Достижения одного государства, бизнеса, человека в той или иной области, улучшающие качественно или количественно жизнь людей, среду окружающего мира, могут стать достоянием всего мира. Так современный мир устанавливает требования к интеграции экономик различных стран мира, обусловленная необходимостью постоянного обмена информацией, технологией и других производственных структур, которые в конце концов порождают рост мирового развития в целом. Казахстан как член многих мировых сообществ и организаций ставит своей целью как развитие своей собственной экономики и социального уровня общества, так и интеграцию в данный процесс всемирной экономической, политической, культурной жизни на международном уровне. Развитие интеграции национальной экономики Казахстана с тенденцией международных торговых отношений также соответствует принятым конституционным принципам и требованиям установленных программ по развитию государства. Так, согласно Стратегии «Казахстан-2050» одним из семи долгосрочных приоритетов является всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности [1]. Если вопрос о необходимости развития экономики Казахстана в плане интеграции в международные торговые отношения в целом является понятным и причины в его пользу так или иначе не требует глубокого анализа, то вопрос о реализации этой задачи является сложно достижимым в рамках по крайней мере в законодательном регулировании хозяйственной деятельности иностранных субъектов. В целом правовое регулирование поддержки и осуществления иностранного предпринимательства в Казахстане соответствует практике, применяемыойм в международных организациях и развитых иностранных государств, хотя существуют противоречия в законодательстве, которые возможно не препятствуют и не порождают трудности для предпринимательства иностранным лицам, но создают определенную путаницу и возможные конфликты в будущем. Также отдельного внимания стоит рассмотрение вопроса соответствия реального положения в экономике Казахстана и принимаемыми законодателем, а также правительством решений по росту позиций Казахстана в международных торговых отношениях. В связи с раскрываемым вопросом интеграции Казахстана в международный торговый рынок рассмотрим вопрос хозяйственной деятельности иностранных лиц в Республике Казахстан, а именно вопрос, связанный с филиалами иностранных компаний. В проблеме регулирования филиалов иностранных организаций в Казахстане являются противоречия в отношении к резидентству описываемых субъектов между налоговым и валютным законодательством.
С целью раскрытия вопросов противоречий в законодательстве Казахстана в вопросе иностранной хозяйственной деятельности необходимо проанализировать установленные в нормативных актах свойства исследуемого термина. Так, согласно новому Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2 июля 2018 года установлено, что резидентом Республики Казахстан кроме юридических лиц, созданных на территории и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также их филиалов, относят и филиалы иностранных финансовых, а также нефинансовых организаций, которые являются постоянными учреждениями таких иностранных нефинансовых организаций в Республике Казахстан согласно Налоговому Законодательству [2, ст.1]. До принятия нового нормативного акта, регулирующего валютные отношения, филиалы иностранных организаций являлись нерезидентами РК, что также соответствовало налоговому законодательству. В Налоговом Кодексе установлены условия относимости к резидентству РК, так, согласно данному определению филиалы иностранных юридических лиц являются постоянным учреждением нерезидентов [3, ст.220, п.1, п.п.8]. Из описанных противоречий проблема нового валютного закона в первую очередь является регулирования, связанные с резидентством, и его соотношение с другими финансовыми и иными гражданскими нормами. Так, для примера определим регулирование деятельность филиалов иностранных страховых организаций. Согласно Налоговому Кодексу страховая организация, или зависимый агент, деятельность которых рассматривается данным Кодексом как постоянное учреждение нерезидента, обязано регистрироваться в качестве налогоплательщика с определенными особенностями в налоговом органе. Это не соответствует валютному закону, где указано, что финансовые филиалы иностранных организаций, в том числе и страховые организации являются резидентами РК. Из описанного следует, что несоответствие описываемых норм может породить коллизионные противоречия в отношений филиалов иностранных организаций. В то же время необходимо определить, что валютное законодательство было принято лишь в прошлом году и многие противоречия с другими нормами созданные данным законом в будущем будут изменены для разрешения коллизионных положений касаемо резидентства. Если в нормы, регулирующие деятельность страховых и банковских организаций и другие финансовых норм будут внесены изменения, то изменения Налогового Кодекса, который и так был принят в конце 2017 года является сложно достижимым и в некотором роде нецелесообразным. Также отдельного внимания стоит уделить международным нормам об избежаний двойного налогообложения. В данных международных нормах определяется понятие резидентства договаривающихся стран, особенности их регулирования, правовое положение физических лиц, постоянных мест учреждения и т. д. Данные международные нормы устанавливают общие правила регулирования деятельности в резидентов того или иного государства согласно принятым международным правилам. Одним из главных проблем противоречий понятий резидентства нормами валютного и налогового законодательства является невозможность отнесения филиалов иностранных организаций к резидентам Республики Казахстан. Так, если их принять в резиденты согласно валютному законодательству, то возникнут проблемы налоговых обязательств этих субъектов, так как налоговые обязательства резидентов и нерезидентов отличаются в определенных моментах. Включив филиалы иностранных организации в резиденты, необходимо также установить им налоговые обязательства, установленные для резидентов РК, что в свою очередь может породить нарушение международных соглашений об избежаний двойного налогообложения РК с другими государствами.
Рассматривая вопрос о аналогичных ситуаций с отличием резидентства согласно валютному или налоговому законодательству можно принести в пример Российскую Федерацию. Отличие от казахстанского законодательства проявляется в отношений физических и юридических лиц. Согласно анализу валютного законодательств Российской Федераций граждане РФ, кроме тех, кто проживает иностранном государстве не менее одного года являются резидентами РФ. Филиалы иностранных корпораций согласно валютному законодательству РФ являются нерезидентами, что соответствует международной практике. И проблема, сложившаяся в Россий в вопросе валютного резидентства в основном касается физических лиц, являющихся гражданами РФ. Дополнительным вопрос отнесения филиалов иностранных корпораций к резидентам РК является ее правовое положение согласно гражданскому праву. Так, традиционно выделяют три вида субъектов гражданского права: физические лица, юридические лица и государство. Филиалы же, согласно гражданскому законодательству являются обособленным подразделением юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства, а также филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденной им положений [4, ст.43]. Стоит уточнить что резидентство не является отражением субъектов гражданского права, но тем не менее резидентство определяется лишь в отношений субъектов гражданского права. Создается путаница в применений других отраслевых норм в отношений данных филиалов, так как иностранная организация осуществляющий свою деятельность на территорий Казахстан согласно из определений валютного законодательства не будет являться резидентом, в то время его обособленное подразделение в виде филиала является резидентом РК.
Определяя вопрос решения вышеописанных ситуации в зависимости от того или иного метода ее решения выведем следующий выводы. Так, вначале определим степень необходимости и положительные моменты решений законодателя о внесений филиалов иностранных компаний в резиденты РК в валютном законе. Согласно комментарию председателя Национального Банка Казахстана Данияр Акишев на встрече с представителями Европейской Бизнес Ассоциации Казахстана одним из основных причин внесения филиалов иностранных компаний в резиденты РК, объясняется необходимостью осуществления деятельности иностранных компаний, связанных с валютными операциями на территорий Казахстана в тенге. Данные изменения не коснутся деятельности между филиалами и их головными организациями, расчеты между ними не ограничены и могут производится в любой валюте. «Единственным изменением является перевод их расчетов с казахстанскими резидентами на тенге. Мы считаем это логичным, так как компании, которые работают в Казахстане, являются субъектами нашей экономики и должны работать в соответствии с нашим национальным законодательством», — рассказал Д.Акишев [5]. Учитывая данные основания для описываемых изменений рассмотрим в зависимости от того, насколько изменения необходимы и нивелируют вышеописанные проблемы возникающих от данного законопроекта. Определение экономической оправданности данного решения является сложным вопросом, где необходимо проводить отдельные исследования. Рассмотрим несколько сценарий с расчетом от оправдывает ли данное решение с экономической точки зрения или же нет и на этих условиях определим примерные решения и изменения необходимые для решения вышеописанных вопросов.
Если с экономической точки зрения решения включение филиалов иностранных компаний в круг резидентов РК является оправданным и необходимым, поставленным государством задач определим примерные изменения решающие вышеописанные проблемы в финансовых норм. В данном случае, при обязательности изменения резидентства филиалов иностранных компаний согласно валютному законодательству основной проблемой будет двойственность с налоговым законодательством описываемых субъектов. Решением в данном случае, является включение в законодательство Республики Казахстан понятий налогового резидента и валютного резидента. Данная проблема разграничение резидентства согласно валютному и налоговому законодательству характерно законодательству Россий. При внедрений в законодательство описываемых понятий решится проблема разграничения правового статуса, а также двойственности филиалов иностранных компаний.
В случае невысокой необходимости и экономически неоправданном результате принятия вышеописанных изменений в валютном законодательстве, решением данной понятийной коллизий считаю необходимость оставления отнесения резидентства в налоговом законодательстве. В валютном законодательстве данное определение должно носить отсылочный характер на налоговое законодательство.
В зависимости от исследований и анализа регулирования валютных операций необходимо внести то или иное решение, но данное решение не должно создавать другие коллизий в правовом сегменте финансового в частности и гражданско-правовых отношений в целом.
Литература:
- Стратегия «Казахстан-2050».
- О валютном регулировании и валютном контроле Закон Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 167-VІ ЗРК.
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК.
- Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII.
- zakon.kz Об изменениях правил валютного регулирования рассказал Д. Акишев, 22 мая 2018.