В статье рассмотрено понятие эстетики в психолого-педагогической литературе. Отражены истоки происхождения понятия эстетики. Отображены точки зрения различных исследователей по вопросам эстетики и художественного восприятия.
Ключевые слова: эстетика, вкус, история эстетики.
Категория эстетического вкуса появилась в 17-м века в европейской науке. в результате развития новых художественных движений, которые разрушили старые каноны и универсальные критерии для рейтинга требуется. в то же время, развитие С момента Возрождения индивидуальность поставила вопрос о возможности субъективной независимой оценки Художественные работы основаны на чувстве эстетического удовлетворения или вкуса.
Эта ситуация на протяжении многих веков создавала проблематичный подход к определению эстетического вкуса как объективного и субъективного суждения.
Основная цель работы — изучить основные подходы к решению этих проблем.
Термин «эстетика» (от греческого слова «Aisthetikos»-относящийся к сенсорному восприятию) был введен в XVIII веке немецким философом А. Баумгартеном. Он также определил место этой науки в системе научного познания. Он считал, что эстетика — это самая низкая ступень эпистемологии, наука о чувственном знании, совершенная форма которой — красота.
История эстетики насчитывает тысячи лет. Однако она был сформирован гораздо раньше, чем появился термин «эстетика». Эстетика исследует сенсорное знание окружающей действительности и занимается ее различными аспектами: природой, обществом, людьми и их деятельностью в разных сферах жизни. Основной темой изучения эстетики является эстетическое знание и его реальность, его законы и нормы, формы и типы, отношение к природе и искусству, происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении [1].
Одной из сфер, которая объединяет человечество во всех исторических измерениях, является эстетическая сфера. Действительно, эстетика в строгом смысле этого слова — это не даже наука, и не полностью, и не только наука, потому что ее субъект не может в принципе полностью рационализироваться и описываться устно. Эстетика — по существу метафизическая форма сознания; специфическое духовное поле, в котором человек достигает одной из высших форм бытия, чувства и опыта полного участия в бытии.
Рассмотрим историю появления термина «эстетический вкус» в психолого-педагогической литературы. Чтобы реализовать эстетический опыт, эстетическую коммуникацию (гармонию) человека со вселенной, восприятие красоты и искусства, эстетическую ценность, субъект должен обладать определенными характеристиками. Однако это определение не достигла адекватной терминологической консолидации до середины семнадцатого века, когда была выбрана категория вкуса, которая ранее использовалась только для обозначения одного из пяти внутренних органов, локализованных в полости рта [2].
Художественный и эстетический вкус представляет собой особую аналитически-дифференцирующую форму эстетического сознания человека, которая определяет структурные и основные характеристики произведения искусства, его жанр и стиль и предпочтение определенным характеристикам искусства в соответствии с личной ориентацией и культурой его художественной оценки [3].
Развитие развитого художественного и эстетического вкуса возможно только на основе компонентов эстетического сознания, таких как эстетические эмоции, чувства, суждения, интересы. Потребности, идеалы, ценностные ориентации и т. д. Вкус содержит опыт прошлого с точки зрения эстетического восприятия, опыта и эмоционально-образного мышления.
Аналогично тому, как вкусовые рецепторы могут различать сладкие, горькие и соленые, понятие вкуса передается в сферу эстетического опыта и распространяется на способность распознавать (чувствовать) красивое, высокоуровневое мастерство вокруг него отличиться от вульгарного, уродливого, низкого художественного уровня и т. д.
Впервые в самом эстетическом смысле термин «вкус» (вкус) встречается в работе «The Pocket Oracle» в 1646. Он ссылается на одну из способностей человеческого знания, который фокусируется на понимании прекрасных произведений искусства. Этот термин был заимствован у него величайшими мыслителями и философами Франции, Италии, Германии и Англии в XVIII веке.
В работе с искусством этот опыт обновляется, что является основой для рейтинга: «Мне нравится» или «Мне не нравится». Суждение вкуса не может быть уменьшено до чистого чувства или чистого мышления [4]. Оно включает в себя эстетическое удовольствие и рациональную оценку. Но как влияет на восприятие души и разума, кто из них первичен и вторичен, каждый решает сам. Вкус — это характеристика человека и в то же время культурный уровень общества, социальные цели которого отражаются в художественном и эстетическом вкусе человека.
Мы живем в трудное время экономической и социальной напряженности, когда человек не получает точных указаний на выбор идеалов и непостоянную моду (в музыке, литературе, живописи, телевидении, кино и т. д.)
В этой связи необходимо привлечь молодых людей к настоящему искусству. Освоение шедевров мировой классики может способствовать развитию художественных и эстетических вкусов и способствовать изысканной восприимчивости и духовному воспитанию наших учеников. Развитый художественный и эстетический вкус используется как «противоядие» отрицательному влиянию среды [5].
Категория вкуса граничит с «эстетическими» и «художественными» культурными явлениями. По мнению исследователя В. Шестакова, вкус — признак совершенства, как качества, необходимого для полного эстетического развития личности. занимается ли этот человек искусством или нет. Гегель определил вкус как сложную культуру взаимоотношения с миром.
Термины «эстетический вкус» и «художественный вкус» считаются синонимами для многих ученых. По нашему мнению, профессионалы в различных областях искусства, создатели художественных произведений, имеют художественный вкус, и у каждого есть эстетика. Кто способен эстетически воспринимать окружающую реальность и искусство. сопереживать, оценивать, формировать и утверждать посредством развития искусства в различных областях деятельности.
Эстетические чувства и чувства других людей — это не просто ощущения и восприятия. Они всегда связаны с чувствами и эмоциями (радость, печаль, страх, волнение, удивление и т. д.), и поэтому выражается в дополнение к предметному содержанию и субъективного отношения человека к миру, который решительно определяется его социальной практики.
На основе социальной практики сначала формируются и развиваются элементарные эстетические чувства: чувство цвета; формы; музыкальное чувство. Эти чувства, отражающие специфические проявления эстетики, во многом определяют ежедневное эстетическое отношение к реальности, эстетическую сторону поведения людей. Например, если вы выбираете цвет и стиль одежды и восхищаетесь игрой с бриллиантом, человек обычно руководствуется элементарными эстетическими чувствами.
Литература:
- Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2013. — 624 c.
- Иванников В. А. Основы психологии. СПб.: Питер, 2010.
- Нуркова В. В. Память. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б. С. Т.3. М.: Академия, 2006.
- Фейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. СПб.-М., 2001.
- Котова, И. Б. Общая психология: Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. — М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. — 480 c.