Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) все более остро ставится в педагогической практике. Количество детей с физическими и психическими нарушениями растет. Дети с ОВЗ имеют различные дефекты (опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, расстройства интеллекта) и для них свойственен низкий уровень познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности, низкая работоспособность и несамостоятельность, многие из них имеют медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях. Ввиду психофизических особенностей обучающихся обучение таких детей происходит на дому. Вследствие этого ребенок оказывается изолированным от детского коллектива, замыкается, избегает общения с другими детьми. Лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях остро нуждаются в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может [1].
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ст. 15, 16, 17, 18 устанавливает государственные гарантии прав граждан с ограниченными возможностям здоровья и инвалидов на получение бесплатного и доступного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет право организациям, осуществляющим образовательную деятельность применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Дистанционно можно обучаться практически по любому предмету, вследствие этого дистанционное обучение набирает все большую популярность.
При дистанционном обучении обучающий и обучающийся географически разделены и поэтому опираются на электронные средства обучения и печатные пособия для организации учебного процесса [2]. Для реализации целей и задач урока учитель «подбирает» нужный инструментарий, что при работе с детьми с ОВЗ завит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка, а во вторую — от особенностей дистанционной формы обучения. При обучении русскому языку особую категорию обучающихся представляют так называемые «непишущие» дети, которые вследствие заболеваний опорно-двигательного аппарата испытывают трудности с письмом. Предмет русский язык — один из важнейших в системе основного и среднего образования, поэтому при дистанционном обучении детей с ОВЗ учитель ищет всевозможные способы повысить эффективность урока. Одним из эффективных направлений в организации дистанционного образования, по мнению авторов учебного пособия по применению облачных технологий в системе работы образовательного учреждения, является продуктивное применение облачных технологий [3].
В Белгородской области Центр дистанционного образования детей-инвалидов работает с 2010 года. Уроки проходят в режиме онлайн, выполнение домашней работы и самостоятельной осуществляется в режиме офлайн; обучающиеся всегда могут получить доступ к ресурсам ай-школы. В нашем центре дистанционного образования детей-инвалидов учителя русского языка и литературы широко используют на своих уроках облачные сервисы Google (в частности Документы Google).
Документы Google — это пакет продуктов, предназначенный для создания различных документов, работы над ними вместе с другими пользователями в режиме реального времени и хранения документов и других файлов в Интернете.
Зарегистрировав аккаунт в Google на Gmail.com, учитель создает документ, в заголовке используя фамилию учащегося и пометку Русский, Литература. Затем учитель предоставляет доступ ученику, передав учащемуся с помощью Skype ссылку на созданный документ, и выбирает в настройках доступа статус, в котором будет работать учащийся (просмотр, комментирование, редактирование).
Режим редактирования позволяет использовать Документы Google в качестве доски при объяснении нового материала или рабочей тетради. Ученик работает в этом сервисе при закреплении материала, выполняет контрольную работу, работу по развитию речи, накапливает информацию. Для «непишущих» детей работа с сервисом Документы Google, который получил в нашем центре название «электронная тетрадь» очень удобна. «Непишущий» ученик на уроках русского языка печатает текст упражнения, диктант, а учитель в режиме онлайн корректирует работу, помогает ему по мере надобности в оформлении работы, выполняя функции ассистента. Детям, которые по некоторым причинам печатают медленно, учитель готовит индивидуальные задания, в которых нужно только впечатать нужную букву, слово, поставить цифру для обозначения спряжения глагола и подобные задания. Детям с нарушением ориентации на листе (экране) эффективно предоставлять хорошо структурированный материал, например, в виде таблицы, выделяя фрагменты разным шрифтом, разным цветом.
Изменение доступа с режима Редактирование на режим Просмотр после выполнения проверочной (контрольной) работы позволит учителю ограничить доступ на то время, которое понадобится для проверки работы (сочинения, контрольной). Изменение режима целесообразно применять для того, чтобы обезопасить работу от случайного уничтожения или повреждения. Дети всегда остаются детьми, иногда вносимые «улучшения» сильно видоизменяют работу, а неумение исправить ситуацию настолько расстраивает ученика и родителя, что заставляет нервничать, переживать.
Учителю следует учесть, что использование на уроках русского языка здоровьесберегающих технологий подразумевает надлежащее оформление текстов, предлагаемых детям, ведь основной поток информации учащимся с ОВЗ поступает через экран компьютера, а неспособность детей-инвалидов самостоятельно работать с учебником, книгой влечет к перегрузке зрительного канала поступления информации. Текст должен быть читаем, не вызывать раздражения, предпочтительно использовать черный цвет букв на белом фоне, кегль шрифта подбирается индивидуально. Общее оформление должно быть единообразным, цветовое решение должно создавать благоприятную психологическую обстановку. Эти и другие зрительные и психологические аспекты восприятия дистанционного урока перечислены в работе А. А. Муссоровой [4].
Совместная онлайн-работа не только избавляет от необходимости тратить время на сканирование работы, пересылку для проверки учителю и обратную пересылку для выполнения работы над ошибками, но и помогает учащимся, неспособным писать в обычной тетради, не только не потерять навык письма, но и сформировать навык пользования клавиатурой.
Таким образом, применение на уроке облачных интернет-технологий позволяет эффективно организовать учебную деятельности обучающихся с ОВЗ. Использование на уроках русского языка сервиса Документы Google позволяет учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, применять дифференцированный подход в обучении, эффективно реализовывать адаптированную образовательную программу.
Литература:
- Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения.-М.: РАО, 1999, -120 с.
- Домрачев В. Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы// Высш. образ. в России, № 3, 2006 г. — С. 32–35.
- М. В. Кузьмина, Т. С. Пивоварова, Н. И. Чупраков. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования / Учебно-методическое пособие. — Киров: Изд-во. КОГОКУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области», 2013. — 80 с.
- Муссорова А. А. Особенности организации дистанционных уроков //Научный поиск, No2.1, 2014 с. 19–20.