В статье проводится исследование понятия и особенностей электронной путевки как разновидности документа, а также как единой информационной системы. Кроме того, дается критический анализ введения электронного документооборота в сферу туристических услуг, оцениваются плюсы и минусы закрепления категории «электронная путевка».
Ключевые слова: туристическая деятельность, онлайн-туризм, электронная путевка.
На сегодняшний день в мире наблюдается стремительное развитие рынка онлайн-туризма, который набирает существенные обороты и в России. В частности, по оценкам экспертов, в интернете продается 1,5–3 % объема туров. Лидером по доле онлайн бронирований является сегмент авиабилетов с показателем равным 38–40 %. Доля онлайн проникновения продаж отелей составляет около 20 %, а железнодорожных билетов 15–20 %. Таким образом, общий показатель онлайн проникновения продаж туристических услуг составляет 30–35 % [1].
Более того, институт электронного документооборота в сфере туризма получил отражение и на законодательном уровне в результате введения ст. 10.3 «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка» в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон «Об основах туристической деятельности»).
При этом, положения данной статьи вступили в силу 1 января 2018 г., предполагая, что Туроператоры и турагенты теперь могут заключать договоры с туристами или иными заказчиками прямо через свои сайты. На основании такого договора будет сформирована электронная путевка, которую разместят в единой информационной системе.
Однако, фактическая реализация ст. 10.3 будет возможна, когда власти определят некоторые детали. Например, правительство должно утвердить порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и их клиентами, определить форму электронной путевки и требования к реестру электронных путевок, но пока есть только его проект данного подзаконного акта [2].
В этой связи заслуживает внимание исследование понятия и особенностей электронной путевки как категории права.
Так, легальная дефиниция «электронная путевка» получила отражение в ст. 2 Закона «Об основах туристической деятельности», где электронная путевка определяется как «документ, сформированный на основе договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в форме электронного документа с учетом особенностей, определенных Законом».
Исходя из положений ст. 10.3 Закона «Об основах туристической деятельности» особенности «электронной путевки» выражаются в следующем.
Во-первых, электронная путевка представляет собой электронную форму документа, т. е. документированную информацию, пригодную для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, с учетом требований к электронной подписи, ее безопасности в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Во-вторых, формирование электронной путевки предполагает особый порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта. В частности, для заключения договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик смогут передавать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В-третьих, электронная путевка является итогом заключения договора о реализации туристского продукта. Электронная путевка содержит основные данные о туристе или туристах (например, Ф. И. О., дату рождения, серию и номер документа, удостоверяющего личность) и информацию об их путешествии (например, наименование места пребывания, продолжительность путешествия, наименование гостиницы, количество туристов и др. особенности путешествия, являющиеся существенными условиями), а также другую информацию [3].
Вместе с тем, на официальном сайте Ростуризма электронная путевка характеризуется также с точки зрения государственной информационной системы, в которую туроператоры будут вносить данные о бронировании и оплате туристического продукта (пакетного тура). После подключения туроператоров к ней, продажа всех пакетных туров будет регистрироваться через данную систему.
В пояснительных записках к проекту нормативного правого акта поясняется, что система должна повысить эффективность государственного регулирования в сфере туризма, автоматизировать процессы сбора и обработки статистической, оперативной, аналитической информации о туристском продукте, а также обеспечить защиту прав потребителей.
По задумке инициатива обеспечит прозрачность деятельности туроператоров и турагентов при заключении договоров, предупредит случаи неисполнения обязательств по договорам и защитит права туристов (например, при прекращении деятельности туроператора) [4].
Однако, мнения исследователей и практиков в сфере туристической деятельности относительно введения электронного документооборота существенного разделились.
В частности, генеральный директор сервиса онлайн-бронирования туров Level.Travel Д. В. Малютин отмечает, что, если в ходе реализации и доработок действительно будут учтены все комментарии, касающиеся особенностей туристического продукта и специфики российского рынка, из этого может получиться работающая система обеспечения гарантий для туристов. Это сможет уберечь рынок от потрясений, как то, что случилось с «Натали Турс» в 2018 г., когда множество туристов потеряли и отпуск, и деньги, получив только 5–7 % компенсации.
В то же время эксперт «Axis Pravo» А. В. Сулин не сомневается в том, что создание единой системы электронных путевок является правильным шагом. «Тот хаос в туристической отрасли, с которым сталкиваются обманутые граждане и который традиционно усугубляется к летнему сезону, явно демонстрирует, что государство должно вмешаться и навести порядок в этой сфере. Открытость и прозрачность, вне всяких сомнений, улучшат качество услуг и сократят случаи массового обмана граждан», — говорит Алексей Сулин.
Напротив, противоположное мнение высказывает А. А. Титов, который признается в том, что не до конца понимает, что даст туроператорам и турагентствам внедрение системы. Он считает очевидным, что новые правила потребуют дополнительных затрат от туроператоров, которые в конечном счете будут переложены на клиентов и в итоге будет учитываться в стоимости путевок. Это, в свою очередь, может привести к созданию дополнительной мотивации для туриста формировать свой тур самостоятельно, приобретая отдельно билеты, бронь в гостинице и трансфер, что приведет к снижению объемов отрасли туристических услуг [5].
Несмотря на множество положительных сторон во введении электронных путевок, указанные опасения А. А. Титова считаем уместными, поскольку важно учитывать интересы не только конечных потребителей, но и непосредственно предпринимателей в туристической сфере.
Таким образом, на наш взгляд, при формировании концепции электронного документооборота важно обеспечить баланс интересов туристических организаций, с одной стороны, и туристов, с другой.
Литература:
1. Яковлев, Д. О. Экспертные оценки доли онлайн продаж туристических услуг // Экспертные оценки Travel.Hub — URL: https://www.travelhubr.com/blogs/opinions/tours-online.html (дата обращения: 01.03.2019).
2. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, структуры единой информационной системы электронных путевок и условий предоставления информации, содержащейся в единой информационной системе электронных путевок» (по состоянию на 14 января 2019 г.) — URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=46721 (дата обращения: 01.03.2019).
3. Агешкина, Н. А., Бельянская А. Б., Холкина М. Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л. Л. Руденко // СПС КонсультантПлюс. 2016 — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.03.2019).
4. Чернов, А. О. Введение электронной путевки откладывается // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 1. — С. 71–74.
5. Рудская, Е. Н., Скабарова А. А. Онлайн-туризм: перспективы и прогнозы развития // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С. 655–659. — URL https://moluch.ru/archive/112/28655/ (дата обращения: 01.03.2019).