Ключевые слова: педагогическое образование, система образования, подготовка кадров.
Одно из ключевых мест в формировании современной конкурентоспособной нации занимает система образования. За последние годы в результате повышения индекса человеческого развития (ИЧР) Казахстан в соответствующем рейтинге стран продвинулся на 20 позиций вверх и опережает все страны СНГ, кроме России и Беларуси [1].
Вместе с тем, в системе образования еще остаются не решенные проблем, как доставшихся нам в наследство от советской образовательной системы, так и «приобретенные» в годы перестройки и экономического кризиса. Динамичное развитие страны в области формирования образованной и конкурентоспособной личности призвана была обеспечить Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2016–2019 годы. Сейчас данная прошграмма завершается, пришло время подвести некоторые ее итоги.
Одна из главных проблем системы образования — достижение международного уровня подготовки специалистов и интеграция в мировую научно-образовательную систему, решение ее невозможно без существенного повышения престижа педагога, престижа образовательной деятельности в целом. Действительно, педагог — ключевая фигура реформ, без его активной, компетентной и целенаправленной работы любые финансовые и ресурсные преобразования не будут иметь успеха.
Именно поэтому, внимание, уделенное Министерством образования и науки вопросам повышения престижа педагогической работы, вполне закономерно. С одной стороны — это повышение оплаты работы педагогов, с другой — усиление требований к ним.
Сегодня из 80 вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, в 70 вузах функционируют педагогические кафедры. В настоящее время контингент студентов на педагогических специальностях составляет 136 818 тыс. чел. в том числе, на бакалавриате — 130 209. Из них лишь 23 758 чел., т. е. 18,2 % — по госзаказу. Из 6 203 обучающихся в магистратуре по госзаказу обучается 2 838 чел. (45,7 %), из 406 докторантов по госзаказу обучается 284 чел. (69 %) [2].
С 2011 года подготовка кадров осуществляется по типовым учебным планам с учетом обновленного содержания среднего образования, предусматривающие дисциплины: «Критериальное оценивание — новый подход в преподавании обучения», «Технология критериального оценивания», «Современные технологии критериальной оценки обучения» и др.
В 2016 году для преподавания на педагогических специальностях в 11 вузов были приглашены 23 иностранных специалистов. Также осуществляется подготовка педагогов с учетом специфики малокомплектных школ по специальностям: «Химия-Биология», «Математика-Физика», «Математика-Информатика», «Физика-Информатика», «География-История», «История-Религиоведение» [3, с.239–240].
Вместе с тем, в отрасли наблюдается целый ряд системных проблем, не решенных до сих пор. Во-первых, для системы педагогического образования, как, впрочем, и для высшего профессионального образования в целом, характерно преобладание традиционной информационно-предметной, когнитивной подготовки кадров и низкая степень практико-ориентированного обучения.
Во-вторых, актуальной для казахстанской системы педагогического образования остается проблема некачественного отбора абитуриентов. На образовательные программы по педагогическим направлениям поступают далеко не самые лучшие абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники. Исследование PISA-2015 свидетельствует о том, что лишь 5,4 % 15-летних казахстанских обучающихся желают выбрать профессию учителя в качестве карьеры. При этом учителями планируют стать не самые способные ученики. Анализ разницы по уровню знаний в математике, чтении и естествознании между учениками, которые хотят стать учителями, и теми, кто желает выбрать другую профессию, свидетельствует о том, первые отстают почти на год обучения от своих сверстников, которые выбирают другие профессии [4, с.8].
В-третьих, наблюдаются серьезные проблемы в системе подготовки научных кадров. Снижается уровень развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования. Наука в педагогических вузах нуждается в глубоких эмпирических исследованиях, основанных на эксперименте. Анализ данных Web of Science Core Collection (далее WoSCC) показывает, что доля публикаций в рецензируемых международных журналах казахстанских ученых в области социальных наук (включая педагогические исследования) ежегодно сокращаются — 315 (14,7 %) в 2015 году, 367 (12,5 %) в 2016 году и 247 (9,9 %) в 2017 году, при том, что в мире эта доля выросла с 10,9 % до 11 % за то же время [5, с.13–14]. Из 9 казахстанских журналов, включенных в Emerging Sources Citation Index (ESCI), нет ни одного, публикующего исследования в области социальных наук, включая педагогику [5, с.15].
В-четвертых, наблюдается тенденция старения и недостаточного обновления состава педагогических кадров страны. Средний возраст казахстанского педагога — 41 год. Большая часть педагогов страны (65 %) старше 34 лет. 34 439 (12 %) педагогов находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте [4, с.9]. Особенно остро эта ситуация проявляется в системе ТиПО, где за последние три года наблюдается рост количества инженерно-педагогических работников старше 55 лет и пенсионного возраста на 3,5 % [3, с.233].
В-пятых, для системы образования характерным является гендерный дисбаланс. В системе дошкольного образования доля женщин среди работников составляет 97 %, в системе общего среднего — 80,3 %, высшего — 64,4 % [3, с.213, 221, 237]. Среди абитуриентов, поступающих на образовательные программы педагогической направленности в 2017 г. из 39 181 абитуриентов, принятых 27669 девушки, или 71 % [3, с.237].
В Казахстане не созданы независимые сертификационные органы для выпускников педагогических специальностей, отсутствуют необходимые специалисты в этой новой для страны области, нет инструментов сертификации, не разработаны процедуры. Педагогические вузы так и не доказали международную конкурентоспособность своих программ через участие в мировых рейтингах по предметным направлениям. Ни один из специализированных педагогических вузов не входит в топ-группы мировых университетских рейтингов.
Несмотря на высокую общественную значимость подготовки педагогических кадров для группы вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, для них не разработаны целевые показатели эффективности. Это размывает ответственность высших учебных заведений, не способствует их стратегическому развитию.
Аккредитация педагогических вузов должна иметь свою специфику. В частности, чтобы получить аккредитацию программ или вуза, аккредитационное агентство должно оценить, действительно ли выпускники влияют на повышение успеваемости в классах. Остро необходима аккредитация провайдеров курсов повышения квалификации и их программ. Пришло время картирования деятельности всех провайдеров в этой области.
Следует предусмотреть «боковой» вход в профессию, как это происходит в международной практике через программу PGCE (Профессиональный сертификат в области образования). Специалисты, имеющие предметную подготовку по дисциплинам, после непродолжительного обучения по психолого-педагогическим дисциплинам и профессиональной практики могли бы получить возможность работать учителями.
В целом, рассуждать о целесообразности сохранения традиционной или внедрения новой модели подготовки педагогических кадров уже не стоит, необходимость коренного реформирования в данной сфере не вызывает сомнений. Вопрос только в том, чтобы данный процесс был менее болезненным и позволил сохранить имеющийся в регионах научно-образовательный потенциал, а в перспективе и усилить его в контексте инновационного развития как Республики Казахстан в целом, так и ее регионов в частности.
Литература:
1. Казахстан вошел в список стран ООН с очень высоким уровнем человеческого развития // Закон.кз. URL: https://www.zakon.kz/4937291-kazahstan-voshel-v-spisok-stran-oon-s.html (дата обращения: 11.03.2019)
- Статистика и аналитика// Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан. URL: http://edu.gov.kz/ru/statistika-i-analitika/list.php?SECTION_ID=34 (дата обращения: 11.03.2019)
- Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2017 года): Е.Нурланов, М.Аманғазы, Г.Ногайбаева, А.Ахметжанова, Г.Карбаева, М.Даулиев, Е.Коротких, Д.Абдрашева, М.Шакенова, А.Дуйсенгали, Н.Касымбекова. -Астана: АО«ИАЦ», 2018.-434с.
- Аналитический отчет «Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней?»: Ирсалиев С. А., Камзолдаев М. Б., Ташибаева Д. Н., Копеева А. Т. — Астана: Общественное объединение «Центр анализа и стратегии «Белес», 2019. — 126 с.
- Национальный доклад по науке. — Астана; Алматы, 2018. — 120 с.