Ключевые слова: здоровье, модернизация, закономерность, воспитания
Keywords: health, modernization, regularity, education
Л. Н. Левшина (1993), А. К. Маркова, А. Б. Орлов (1988), Р.Шефард (1990), отмечая, что процесс мотивации — это первый конкретный акт формирования физкультурной активности, выделяют этапы его развития:
- Отражение в сознании человека общественных потребностей, интересов и целей преобразования средствами физической культуры.
- Оценка условий, средств и способов удовлетворения потребностей человека средствами физической культуры в соответствии с имеющимися у него субъективными возможностями и функциональной готовности к этой деятельности.
- Осознание эффективности удовлетворения потребностей человека средствами физической культуры и формирование на этой основе определенного интереса к физкультурной деятельности.
- Постановка цели, принятие решения по поводу удовлетворения этих потребностей.
Цель исследования: научно обосновать эффективные формы и методы формирования здорового образа жизни учащихся.
Методы исследований: Определить отношение учащихся к образовательному процессу по физическому воспитанию и причины, препятствующие активным занятиям молодежи физкультурно-оздоровительной деятельностью.
- Выявить значимость средств, формирующих интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
- Определить динамику физического развития, физической подготовленности и функционального состояния учащихся.
В структуре мотивов цель физкультурной деятельности — это интегральный результат осознания личностью необходимости занятий физическими упражнениями. По мнению вышеуказанных авторов, именно на этот результат должны быть направлены преобразования в сфере физической культуры и спорта, ведь здоровый образ жизни — это процесс, в результате которого человек начинает испытывать осознанную потребность в необходимости укрепления здоровья, в разностороннем физическом развитии.
Конкретные мотивы занятий физическими упражнениями существенно зависят от системы ценностей, принятых в обществе. Кардинальные изменения в социальной сфере требуют переосмысления ценностных представлений о физической культуре.
Сложившееся положение дел говорит о том, что в настоящее время до 50–55 % учащихся полностью и частично не соблюдают требований здорового образа жизни.
Однако в процессе приобщения учащихся к здоровому образу жизни принудительное обеспечение их явки на занятия по физическому воспитанию недопустимо, оно противоречит особенностям демократизации современного уровня образования и воспитания.
В подобном ключе можно перечислить весьма представительное число общепедагогических требований. Общая совокупность их определяется многообразием закономерностей совершенствования занимающихся, среди которых чаще всего выделяют важнейшие группы:
А. закономерности развития;
Б. закономерности образования;
В. закономерности разностороннего воспитания;
Г. закономерности повышения тренированности.
По каждой из названных групп накоплен огромный профессиональный материал. Тем не менее, определение методических основ формирования здорового образа жизни в этой области знаний является самой сложной проблемой.
Несравненно более сложной становится разработка специальных требований. При поверхностном подходе к делу все определяется спецификой избранной деятельности. Но фактически этого крайне недостаточно. К тому же сама специфика требует серьезных уточнений и обоснований. Все это приводит к тому, что в настоящее время практика предусматривает использование нескольких особых подходов, каждый из которых по-своему содержателен и интересен.
По мнению Р.Шефарда (1990), ведущую роль должен сыграть мотивационный подход, который полностью ориентирован на формирование сознательно-активного отношения занимающихся к физической культуре, т. е. обращен к достижению цели (рис.1).
Рис. 1. Мотивационная модель управления (по Р.Шефарду).
Этот подход состоит из совокупности побуждений к деятельности в следующем соотношении ВМ, ВПМ, ВОМ, где ВМ — внутренняя мотивация, базирующаяся на мотивационной сфере личности; ВПМ — внешняя положительная мотивация (через какое-нибудь поощрение); ВОМ — внешняя отрицательная мотивация (через наказание). Указанные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них предполагает выполнение комплекса личностно значимых, целенаправленных психических и практических действий в их логической последовательности.