Мотивация обучающихся при изучении английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 611 раз

Библиографическое описание:

Нелепа, И. Г. Мотивация обучающихся при изучении английского языка / И. Г. Нелепа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57109/ (дата обращения: 16.11.2024).



Экономические, политические и социокультурные интересы России напрямую влияют на необходимость владения, как минимум, одним иностранным языком для каждого из её граждан. В этой связи изучение иностранных языков начинается в начальной школе и наиболее популярным первым иностранным языком российских школьников является английский.

Существует множество рекомендаций, которые помогают изучающим иностранный язык легко продвинуться в его овладении. К ним можно отнести:

– борьбу со страхом совершения ошибок;

– стремление к общению;

– языковую практику (рекомендуемо с носителями языка);

– контроль своей речи и речи собеседника;

– регулярное прослушивание и просмотр радио, телевизионных передач и кинофильмов на изучаемом языке;

– регулярное чтение книг и журналов на изучаемом языке;

– повторение вслух за учителем/носителем языка;

– составление словаря и таблиц с последующим запоминанием изложенного в них материала.

Однако, процесс изучения языка напрямую зависит от мотивации. С психологической точки зрения мотивация представляет собой многогранную и сложную конструкцию, сложность которой не может описать ни одна из существующих теорий. Поэтому, понятие мотивации следует рассматривать с учетом психологических особенностей обучающихся. Психолог Р. Гарднер определяeт мотивацию как степень, с которой человек стремится выучить язык из-за желания и удовольствия, получаемого в процессе обучения. Он выделяет два типа мотивации — интегративную и инструментальную [1].

К интегративной мотивации можно отнести эмоционально-позитивный настрой и расположение к стране и культуре изучаемого языка, интерес и желание взаимодействовать и даже становиться похожими на носителей языка. Обучающийся, обладающий данным типом мотивации, видит большую ценность изучения языка в возможности его дальнейшего использования для духовно-культурного развития личности.

Инструментальная мотивация рассматривает изучение языка с прагматической стороны, такой как социально-экономическое развитие и вознаграждение. Изучение языка необходимо обучающемуся в качестве инструмента для сдачи экзамена, доступа к дополнительной информации (например, учебные работы на иностранном языке, которые можно использовать при написании проектов на родном языке), расширения карьерных и деловых возможностей в определенных социальных условиях.

Осознавая свои сильные и слабые стороны каждый обучающиеся имеют мотивацию, свойственную его личности, поэтому учителю необходимо грамотно балансировать и подпитывать оба типа мотивации, при этом становясь примером для подражания. Если преподаватель ведет урок монотонно, без улыбки на лице и веры в успехи своих учеников, то это скажется на снижении мотивации обучающихся.

Для вовлечения обучающихся в процесс обучения и погружения их в языковую среду необходимо начать с самого учебного кабинета. Он должен быть светлым, располагающим, иметь мотивирующие надписи на стенах и доске, прошлогодние проекты обучающихся, которые необходимо менять местами, а также замещать новыми, соответствующими современным тенденциями и изучаемым темам. Помимо этого, сама атмосфера в классе должна быть дружелюбной в которой каждый обучающийся будет ощущать свою значимость для учителя, одноклассников и всего процесса обучения, а также повысит желание самовыражаться, изучать и совершенствовать иностранный язык.

Еще одним важным аспектом, влияющим на мотивацию, является рассадка обучающихся. Конечно, если преподаватель ограничен перестановкой парт в связи с изначальным фиксированным расположением их в классе, необходимо продумать варианты пересадки того или иного обучающегося на новое место, что порой ускоряет темп урока и повышает личную успеваемость каждого из участников процесса обучения. Если же есть возможность перестановки парт, то наиболее удобным и эффективным их расположением считается «П-форма». При такой рассадке обучающиеся могут работать в группах по каждой стороне, в парах с соседом справа или слева, а также активно взаимодействовать с учителем или учеником, располагающимся в центре. Вне зависимости от расстановки парт в классе необходимо помнить о соблюдении визуального контакта с партнером, будь то учитель или одноклассник, который работает с тобой в паре или группе. Соблюдение этого требования необходимо для удержания внимания в классе, для чего так же важно помнить о комфортном расстоянии между партами, которое не должно быть слишком широким.

Чувство достижения поставленных целей это один из немаловажных факторов, влияющих на мотивацию учеников. Регулярная похвала и подбадривание каждого из своих обучающихся вне зависимости от успеваемости побудит их к более прилежному отношению к изучаемому предмету. Тем не менее, при всех положительных аспектах работы на уроке, учитель не должен забывать указывать и понятно разъяснять ошибки, допущенные при выполнении заданий.

Кроме того, задания разного уровня сложности помогают каждому из ребят почувствовать себя успешным, приложив усилия и получив положительный результат. Так, например, возможность использования своих конспектов, грамматических схем и таблиц для закрепления материала, позволит участникам обучения почувствовать, что они легко и быстро могут выполнять предложенные преподавателем задания и даст им возможность привыкнуть к новым правилам, прежде чем они напишут самостоятельную работу. Чувство собственного успеха, при выполнении сложных заданий, повышает мотивацию к обучению.

Процесс обучения происходит при создании, написании, составлении и решении. Пассивность гасит любопытство и мотивацию обучающихся. Энтузиазм, вовлеченность и стремление к участию в процессе обучения влияют на качество обучения. Составление заданий для мини-групп и пар повышает уверенность обучающихся в себе и своих силах, ведь большинство людей выражают мысли и чувства свободней и проще в мини-группах по три-четыре человека, чем перед целой аудиторией. Подобный вид деятельности развивает взаимопомощь и сплоченность, поэтому, при составлении плана урока необходимо включать в него ролевые игры, не забывая о том, что они должны быть максимально приближенными к жизненным бытовым ситуациям.

Кроме того, мотивация к изучению иностранного языка повысится, если предлагаемые игры и беседы в процессе обучения будут перекликаться с теми темами, персонажами и людьми, которые интересны обучающимся. Для этого педагогу необходимо отслеживать современные тенденции в музыке, кино, науке, литературе и даже играх. Не стоит строго придерживаться упражнений УМК. Создавайте свои задания, используйте обучающие онлайн приложения на уроках (FluentU, EF English First High Flyers Vocab Game for Learning English), которые будут отличаться креативностью, а также будут поддерживать интерес обучающихся к иностранному языку. Используйте смешные и запоминающиеся картинки, видеоматериалы, песни, рассказы и игры, которые перекликаются с тенденциями сегодняшнего дня, чтобы у обучающихся всегда было что обсудить и высказать свое мнение. Воспользоваться готовыми материалами можно на сайтах LearnEnglishKids (www.learnenglishkidsbritishcouncil.org), BusyTeacher (www.busyteacher.org) и Starfall (www.starfall.com). Можно с точностью сказать, что при изучении структур прошедшего времени, гораздо больший интерес вызовет чемпионат мира по футболу, музыкальная премия или релиз новой компьютерной игры, чем классическое, не интересующие обучающихся, изучение биографии ученого или писателя.

Немаловажный момент, который необходимо соблюдать педагогу — это четкое объяснение предстоящего задания. Дайте своим обучающимся возможность подготовится к его выполнению и задать вам необходимые встречные вопросы, особенно если это новый для них формат. Корректно сформулированное задание, его цель и временные рамки выполнения напрямую влияют на получение высоких результатов обучения. Также, всегда проговаривайте почему выполнение этого здания важно для изучения иностранного языка и что, помимо отметки, обучающиеся смогут получить и развить при его выполнении.

Дети всех возрастов любят состязаться в спорте, компьютерных играх и даже в учебном рейтинге, поэтому дружественное соревнование на уроке английского языка побудит их проявить свои навыки и умения в выполнении заданий на скорость или количество правильных ответов. Обязательным условием должен быть итоговый «приз» победителя. Вариант поощрения, на котором остановится преподаватель, должен создавать положительный эмоциональный настрой на последующую часть урока. Это банально может быть наклейка или отличная отметка, а также право выбора видеофрагмента или песни для следующего урока.

Проявление талантов обучающихся мотивирует их к изучению того предмета, в котором они могут быть применены. Понаблюдайте за воспитанниками, поговорите об их увлечениях во внеурочное время и, спустя незначительный промежуток времени, вы безошибочно будете понимать в чем они могут проявить себя. Так, дети с художественными склонностями могут рисовать картинки или составлять целые комиксы к истории, прочитанной в классе. А обладатели музыкальных талантов могут принести музыкальные инструменты и аккомпанировать одноклассникам, которые будет петь песни или читать реп на английском языке. Помочь раскрыть артистические таланты обучающихся и гармонично применить их при изучении английского языка можно на мероприятиях внеурочной деятельности, особенно при постановке спектаклей.

Эти и многие другие способы мотивации обучающихся к изучению английского языка помогут им осознать тот факт, что английский язык необходим для работы с компьютерными программами и мобильными приложениями, играть в видеоигры, понимать тексты их любимых песен и общаться с иностранцами. Наверно неправильно говорить о том, что мотивация каждого обучающегося это его личный выбор, поскольку даже самый одаренный воспитанник не сможет достичь долгосрочных целей, если преподаватель не будет мотивировать его к освоению нового материала.

Литература:

  1. Attitudes and motivation in second language learning, 1972/ Gardner R. C., Lambert, W. E., Rowley, MA: Newbury House, 1972. — 216 p.
  2. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior, 1985/ Deci E. L., Ryan R. M., Nueva York, EEUU: Plenum, 1985. — 371 p.
  3. Are you providing adequate motivation to your students as they’re learning a language? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// https://www.fluentu.com/blog/educator/motivation-in-language-learning/
  4. Caloco Spanish — 29 proven ways to motivate your world language students. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// https://calicospanish.com/29-proven-ways-to-motivate-your-world-language-students/
  5. How to keep your students motivated | British Council. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/how-keep-your-students-motivated
  6. How to learn Spanish fast, effectively and efficiently? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// https://www.hablayapanama.com/faqs/how-to-learn-spanish-fast/
  7. How to motivate ESL students. The 10 best ways to increase teenage student motivation. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:// https://busyteacher.org/3644-how-to-motivate-esl-students.html
  8. Maintaining motivation | Foreign language teaching methods: The language learner. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https://coerll.utexas.edu/methods/modules/learners/02/maintaining.php
  9. Motivating language learners to succeed. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https://www.tesol.org/read-and-publish/journals/other-serial-publications/compleat-links/compleat-links-volume-5-issue-2-(june-2008)/motivating-language-learners-to-succeed
  10. The top 5 ways to motivate the youngest ESL learners | How to become an ESL teacher. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https://www.eslteacheredu.org/2017/11/the-top-5-ways-to-motivate-the-youngest-esl-learners/
  11. Ways of motivating EFL/ESL students in the classroom. | TeachingEnglish | British Council | BBC. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //https://www.teachingenglish.org.uk/blogs/alexenoamen/ways-motivating-efl-esl-students-classroom
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, процесс обучения, английский язык, обучающийся, мотивация, носитель языка, тип мотивации, выполнение заданий, игра, изучение языка.


Похожие статьи

Профессиональная направленность студентов при обучении английскому языку

Организация эстетического воспитания на уроках английского языка в начальной школе

Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Использование видеоматериалов на уроках английского языка с целью активизации грамматических навыков

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Похожие статьи

Профессиональная направленность студентов при обучении английскому языку

Организация эстетического воспитания на уроках английского языка в начальной школе

Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык

Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Использование видеоматериалов на уроках английского языка с целью активизации грамматических навыков

Развитие навыков общения через учебный диалог на уроках английского языка в младших классах

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках английского языка

Развитие навыков самостоятельной учебной работы в процессе внеурочной деятельности при обучении английскому языку

Задать вопрос