализовать, направленны на оживление активности местных сообществ, и предполагает комплексный подход. В свою очередь муниципальному образованию «Булунский улус(район)» стоит рассмотреть объединение все групп населения, вокруг простых проблем и простых целей, для их решения, и дальнейшего развития. Стабильность органов местного самоуправления, баланс полномочий и финансового обеспечения являются основой для последовательных преобразований и развития местных сообществ, качества жизни, социальной инфраструктуры.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145 — ФЗ
- «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74 — ФЗ
- Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ: (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
- Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями)
- Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изменениями и дополнениями) Режим доступа: http://base.garant.ru/ Система ГАРАНТ [электронный ресурс]
- Приказ Министерства юстиции РФ от 6 июня 2017 г. N 97 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов» Система ГАРАНТ Режим доступа: http://base.garant.ru/71697012/#ixzz5fCemzZqG [электронный ресурс]
- Постановление главы МО «Булунский улус (район) от 06.06.2015 г № 29 «Об утверждении торговых надбавок на социально-значимые продовольственные товары, на территории МО «Булунский улус (район)»//официальный сайт МО «Булунский улус(район)» https://mr-bulunskij.sakha.gov.ru/ [электронный ресурс]
- РИА Новости Международное информационное агентство «Россия сегодня»(МИА «Россия сегодня»). Режим доступа: https://ria.ru/20181112/1532612400.html [электронный ресурс]
- Информационный портал yktimes.ru. Режим доступа:: http://www.yktimes.ru/новости/v-yakutii-vvedut-moratoriy-na-sokrashhenie-rabochih-mest-v-severnyih-rayonah/ [электронный ресурс]
- Информационное агентство РБК https://www.rbc.ru/ Режим доступа https://www.rbc.ru/politics/07/05/2018/5af060c79a79472bc16ff1f9 [электронный ресурс]
- Материалы IV Съезда совета муниципальных образования Республики Саха (Якутия) ассоциации межмуниципального сотрудничества (Доклады выступлений: Саввинов А. А., Николаев А. С., Аржаков В. В., Борисов Е. А.) — Якутск-2013: РИО медиа-холдинг — 144 с.