Государственный Музей искусств Узбекистана — один из первых художественных музеев Средней Азии, открытие которого состоялось ровно 100 лет назад, в 1918 г. За годы своего существования он стал одним из ведущих культурно-просветительских и научных центров страны.
Основой для создания Музея послужила коллекция Князя Н.К. Романова, в которую входили произведения живописи, графики и скульптуры русских и западноевропейских мастеров, мебель, изделия из фарфора, бронзы и другие предметы прикладного искусства.
Историю Музея с момента его основания и до сегодняшнего дня можно разделить на несколько периодов. В первый период (1918–1924 гг.), В те годы коллекция насчитывала около 500 единиц хранения. В свою очередь, первым директором стал художник-реставратор, работавший еще у самого князя, М. Вербов. В 1919 г. Музей возглавил уроженец Ферганы, замечательный живописец, сыгравший особую роль в формировании узбекского искусства XX в., Александр Волков.
Начальный период деятельности Музея был ознаменован первыми пополнениями фондов за счет поступлений произведений искусства в дар от различных Музеев и государственных Музейных фондов Москвы и Санкт-Петербурга. Коллекция русской живописи обогатилась в те годы такими замечательными произведениями, как «Портрет Оболенской» В. Тропинина, «Вид Везувия с моря» А. Боголюбова, «Версальский парк» А. Бенуа, «Финская девушка» А. Головина, «Портрет дамы в голубом» К. Гуна, «Бегство Григория Отрепьева» Г. Мясоедова, «Школа в Каире» К. Маковского, «Розы» К. Коровина, «Стволы деревьев» И. Левитана, «Цветы и фрукты» И. Машкова, «Портрет дочери» И. Репина, а также произведениями художников русского авангарда — К. Малевича, В. Кандинского, Л. Поповой, И. Клюн, Г. Стенберга и других. Одновременно проводились закупки у частных коллекционеров. Так были приобретены картины неизвестного художника брюлловской школы «Итальянки у колодца», «Спящие итальянки», полотно «Крестьянский двор» М. Маркичева.
С 1929 по 1934 гг. Музей находился на консервации. Лишь в 1935 г. он вновь открылся для широкой публики, уже в стенах подготовленного для экспозиционных целей бывшего здания фабрики-кухни. В эти годы он именуется «Узбекистанский Музей искусств».
Во второй период деятельности (1935–1941 гг.) профиль Музея окончательно определился. Было принято решение, что основная роль в формировании его фондов будет принадлежать узбекскому национальному искусству. В этой связи остро встал вопрос о собирательской работе и комплектовании этой части коллекции.
Собирательская работа началась с посещений научными сотрудниками базаров старого Ташкента, где продавались художественные изделия народных мастеров. Научные экспедиции в различные регионы Узбекистана позволили собрать шедевры архитектурного декора, вышивку, чеканные изделия, рукописные книги. В результате стало возможным создание постоянной экспозиции народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана.
Первая научная экспедиция была организована в 1935 г. в составе архитектора С.П. Полупанова и фотографа Музея И.П. Завалина. Ее задачей стало изучение памятников узбекской архитектуры, в которых нашли широкое применение разнообразные виды народного искусства, например, резьба по ганчу и дереву. С 1935 по 1939 гг. экспедиции охватили все районы Узбекистана. Их участниками были такие известные специалисты, как народный мастер А. Абдумажитов, выдающийся ученый, исследователь культуры народов Средней Азии, этнограф и востоковед проф. М.С. Андреев и многие другие. Андреев проработал в Музее в должности консультанта по искусству народов Средней Азии с 1934 по 1940-е гг. и внес большой вклад в формирование и изучение его фондов.
Новые поступления предопределили структурное деление Музея. Наряду с фондами были организованы два основных научных отдела — «восточный», в состав которого, помимо народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана и археологического материала, входили немногочисленные экспонаты из Ирана, Китая, Японии, и «западный», который включал в себя произведения западноевропейского и русского искусства.
В те же годы было положено начало формированию Отдела изобразительного искусства Узбекистана.
Начиная с 1932 г., в Музее стали устраивать республиканские художественные выставки. Лучшие произведения, приобретенные Музеем, вошли в его золотой фонд. К ним относятся картины З. Ковалевской «В ложе», О. Татевосяна «Каттакурганское водохранилище», полотна П. Бенькова, В. Уфимцева, В. Кайдалова и другие, которые до сих пор занимают достойное место в экспозиции.
В годы Второй мировой войны активная деятельность Музея была приостановлена. Главной задачей тех лет стало сохранить драгоценные коллекции. И эта задача, несмотря на сложнейшие условия, была решена сотрудниками Музея блестяще.
В послевоенный период Музей открыл новую страницу своей деятельности, переехав в новое здание, первоначально предназначавшееся для биржи, в районе бывшего сквера им. Кафанова (1948 г.). Дирекция приложила немало усилий, чтобы приспособить его для музейных целей и развернуть экспозицию. Тщательно проработанная выставочная идея, построенная на принципах историзма, явилась свидетельством зрелости научного коллектива. Прежде всего, это относится к экспозиции русского искусства, которая в те годы значительно пополнилась произведениями выдающихся русских художников. Среди них можно отметить пейзажи А. Васнецова, М. Врубеля, И. Левитана, И. Шишкина, жанровые полотна В. Верещагина, Б. Кустодиева, В. Маковского, портрет И. Репина, рисунки В. Маковского и Н. Ярошенко и др.
До 1956 г. Музей возглавляла молодая талантливая художница Шамсрой Хасанова, прошедшая путь от экскурсовода до руководителя, понимающая высокое предназначение Музея как сокровищницы изобразительного искусства и храма культуры.
Ввиду отсутствия необходимых условий для более масштабного разворачивания экспозиции во временно предоставленном помещении, все внимание было сосредоточено на укомплектовании фондов. Если период 1935–1941 гг. был собирательским, то 1945–1952 гг. можно определить как время научной инвентаризации и изучения экспонатов. К этой работе были привлечены известные специалисты-этнографы: М.А. Бикжанова (ей была поручена работа с коллекцией ювелирных изделий); П.А. Гончарова (золотое шитье); В.С. Затворницкая (медная чеканка); В.Г. Мошкова (ковры); А.С. Морозова (керамика); А.К. Писарчик (вышивка и ткани). В этот период коллекция западноевропейского искусства также обогатилась новыми произведениями живописи и графики. Экспозицию украсили картины Пьетро делла Веккья, А. Маньяско, Л. Шенбергера, Г. Кауфмана, Г. Антониссена, К. Сафтлевена, А. Сильвестра, Г. Робера и других. Эрмитаж и Государственный Музей изобразительных искусств им. Пушкина передали Ташкентскому музею коллекцию гравюр Луки Лейденского, А. Дюрера, Калло, М. Шопенгауэра. Данная часть экспозиции настолько полно представляла основные художественные школы и имена мастеров западноевропейского искусства, что позволяла проводить научные экскурсии по искусству итальянского Возрождения, французскому классицизму, фламандскому и голландскому искусству.
Большой полнотой и разнообразием отличалась экспозиция современного искусства Узбекистана, в которую вошли картины художников старшего поколения, сыгравших определяющую роль в развитии изобразительного искусства республики. К ним принадлежат П.П. Беньков, А.Н. Волков, Н.В. Кашина, З.М. Ковалевская, А.В. Николаев, О.К. Татевосян, В.И. Уфимцев и др.
Среднее поколение художников было представлено картинами крупнейшего мастера пейзажа У. Тансыкбаева. Отдельный зал демонстрировал творчество художников младшего поколения. Здесь можно было увидеть полные национального своеобразия тематические картины Р. Ахмедова, В. Жмакина, В. Ковинина, А. Кривоноса, Н. Кузыбаева, М. Саидова, Г. Улько, портретистов А. Абдуллаева, Ю. Елизарова, Т. Оганесова, пейзажиста Р. Тимурова, Ч. Ахмарова.
Большое внимание Музей уделял экспозиции народного искусства. Витрины с каждым его видом наряду с довоенным материалом включали произведения современных мастеров. Так, в залах Музея можно было увидеть работы резчиков по ганчу Ш. Мурадова, Т. Асланкулова, К. Джалиловых, резчиков по дереву С. Ходжаева, М. Касымова, К. Хайдарова, мастеров росписи по дереву А. Касымджанова, Я. Рауфова, Т. Тахтаходжаева, Д. Хакимова, мастера музыкальных инструментов У. Зуфарова, набойщика Х. Рахимова, вышивальщицы Ф. Саидалиевой.
Наряду с постоянной экспозицией Музей устраивал временные выставки, посвященные юбилейным датам или демонстрирующие отдельные его коллекции. Популярной формой работы стала организация передвижных выставок. Так, в 1955 г. «Выставка произведений художников Узбекистана» была провезена по городам Ферганской долины.
В Музее проводилась и широкая научно-популяризаторская работа: организовывались экскурсии, читались лекции по актуальным темам изобразительного искусства, работали искусствоведческие кружки, проводились творческие встречи с художниками. Многогранная деятельность сделала Музей ведущим культурным центром республики.
В эти годы в связи с расширением международных связей Музей уделял особое внимание искусству зарубежного Востока. Существенно пополнились коллекции китайского, японского искусства. Одна лишь индийская коллекция, первоначально насчитывающая всего 35 экспонатов, в 1957 г. пополнилась 550 изделиями современных индийских мастеров того времени. В том же году из Государственного академического Большого театра оперы и балета имени А. Навои Музею была передана резная художественная мебель Бирмы. В 1960 г. посольство Корейской Республики передало музею 92 художественных предмета, выполненных мастерами современного корейского искусства.
Говоря об экспонатах, представляющих искусство зарубежного Востока, нельзя не вспомнить имя Марии Ивановны Моложатовой, китаиста, которая долгое время прожила в этой стране в эмиграции, работала научным сотрудником Шанхайского музея, блестяще знала китайский язык. Вернувшись, она выбрала местом жительства Ташкент, долгое время работала в Музее, читала лекции по истории и культуре Китая.
После землетрясения 1966 г. Музей был вынужден временно разместиться в здании Дирекции художественных выставок и панорам. Его экспозиция была развернута в пяти залах, представляющих русское, западноевропейское искусство, декоративно-прикладное и изобразительное искусство Узбекистана. Остальные фондовые коллекции до 1973 г. находились в селении Дурмен, в 20 км от Ташкента.
В 1974 г. в жизни Музея произошло историческое событие. В самом центре Ташкента для него было построено новое здание, выполненное в современном стиле, в виде застекленного со всех сторон куба. Для размещения фондовых хранилищ и машинной части были предназначены подвальные помещения. Цокольный этаж заняли лекционный зал, фойе с гардеробом, художественный салон. Из фойе зрители попадали во внутренний дворик с верхним светом, где были размещены образцы архитектурного декора Узбекистана. Отсюда по мраморным ступеням посетители и сегодня могут подняться на второй, третий и четвертый этажи, где расположены 56 залов с основными экспозициями.
Торжественное открытие Музея в новом здании состоялось 30 апреля 1974 г. По сей день Музей продолжает работу в этом здании. Посетители могут ознакомиться с прекрасными произведениями древности, декоративно-прикладным искусством разных стран, работами русских и западноевропейских художников. Работы мастеров кисти Узбекистана раскрывают историю становления и развития изобразительного искусства республики. Среди них — работы таких известных художников, как Дж. Умарбеков, Б. Джалалов, А. Мирзаев, Д. Рузыбаев, А. Нур, М. Исанов, А. Турдыев. Полотна художников демонстрируют основные тенденции в искусстве Узбекистана 1990-х гг.
С обретением Республикой независимости перед Музеем встали новые задачи. В ближайшие годы планируются его полная реконструкция и строительство новых, дополнительных выставочных залов. 3 августа 2017 г. Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев на встрече с творческой интеллигенцией Узбекистана подчеркнул, что с 2018 г. музеям Узбекистана будут выделены необходимые средства для дальнейшей закупочной деятельности. Позиция Президента нашей республики позволяет понять, какое пристальное внимание наше государство оказывает вопросам развития музеев.
Как ведущее культурное учреждение, Музей по-прежнему притягивает к себе людей разных поколений и профессий, жителей и гостей республики. Особенно радует, когда к нам приходят представители молодого поколения. Именно им предстоит строить будущее страны, и главным и непременным условием для этого является знание национальной и мировой художественной культуры.
Ныне в Музее более чем 100000 бесценных образцов живописи, скульптуры, произведениями народного декоративно-прикладного искусства, а также нумизматическая, археологическая коллекции. Структура фондов Музея включает в себя отделы: Изобразительного искусства Узбекистана; Народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана; Археологии Узбекистана; Русского, западноевропейского искусства и искусства зарубежного Востока.
Современность предъявляет к музеям требование не только регистрировать памятники прошлого, но и активно использовать их для создания культурного имиджа страны, для образования молодого поколения, стимулирования его творческого потенциала. Государственный Музей искусств Узбекистана, как является одним из самых посещаемых музеев в республике, успешно справляется с этой задачей. Ежегодно его двери распахиваются перед тысячами посетителей. Музей вносит большой вклад в развитие духовной культуры нашей страны, знакомя общественность с шедеврами мирового и национального художественного наследия.
Литература:
- А.М.Миронов. Художественный музей в Ташкенте. — Ташкент, 1929.
- Государственный музей искусств Узбекской СССР. — Ташкент, 1956.
- Русской искусство XV- начало XX вв. (путеводитель). — Ташкент, 1960.
- С.М.Круковская. Национальное достояние искусства Узбекистана. — Ташкент, 1960.
- Государственный музей искусств Узбекской СССР. — Ташкент, 1964.
- С.М. Круковская. В мире сокровищ. — Ташкент, 1964.
- Государственный музей искусствв Узбекистана. Каталог. — Ташкент, 2004.
- К. Акилова, В. Файзиева. Государственный музей искусств Узбекистана. — Ташкент, 2019.