Отличительные признаки религиозных объединений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 12.03.2019

Статья просмотрена: 4595 раз

Библиографическое описание:

Губанов, А. А. Отличительные признаки религиозных объединений / А. А. Губанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57173/ (дата обращения: 24.12.2024).



Каждое правовое явление имеет свои признаки, в части общие, характерные для всей сферы и, в частности, такие, которые характерны для определенной отрасли или даже для отдельных отношений. В такой сфере как отношения, участниками которых являются религиозные объединения, особенно важны признаки, характеризующие их, как часть многообразной системы некоммерческих организаций. Формирование отличительного перечня признаков религиозных объединений, продиктовано необходимостью их отграничения от иных некоммерческих объединений. Выделение признаков, которые характерны как для некоммерческих, так и для религиозных объединений может позволить понять нам основы существования социальных, культурных и иных отношений в рамках объединений групп граждан, не связанных целью получения прибыли. Анализ подобных отношений раскрывает порядок того, как происходит объединение для совместного исповедания религии. Немаловажен и тот момент, что целостная система признаков позволит улучшить процесс идентификации религиозных объединений, выстраивания отношений с различными органами государственной власти, а также иными участниками различных сфер правоотношений.

Прежде чем обратиться к выявлению отличительных признаков религиозных объединений, необходимо определиться с правовыми основами их организации и деятельности.

Основным актом, определяющим основы регулирования не только религиозных, но и любых иных объединений, является Конституция РФ. Следующими идут акты федерального законодательства: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также акт, регулирующий исключительно религиозные объединения — Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В качестве правовой основы регулирования религиозных объединений.

Конституция РФ выступает общим актом, закрепляющим саму возможность создания людьми объединений. Гражданский кодекс РФ с учетом юридической силы стоит ниже основного закона, но как универсальный кодифицированный акт, регулирует наиболее общие отношения, связанные со всеми разновидностями лиц, как юридическими, так и физическими. Федеральный закон «О некоммерческих организациях», выступает в качестве специализированного акта, регулирующего правовой статус всей совокупности форм некоммерческих организаций. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», также являясь специальным законом, определяет признаки и особенности регулирования, характерные только для религиозных объединений.

Изначально, необходимо рассмотреть те признаки, которые присуще религиозным объединениям, как коллективным субъектам правоотношений.

Первым таким признаком является добросовестность, общее понимание которого определенно частью 2 статьи 30 Конституции РФ. Не допускается не только принуждение к вступлению в объединение, но и требование на пребывание в нем. [1]

Данный признак отражен и в содержании норм Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 123.26 «религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган». [2] Начало данного определения продублировано в норме статьи 6 Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Следовательно, признак добровольности также отражён и в специализированном законодательстве. [3]

В кодексе отражен не только признак добровольности, но и особенности организации общества, наличие местных и централизованных объединений. Выделяется такой признак как вера, а также способ её распространения. Можно говорить о таком признаке как наличие цели в распространении вероисповедания. В дальнейшем они будет рассмотрены в рамках более специализированных актов.

В качестве коллективного субъекта религиозные объединения, в частности такая форма как религиозные организации (п.2 ст.6 федерального закона от 26.09.1997 № 125–ФЗ), являются некоммерческими организациями. [4] Встает вопрос о том, в какие признаки некоммерческих организаций характерны для религиозных организаций. Согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского кодекса можно выделить следующие разновидности организаций:

1) Организации, основная цель которых состоит в извлечении прибыли

2) Организации, основная цель не состоит в извлечении прибыли, и которые не распределяют полученную прибыль между участниками данного общества.

Положение организаций, относящихся ко второму типу, конкретизируется пунктом 4 этой же статьи, который допускает осуществление данными организациями приносящей доход деятельности, если это предусмотрено их уставами и служит достижению целей установленных уставами организаций. Положения кодекса подтверждаются Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно статье 2, данного закона, некоммерческая организация — это «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

В качестве примера, который отобразит присутствие данного признака у религиозных организаций, можно привести деятельность Русской Православной Церкви. Согласно данным Федеральной налоговой службы в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы РПЦ составили 5,6 млрд. руб. [5] Единственный раз информация об источниках доходов прозвучала в 2000 году в интервью архиепископа Климента журналу «Коммерсантъ-Деньги». Их распределение отображено на диаграмме (рис.1):

Рис. 1

Протоиерей Всеволод Чаплин, руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества до декабря 2015 года, прокомментировал ситуацию следующим образом: «поступлений со стороны стало меньше, а отчисления епархий нередко занимают до половины денежных средств РПЦ». [5] Можно сослаться на пункт 2 статьи 24, Федерального закона «О некоммерческих организациях», который допускает осуществление предпринимательской деятельности, поскольку это служит достижению целей организации, учитывается также закрепление данной деятельности в уставе. В Главе XXI Устава Русской Православной Церкви «Имущество и средства», закреплены положения, согласно которым к имуществу церкви относятся доходы, получаемые от деятельности учреждений и предприятий РПЦ, направляемые на уставные цели Русской Православной Церкви (пункт «г»). В пункте «д» говорится об уже упомянутых епархиях и получаемых с них доходах [6]. Следовательно, доходы церкви как некоммерческой организации не противоречат современному законодательству РФ, хотя и возникает вопросы о порядке распределения данных средств на цели церкви.

Получение статистики относительно иных конфессий затруднительно, так как многие религиозные течения не имеют такого размаха религиозных обрядов и практик. Например, у мусульман магазины с религиозной литературой, символикой и иными товарами юридически обособлены от мечетей. А средства необходимые на обустройство, реконструкцию и строительство мечетей и культовых мест, собираются «с мира по нитке» путем использования средств краудфандинговых площадок в сети Internet, [7] либо на деньги, полученные от прихожан, меценатов. [8] Но в целом религиозные объединения стараются не публиковать информацию о своих доходах независимо от способов их получения. Что в рамках правового государства, можно рассматривать как реальную возможность нарушения законодательства, например путем привлечения доходов от незаконной деятельности.

Похожая ситуация происходит и в зарубежных странах. После скандала со строительством резиденции епископом Лимбургского собора, раскрывать свои финансовые показатели в Германии стали епархии Католической церкви. В 2010 году епархия оценила доходы в размере 5,5 млн. евро, через три года он вырос почти в два раза — до €9,85 млн. На данный момент бюджет епархий Римско-католической Церкви состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан [5]. Подобная практика присутствует в ряде европейских стран, например в Австрии, Дании, Швеции, Финляндии, Италии и др. Причем при такой системе налогообложения предусмотрена возможность отказа от уплаты налога, неразрывно связанная с процедурой отлучения от церкви. Подобный способ финансирования, позиционируется властями этих стран как способ обеспечения независимости церкви от государства. В России подобная практика отсутствует, при этом религиозные организации обладает льготами в сфере коммунальных услуг, налогообложения и упрощенным порядком финансовой отчетности.

Из этого следует, что значение при разграничении некоммерческих и коммерческих организаций имеет не столько факт получения прибыли, а та цель, на которую данная прибыль определена. Коммерческие организации нацелены на получение прибыли, которая в дальнейшем приходит к учредителям общества и направляется ими на удовлетворение собственных целей и потребностей. В то время некоммерческие организации также нуждаются в прибыли, но цель ее получения второстепенна. Она обязательно должна быть направлена на реализацию первоначальной цели, закрепленной в уставе. В отношении религиозных организаций, данной целью является совместное исповедование и распространение веры.

Вернёмся определению особых признаков религиозных объединений и рассмотрим положений Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Анализ данного акта и проблемы отделения конфессиональных объединений поднимался еще в начале 2000 годов. Например, А. Н. Садков не только рассматривал признаки, которые уже тогда были определены в Федеральном законе от 26.09.1997 N 125-ФЗ, но и излагал собственную позицию о том, что следует использовать при отграничении религиозных объединений от иных НКО. В данной публикации он указал: «ГК в качестве основной причины выделения религиозных и общественных организаций (объединений) из общего ряда некоммерческих организаций называет цель их деятельности — удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей» [9, С. 110]. Но в дальнейшем он отвергает примененное Гражданским кодексом разделение, указывая, что термин «духовные и иные нематериальные потребности» носит достаточно общий характер. Потребности духовного характера носят разносторонний характер, и удовлетворение их возможно со стороны различных организаций.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» статьей 6 устанавливает не только понятие религиозного объединения, но и основные признаки как обособленного вида организации граждан и иных лиц. Как уже было указано понятие схоже с тем, что устанавливается статьей 123.26 Гражданского кодекса РФ, но с учетом того, что закон является по отношению к Гражданскому кодексу актом специального регулирования, в определении конкретизируются признаки религиозного объединения [10]. В целях совместного исповедания и распространения веры реализованы следующие признаки:

1) Вероисповедание

2) Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

3) Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Относительно признака вероисповедания А. Н. Садков также считает, что тот излишне обобщен. Свою роль играет и то, что определение понятия «вера» как таковое отсутствует в законодательстве. Свое определение дал А. Н. Кокотов. Из него следует, что вера это: «сложное соединение интеллектуальных, морально-нравственных, волевых, чувственных императивов». [11, С. 21] Он отмечает, что данное определение применимо не столько в отношении веры религиозной, принимаемой определенной конфессий культом, сколько к вере обыденной.

По данной причине А. Н. Садков выдвинул позицию, согласно которой, основополагающим признаком религиозного объединения должно выступать наличие систематизированного вероучения. Этому способствует также то, что следующие два признака: совершение богослужений, обрядов и религиозное образование, которые строиться в первую очередь, на наличии системы установок и источников, определяющих основания вероучения. При этом признак обучения обозначается как «одно из слабых мест Федерального закона о свободе совести и религиозных объединений». Конкретно под рассмотрение попадает термин «последователь», который не обозначает конкретно лица являющихся участниками определенных объединений, либо людей, исповедующих определенную религию [9, С. 111].

Обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Часть 9 статьи 87 закона рассматривает вопросы получения теологического и религиозного образования. Конкретно в ней указано: «Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций» [12]. Указание на последователей отсутствует, что позволяет предположить, что данной нормой конкретизируются положения о «принципе образования» указанные в специализированном законе — ФЗ № 125. Так как законом «Об образовании в Российской Федерации» регулируются образование по иным программам, направлениям и курсам, вполне возможно, что закон регулирует отношения, которые относится к предмету регулирования иных сфер права. В том числе и те, которые характерны, являются определяющим признаком правового регулирования.

Наличие неоднозначности места, которое религиозное объединение занимает в системе некоммерческих организаций, а также наличие Закрепленного в Конституции права на объединение и свободу вероисповедания приводит к различным способам аргументации решений по делам, связанным с религиозными объединениями.

В Решении Верховного суда республики Крым от 13 сентября 2017 г. № 12–1049/2017 была рассмотрена жалоба гражданина Ш. А. Шпака. Он обжаловал решение суда первой инстанции в части отнесения организации, которую представлял гражданин к религиозному объединению [13]. По мнению заявителя, суд воспользовался лишь статьей 24.1 Федерального закона № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», используя приведенные там признаки, для определения общности граждан как религиозного объединения. Свою позицию заявитель обосновал тем, что на проводимых в жилом доме богослужениях, не осуществляется деятельность никакого религиозного объединения, не происходит распространение вероучения какого-либо религиозного объединения, не происходит вовлечение граждан в состав участников, в результате чего отсутствуют признаки миссионерской деятельности в понимании закона. Для обоснования того, что данное объединение является религиозной группой, суд использовал положения пункта первого и второго статьи 6 Федерального закона № 125. Особый интерес представляет то, что суд использовал факты осуществления миссионерской деятельности (листовки, обходы домов), для обоснования такого признака религиозного объединения как вероисповедание, а конкретно его совместное осуществление и распространение. Это позволило отклонить доводы стороны, о том, что в их деятельности отсутствуют признаки позволяющие, отнести их к религиозным объединениям.

Не редки случаи, когда признаки, уже закрепленные в законодательстве, предоставляют судам механизм, позволяющий решать вопросы соотнесения различных религиозных объединений. В приговоре Ленинского районного суда г. Уфы № 1–18/2017 1–298/2016 18/2017 от 10 мая 2017 г. признаки, закрепленные в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» были применены судом для сравнения двух религиозных организаций: «Орда» и «Ата-Жалы» [14]. Предметом анализа общих признаков выступили обряды, культовые практики и богослужения данных религиозных объединений. Это стало одним из оснований вынесения обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 239 Уголовного кодекса РФ.

Исходя из проведенного анализа законодательных источников, научных трудов теоретиков-цивилистов, деятельности и отчетности религиозных организаций в РФ и зарубежных странах, а также судебной практики, предлагается следующий перечень отличительных признаков религиозных объединений:

1) Наличие систематизированного вероучения.

2) Распространение вероучения и создание условий для его осуществления как основная цель.

3) Способы получения прибыли, отражающие особенности деятельности и вероисповедания организации.

4) Направление полученной прибыли на реализацию основной цели.

5) Наличие льготного статуса, особых способов финансирования, предоставляемых государством, характерных только для объединений, носящих религиозный характер.

6) Система образования, связанная с системой образования в РФ, при этом отражающая особенности вероисповедания организации.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // СЗ РФ 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 — ФЗ (ред. От 06.07.2016) «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
  4. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ 15.01.1996, N 3, ст. 145.
  5. РБК: https://www.rbc.ru Расследование РБК: на что живет церковь. URL:https://www.rbc.ru/investigation/society/24/02/2016/56c84fd49a7947ecbff1473d (дата обращения 09.03.2019)
  6. Устав Русской Православной Церкви принятый на Архиерейском Соборе 2000 г. (с изменениями принятыми на Архиерейских Соборах 2008, 2011, 2013, 2016 и 2017 гг.)// Официальный сайт московского патриархата: http://www.patriarchia.ru URL: http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/page2.html (дата обращения 09.03.2019)
  7. НalalStarter площадка для помощи проектам мусульман: https://halalstarter.com URL: https://halalstarter.com/ru/about (дата обращения 10.03.2019)
  8. РБК: https://www.rbc.ru Московскую мечеть реконструировали на деньги Керимова и Гуцериева. URL: https://www.rbc.ru/business/24/09/2015/5602f0dd9a7947153f0cffc6 (дата обращения 09.03.2019)
  9. Садков А. Н. Какую организацию считать религиозной? // Российский юридический журнал. 2004. № 4.
  10. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125 — ФЗ (ред. От 06.07.2016) «О свободе совести и религиозных объединениях» // СЗ РФ 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
  11. Кокотов. А. Н. Доверие и недоверие в российском праве. //Право и политика. 2004. № 7.
  12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ РФ 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
  13. Решение Верховного суда республики Крым № 12–1049/2017 от 13 сентября 2017 г.
  14. Приговор Ленинского районного суда г. Уфы № 1–18/2017 1–298/2016 18/2017 от 10 мая 2017 г. по делу № 1–18/2017.
Основные термины (генерируются автоматически): объединение, свобода совести, признак, религиозное объединение, Гражданский кодекс РФ, распространение веры, Гражданский кодекс, Российская Федерация, Русская Православная Церковь, совместное исповедание.


Задать вопрос