Типы и содержание взаимодействия семьи и школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 10.03.2019

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Ваульчикова, А. П. Типы и содержание взаимодействия семьи и школы / А. П. Ваульчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 39-40. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57128/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день очевидна большая роль образовательных организаций в нашей стране. Во многих законопроектах в приоритет ставится сфера образования, развитие подрастающего поколения, активное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования. Одним из важнейших социальных институтов выступает семья, которая также становится активным участником образовательного процесса и неотъемлемой частью процесса становления личности ребенка. Особого внимания заслуживает согласованная эффективная деятельность семьи и школы как необходимого элемента учебно-воспитательного процесса.

В общем смысле понятия «партнерство» рассматривается как совместная работа, достигнутое соглашение, сотрудничество [1]. Термины «партнерство» и «сотрудничество» практически взаимозаменяемы, так второе понимается как контакт, поддержание связи и т. п. Общее определение именно социального партнерства дано Е. Н. Землянской, так она называет его «особым типом взаимодействия равноправных субъектов, формирующегося на основе заинтересованности обеих сторон в обучении и воспитании детей и развития их социокультурного окружения, ориентирующий участников на поиск согласия, достижения консенсуса, оптимизацию отношений» [2]. Ряд авторов приводит схожее с названным ранее определение понятия, но дополненное и расширенное, сообразно со сферой деятельности. Так, например, Н. Г. Одинец включает в него добровольность и осознанность при исполнении обязанностей участниками партнерских отношений, а также ответственность за выполнение или невыполнение их надлежащим образом [3]. Г. Л. Мозжухина добавляет необходимость правовой основы взаимодействия сторон, то есть подкрепленное документацией, локальными актами, законами наличия основ для эффективного партнерства и сотрудничества. При этом оба автора объединяют понятия партнерства, сотрудничества и взаимодействия, не проводя между ними четкой грани в контексте сферы образования [4].

Различные варианты содержания и форм социального партнерства позволяют существовать следующим основным типам социального партнерства школы и семьи в образовательной сфере.

Коммуникативно-дидактическому, который состоит из взаимообучения благодаря общению педагогов и родителей. Здесь роли педагога и родителя приравниваются друг к другу, каждый участник учебно-воспитательного процесса может повлиять на ход образовательной деятельности: выступить на круглом столе с участием детей, стать членом школьно-семейного клуба, задачей которого является просвещение родителей в вопросах школы, а также оказанию им помощи по воспитанию и развитию ребенка. Все переговоры и принятие важных решений должны быть основаны на дидактических подходах, подкреплены теоретическими сведениями и локальными документами; родители также могут быть включены в прохождение различных образовательных курсов или мастер-классов, на которых им расскажут о том, как верно построить взаимоотношения с ребенком, каким образом на него повлиять и т. п. [6]

Экспертному, который предполагает совместный анализ педагогами и родителями учебно-воспитательного процесса школы. Может быть создан специальный совет, организованы отдельные встречи, на которых будут представлены доклады руководства школы, высказаны пожелания со стороны родительской общественности. Здесь также важно отметить документальное сопровождение встреч, приглашенных представителей администрации, сотрудников учреждений дополнительного образования, которые смогут наладить прямой контакт, как со школой, так и с родителями, что в дальнейшем облегчит организацию работы с обучающимися: запись их в кружки и секции, различные нововведения в учебно-воспитательном процессе.

Проектно-деятельностному; благодаря разработке и реализации совместных проектов в социальной, образовательной, культурной сферах, а также отдельных акций для поддержания воспитательного потенциала станет возможным решение многих проблем образовательного процесса. Немаловажную роль играет и создание творческих коллективов, которые с помощью искусства могут реализовать различные идеи, проработать сценарий действия в той или иной ситуации учебно-воспитательного процесса. Видом помощи выступает обычная беседа или полноценная консультация со специалистами конкретных сфер и областей [5].

Многое из несформированного в нужное время в семье приходится вынужденно вырабатывать в ребенке в школьные годы. Проблема взаимодействия и сложность в совместной работе данных социальных институтов заметно влияет на состояние уровня воспитанности и образованности подрастающего поколения. В настоящее время благодаря новым положениям об образовании в России удается начать постепенное разрешение противоречий и конфликтных ситуаций, которые существуют в работе данных групп общественности. Начало любого сотрудничества предполагает нахождение общих точек соприкосновения, в рамках взаимодействия школы и семье следует учитывать духовную, нравственную, моральную, этическую, эстетическую, а также материально-техническую базы, с помощью которых возможно наладить партнерские взаимоотношения. Важно понимать, что и в каком виде может дать каждая из сторон; также важно учитывать интересы участников и их реальные возможности по реализации той или иной программы.

Литература:

1. Петровский А. М., Голубева О. В., Седых Д. В. Правовые аспекты социального партнерства в сфере образования // КНЖ. — 2017. — № 4 (21). — С. 64–67.

2. Землянская Е. Н. Реализация требований ФГОС НОО в программах подготовки бакалавров педагогического образования (аспект воспитания) // Преподаватель ХХI век. — 2014. — № 1. — С.11–19.

3. Одинец Н. Г. Формирование экологического сознания подростков в условиях партнерства школы с семьей: дис.... канд. пед. наук. — Иркутск, 2006. — 136с.

4. Мозжухина Г. Л. Педагогическое партнерство общеобразовательного учреждения и семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис.... канд. пед. наук. — Брянск, 2006. — 243 с.

5. Дроздов Н. А. Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2016. — № 180. — С.68–72.

6. Юдина Е. И. Инновационный опыт социализации детей в совместной с родителями художественно-творческой деятельности // Научный поиск в социализации: стратегии, технологии, опыт. Материалы 1У Международной научно-практической конференции 23–29 марта 2013 г., часть 2. — М., МПГУ. — 2013. — С. 141–146.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, дополнительное образование, образовательный процесс, подрастающее поколение, родитель, семья, социальное партнерство.


Задать вопрос