В статье рассмотрен анализ системы органов экологической безопасности, очерчен круг их компетенции и проведен анализ практической деятельности.
Ключевые слова: энергетический надзор, Ростехнадзор, опасные производственные объекты нефтепродуктообеспечения, контроль, проверка деятельности
Энергетика является одной из важнейших областей для жизнедеятельности любого современного государства. Представить жизнь человечества без энергоресурсов совершенно невозможно. Правительство Российской Федерации, разрабатывая энергетическую стратегию России на период до 2030 года, еще раз подчеркнуло первостепенную важность этой отрасли и ее необходимость для развития государства [5, с.114].
Государственное управление в сфере энергетики осуществляется значительным количеством государственных органов, которые действуют в соответствии с установленными действующим законодательством полномочиями и согласно принципам государственного регулирования, закрепленным в энергетическом законодательстве.
Одним из приоритетных направлений в энергетической отрасли является энергетическая безопасность, для обеспечения которой создана система специальных надзорных органов. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2013 № 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре» утверждено положение об осуществлении федерального государственного энергетического надзора, которое регламентирует, в том числе, и систему надзорных органов.
В настоящее время, система органов исполнительной власти, обладающих полномочиями по осуществлению федерального государственного энергетического надзора, включает в себя [5, с.115]:
− Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (кроме бытовых установок и сетей);
− Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
− Федеральную службу охраны Российской Федерации (ФСО России);
− Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП).
Поскольку ФСБ России, ФСО России, ГУСП осуществляют федеральный государственный энергетический надзор на объектах специального назначения, считаем обоснованным сосредоточить внимание на полномочиях Ростехнадзора по осуществлению указанного вида надзора, т. к. Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора в п. 2 данный орган определен в качестве первоочередного.
Соответственно, в настоящей статье мы проанализируем правовое положение Ростехнадзора, так как основная нагрузка по обеспечению экологической безопасности приходится на систему органов Ростехнадзора.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [2] Ростехнадзор является, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Кроме того, Ростехнадзор — это орган федерального государственного энергетического надзора [6].
Одной из основных функций Ростехнадзора, является организация и проведение проверок. Предметом проверки является:
− соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований;
− соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
Абсолютный массив функций федерального государственного энергетического надзора исполняется Управлением государственного энергетического надзора, действующего через сеть филиалов. Очертив круг его компетенции, можно составить представление о совокупности всех элементов энергонадзора.
В область полномочий, осуществляемых Росэнергонадзором входят: надзор в области энергосбережения, надзор за эффективностью использования топливно-энергетических ресурсов в процессе производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за системой оперативно-диспетчерского управления, надзор за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами, осуществляющими деятельность в сфере электроэнергетики [7].
При этом, понятие федерального государственного энергетического надзора, сформулированное в Федеральном законе «Об электроэнергетике» ссылок на данные направления надзорной деятельности не содержит. Фактически их с определенной долей условности можно отнести к собственно надзорной деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики. Фактическая деятельность Росэнергонадзора зачастую охватывает куда более широкий спектр задач.
В связи с этим, можно рассмотреть ряд частных случаев, выявленных инспекторами Росэнергонадзора в ходе проверок филиала «Дальневосточной генерирующей компании» в г. Хабаровске в 2018 г.
Например, в период с 19.12.2016 по 30.12.2016 Дальневосточным управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка АО «ДГК» на предмет соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Топливное хозяйство Хабаровской ТЭЦ-2 АО «ДГК».
В ходе проверки установлены нарушения требований части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, и на основании результатов проверки уполномоченным должностным лицом Дальневосточного управления Ростехнадзора в отношении АО «ДГК» вынесено предписание.
В предписании эксплуатирующей организации вменены нарушения пунктов 5.36, 7.89, 7.90, 7.99 Правил технической эксплуатации нефтебаз.
Аналогичная проверка была проведена в отношении опасного производственного объекта «Топливное хозяйство СП Биробиджанской ТЭЦ филиала Хабаровская теплосетевая компания АО «ДГК», «Топливное хозяйство Хабаровской ТЭЦ-3 АО «ДГК» где также выявлены случаи совершения административных правонарушений, предусмотренных положениями ст. 9.11 КоАП РФ [1], о чем составлены были соответствующие постановления и назначены наказания в виде административных штрафов.
Таким образом, органами Росэнергонадзора выявлены однотипные нарушения, вызванные неверным пониманием сущности понятия опасного производственного объекта, связанного с использованием нефтепродуктов. АО «ДГК» в своей деятельности использовало Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и настаивало на неприменимости Правил технической эксплуатации нефтебаз, утверждая, что склад нефтепродуктов топливного хозяйства ТЭЦ не является нефтебазой, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения. Действительно, в п.1.1. Правил технической эксплуатации нефтебаз указано, что требования Правил обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности (в дальнейшем — организации) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации нефтебаз. В Уставе АО «ДГК» указано, что к основным видам деятельности организации относятся: поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок; производство электрической и тепловой энергии; обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов и другие виды деятельности, не запрещенные российским законодательством. Склад нефтепродуктов топливного хозяйства не относится к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения, поскольку предприятие не осуществляет деятельность в области химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, а оказывает услуги теплоснабжения и электроснабжения. Кроме того, 03.06.2017 вступили в силу Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461, которые распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов.
Следовательно, указанными Правилами урегулированы требования промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов нефтепродуктообеспечения, к которым относится и спорный объект — склад нефтепродуктов топливного хозяйства ТЭЦ.
Еще одним аспектом деятельности Росэнергонадзора является непосредственно надзор за техническим состоянием и проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность при эксплуатации и обслуживании электрических и тепловых установок и сетей потребителей. Однако, легальное определение федерального государственного энергетического надзора указывает на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики лишь субъектами электроэнергетики. При этом понятия «субъект электроэнергетики» и «потребитель электрической энергии» законодателем разделены. Существующая в этой области правовая неопределенность, приводит на практике к затруднению деятельности инспекторов. По нашему мнению, простое уточнение формулировки, могло бы в кратчайшие сроки решить указанную проблему.
Е. Е. Леухина [6] определяет федеральный государственный энергетический надзор как форму государственно-управленческой деятельности, направленную на обеспечение надежного и безопасного энергоэффективного функционирования электроэнергетики. Мы предлагаем расширить данную дефиницию и на иные опасные производственные объекты.
Под контрольной деятельностью мы предлагаем понимать организуемую и осуществляемую в интересах общества и государства деятельность по проверке выполнения субъектами управления и должностными лицами установленных требований по обеспечению безопасного управления технологическими режимами работы опасных производственных объектов, а также по применению предусмотренных санкций в случаях нарушения указанных требований.
Таким образом, выявленные нами проблемы требуют дальнейшего исследования с целью совершенствования контрольно-надзорных функций системы надзорных органов РФ в сфере энергетической безопасности.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СПС Консультант Плюс
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (ред. от 06.07.2018) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СПС Консультант Плюс
- Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 (ред. от 30.11.2018) «О федеральном государственном энергетическом надзоре» (вместе с «Положением об осуществлении федерального государственного энергетического надзора» // СПС Консультант Плюс
- Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»: Приказ Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461 в ред. от 15.01.2018 // СПС «Консультант-Плюс»
- Административное право России. Особенная часть. Учебник/под ред. С. А. Старостина. М. Инфра-М., 2012. 486 с.
- Леухина Е. Е. К вопросу об организации надзора за обеспечением безопасности в сфере электроэнергетики // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 77–80.
- Тихомирова Л. А. Технологический надзор в Российской Федерации: проблемы правоприменения // СПС КонсультантПлюс. 2013.