В данной статье приводятся основные принципы корпоративной социальной ответственности и формы, которая она принимает.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, принципы, формы.
В связи с распространением и более детальным и углубленным изучением такого явления, как Корпоративная социальная ответственность (далее- КСО) необходимо также знать на каких принципах она базируется и какие формы может принимать.
Должное внимание следует уделить такому направлению, как внутренняя КСО, так как сотрудники организации являются ее основным ресурсом. Вопрос развития внутренней КСО принял актуальную форму вместе с появлением понятия «Человеческий капитал». Как известно, сегодня капиталом организации являются не только недвижимое имущество, земля и оборудование, но и сами сотрудники организации. К тому же при грамотном вложении ресурсов в данный вид капитала организация повышает свое качество и ценность на рынке товаров, работ, услуг, а также повышает качество жизни своих сотрудников.
В настоящее время не существует общепринятого перечня принципов КСО, поэтому с целью их обоснования О. А. Сапрыкиной обобщена лучшая практика (табл.1) [1, с. 32].
Таблица 1
Анализ иобобщение лучшей международной практики по вопросу принципов КСО
Международный стандарт |
Принципы |
Глобальный договор ООН |
Десять универсальных принципов в областях защиты прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. |
Глобальная инициатива по отчетности (GRI) |
Принципы для определения содержания отчета: существенность; охват ЗС; контекст устойчивого развития; полнота. Принципы для обеспечения качества отчета: сбалансированность; сопоставимость; точность; своевременность; ясность; надежность |
ИСО 26000:2010 |
Подотчетность, прозрачность, этичное поведение, уважение интересов ЗС, соблюдение верховенства закона, соблюдение международных норм поведения, соблюдение прав человека |
Стандарты AA 1000 |
Подотчетность: прозрачность, готовность реагировать, соответствие требованиям. Существенность. Полнота представления информации. Реагирование |
Международные стандарты системы менеджмента качества ИСО серии 9000 |
Ориентация на потребителя; лидерство руководителей; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное совершенствование; принятие решений, основанных на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Совместная Декларация ООН и Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» |
Все государства-члены ООН, даже если они не ратифицировали Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно: a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; c) действенное запрещение детского труда; и d) недопущение дискриминации в области труда и занятий. |
Европейская социальная хартия (ЕСХ) |
Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя определенный минимум социальных прав человека, закрепленных в ЕСХ: право на труд, на объединение, на заключение коллективных договоров, на социальное обеспечение, на социальную и медицинскую помощь и др. Доклады об исполнении ЕСХ представляются раз в два года |
В научной литературе выделяют три группы принципов:
− открытость. Социальные программы должны быть доступны;
− системность. Социальные программы должны носить регулярный характер;
− значимость. Социальные программы должны исполняться в тех сферах, в которых общество испытывает потребность в настоящий момент.
Кроме этого, КСО организации должна базироваться на соблюдении субординации относительно религии, политики, спортивных и музыкальных течений.
Таким образом, принципы КСО рождены общественными ожиданиями, которые в общем виде сводятся к следующему: организация весьма активно и открыто должна действовать в таких сферах, как здравоохранение, охрана окружающей среды, защита прав граждан и потребителей, то есть прибыль открыто, системно, масштабно направлять на благо общества в актуальных направлениях и без приоритетов в области политики и религии.
Для систематизации и более детального изучения вопроса рассмотрим классификацию форм и видов КСО по следующим основаниям: уровню осознанности, направленности, по постоянству осуществления, характеру получаемых выгод, видам направляемых на реализацию программ КСО ресурсов (табл. 2) [2, с. 96].
Таблица 2
Классификация форм корпоративной социальной ответственности по различным критериям
Критерий |
Форма КСО |
По уровню осознанности деятельности |
– осознанная (организация понимает свою миссию социально ответственного субъекта хозяйственной деятельности. Выполнение социально–ответственных программ учитывается при разработке стратегических и тактических задач корпорации); — неосознанная (организация выполняет социальную нагрузку, однако это не прописано в задачах корпорации и выполнение таких программ носит скорее случайных характер, не отраженный в официальной миссии корпорации) |
По направленности |
– внешняя (выполнение социально–ответственных программ направленных на улучшение условий жизни и быта совершенно не имеющих отношения к ней людей); — внутренняя (реализуется путем повышения благосостояния работников корпорации) |
По постоянству осуществления |
– постоянная (социально–ориентированные программы и проекты являются неотъемлемой частью миссии и прописаны в учредительных документах); — периодическая (осуществляется в определенные промежутки времени или конкретные даты); — нерегулярная (адресная деятельность, направленная на устранение последствий какого–либо резонансного события) |
По видам помощи |
– передача в собственности имущества и объектов интеллектуальной собственности; — наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; — выполнение работ, предоставление услуг; — отчисления средств с нераспределенной прибыли на КСО–программы |
По инструментам реализации социальных программ |
– спонсорская помощь; — участие персонала организации в безвозмездных добровольных мероприятиях социального и природоохранного характера; — привлечение НКО (обеспечение их независимости от учредителей и спонсоров является залогом приобретения, сохранения и укрепления доверия со стороны, как спонсоров корпорации, так и лиц, которым некоммерческая организация оказывает услуги); — гранты (денежные или иные средства, переданные безвозмездно и безвозвратно для выполнения определенной работы); — корпоративное спонсорство (предоставление организацией различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержи корпораций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы); — КСО — программы, реализуемые с использованием проектного подхода или программ освоения социальных инвестиций, нацеленные на решение долгосрочных задач (пожертвования; эквивалентное финансирование; денежные гранты; социально значимый маркетинг; корпоративное волонтерство); — корпоративный фонд (фонд, создаваемый организацией в целях реализации ее социальной деятельности); — социальный маркетинг (финансовая помощь, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ корпорации); — социальное предпринимательство (предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем) и др. |
Следует обратить внимание на то, что КСО может быть направлена как внутрь, так и во внешнюю среду. Внешняя направленность мероприятий КСО включает в себя различные аспекты– благотворительность, меценатство, социально–маркетинговые программы, социальные инвестиции, спонсорство, и т. д. Социальные инвестиции в данном случае понимаются как ресурсы корпорации (материальные, управленческие, финансовые и др.), направляемые на реализацию КСО–программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение корпорацией определенного экономического эффекта.
Внутренняя КСО проявляется в отношениях собственников и руководства с работниками организаций, как показано в табл. 3 [3, с. 96]. При этом имеется в виду не только базовый уровень ответственности, определяемый законодательством, но и в большей степени дополнительный добровольный отклик корпорации на социальные проблемы, возникающие у ее работников.
Таблица 3
Направления внутренней КСО
Название |
Характеристика направления |
1.Социальная защита сотрудников корпорации |
Ликвидация дискриминации при найме на работу, оплате работы, карьерном продвижении; Меры по обеспечению защиты жизни и здоровья работников, а также оказание помощи работникам в критических ситуациях |
2.Развитие человеческого капитала корпорации |
Происходит через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации, что повышает конкурентоспособность работников. Развитие человеческого капитала проводится в рамках стратегии развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников |
3.Выявление и учет интересов работников корпорации |
Включает выявление и учет интересов сотрудников при принятии важных управленческих решений. Эффективное управление персоналом предусматривает их всестороннее вовлечение в процесс развития корпорации |
4.Проведение социально ответственной реструктуризации |
Это направление социальных программ корпорации, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом |
Подводя итоги, можно сказать о том, что с помощью форм КСО, направленных внутрь организации, могут быть значительно усилены некоторые составляющие внутренней среды организации: например, забота о сотрудниках усиливает кадровый потенциал, проведение корпоративных праздников, организация досуга и укрепление корпоративной культуры положительно влияет на организационный потенциал. Можно сделать вывод о том, что уровень КСО влияет на ее внутреннюю среду, улучшая ее.
В данной статье большее внимание уделяется принципам организации и проведения мероприятий КСО, направленных внутрь организации. Действительно, внутренняя КСО имеет такое же неоспоримое влияние, как и КСО, направленная на внешние аспекты, не имеющие прямого отношения к организации.
Чем лучше организация относится к своим сотрудникам в различных отношениях, регулируемых плоскостью «работодатель-работник», тем большую привлекательность она имеет среди потенциальных квалифицированных кадров, большую лояльность среди действующих сотрудников организации. Общество также склонно больше доверять организациям, которые проявляют заботу о своих работниках посредством материального поощрения за выдающиеся показатели в работе, помощи различного рода при возникновении трудных жизненных ситуаций, поддержании здорового психологического климата в коллективе.
Литература:
- Сапрыкина О. А. Корпоративная социальная ответственность: оценка результативности в ходе аудита: Дис. … канд. экон. наук. Новосибирск, 2012.–177с.
- Аникина И. Д. Проблемы и перспективы развития российской модели корпоративной социальной ответственности // ТДР. 2012. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy–i–perspektivy–razvitiya–rossiyskoy–modeli–korporativnoy–sotsialnoy–otvetstvennosti (дата обращения: 02.09.2018)
- Бритвин И. А. Практика применения инструмента КСО на российских промышленных предприятиях // Известия ВолгГТУ. 2015. № 3 (158) С.93–100.