Современная миграционная политика и её влияние на положение иностранных мигрантов в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 18.03.2019

Статья просмотрена: 1361 раз

Библиографическое описание:

Негреба, Л. С. Современная миграционная политика и её влияние на положение иностранных мигрантов в Российской Федерации / Л. С. Негреба. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57202/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: иммиграция, незаконная миграция, миграционные потоки, иностранные граждане и лица без гражданства, миграционная безопасность, миграционная политика.

Россия была и остаётся центром притяжения для граждан стран бывшего СССР: если в России экономическая ситуация ухудшается, то у ближайших соседей она ухудшается автоматически — еще с более плачевными последствиями, что заставляет её жителей, ʙ поисках благоприятной жизни, мигрировать ʙ Россию.

Отечественный и зарубежный опыт регулирования миграционных процессов, свидетельствует о том, что формирование и реализация миграционной политики, не должны сводиться к банальному манипулированию от ужесточения к либерализации и обратно. Очевидно и то, что опыт эффективного управления потоками внешней миграции свидетельствует о том, что эта сфера деятельности государства должна, прежде всего, основывается на интересах национальной безопасности [5].

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту — МВД России) ʙ 2018 году ʙ России зарегистрировано 17 764 489 фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 13 % больше, чем за аналогичны период прошлого года (далее — АППГ), а это — 15 710 227.

По состоянию на 1 января 2019 года на территории Российской Федерации постоянно проживают 1 143 462 иностранных граждан и лиц без гражданства, что составляет примерно 0,78 % от общей численности населения России, из них 512 852 — по разрешениям на временное проживание, 630 610 — по видам на жительство.

Всего в визовом порядке в 2018 году на территорию России прибыло 327 402 человека и оформлено 508 273 приглашения иностранным гражданам и лицам без гражданства. В сравнении с аналогичным периодом 2017 года наблюдается прирост иностранных граждан и лиц без гражданства на 3,97 % (АППГ — 314 910), и на 5,06 % (АППГ — 483 803) соответственно [6].

Базовыми» законами, ʙ действующем законодательстве России, непосредственно устанавливающие правовой статус иностранных граждан и регулирующие порядок их пребывания на территории России являются Федеральные законы от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «Օ миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства ʙ Российской Федерации», а также иные нормативно правовые акты.

По статистическим данным МВД России количество иностранных граждан и лиц без гражданства ʙ России увеличивается с каждым годом и многие сферы нашего общества уже не могут существовать без их участия. Так давайте рассмотрим ʙ чем плюсы и минусы миграционных потоков ʙ Россию.

Миграционный поток иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России несет ʙ себе много положительных сторон таких как:

– ʙ первую очередь увеличивается численности населения, ʙ том числе и молодого. За последние десятилетия общемировой возрастной анализ показывает положительную динамику старения населения, ʙ том числе и ʙ России, то есть идет сокращение трудоспособного населения. И решение данной проблемы — это привлечение рабочей силы из пределов страны. Большая часть иностранных граждан — это люди среднего возраста, которые создают семьи, рожают детей, тем самым увеличивая численность населения;

– многие мигранты приезжают ʙ Россию на заработки, заполняя вакансии низкоквалифицированных и мало востребованных профессий у россиян, чем помогают поддерживать положительную экономику не только у предпринимателей, но и страны ʙ целом. В 2018 году всего было оформлено 130 136 разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, ʙ том числе 28 183 высококвалифицированным специалистам и 20 145 квалифицированным специалистам. Также ʙ 2018 году иностранным гражданам и лицам без гражданства для осуществления трудовой деятельности оформлен 1 671 706 патент [6];

– большая часть мигрантов работает не официально, по устной договоренности, получая так называемую «черную зарплату» или «зарплату ʙ конверте», и часто недополучают оговоренную сумму у недобросовестных работодателей. Как итог, данное обстоятельство положительно сказывается на ценах на товары и услуги для малоимущих слоев населения.

Кроме положительных сторон иностранной трудовой миграции ʙ России, есть и отрицательные стороны, которые зачастую намного плачевнее, и несут ʙ себе более значимые последствия, чем положительные.

Очевидно, что одной из причин миграции, является создание семей. Так, знакомясь по средствам социальных сетей Интернет, люди переезжают из одной страны ʙ другую, создавая межнациональные браки. Любое межрасовое смешение вносит серьезный сбой в здоровье и наследственность будущего потомства. Ведь гены от разных наций смешиваются, и как результат могут объединяться в неблагоприятную комбинацию. Также факт смешения наций может привести к видовому единству всего человеческого рода, или к исчезновению какого-нибудь малочисленного народа или мелкой ветви крупной расы.

Как уже упоминалось ранее, большая часть мигрантов приезжает ʙ Россию на заработки, работая неофициально и получая «черную зарплату». Минус заключается ʙ том, что, работая неофициально, не идут отчисления от заработной платы в бюджет страны, в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Тем самым государство недополучает значительную сумму денежных средств ʙ бюджет страны. Работая официально, из заработной платы сотрудника, отчисляют 37 %, где 13 % — НДС, 22 % — ПФР, 2 % — ФСС (НСС).

Известно, что, получив доход, мигранты значительную сумму денег отправляют ʙ другую страну своим семьям. Таким образом, происходит отток денежных средств из страны, что негативно влияет на экономику страны.

Часто ʙ погоне за приобретением гражданства Российской Федерации мигранты, при отсутствии возможности оформить все документы официальным путем, прибегают к незаконным действиям. Такие действия заключаются ʙ даче денег собственнику жилого помещения, чтоб тот дал согласие на регистрацию, без вселения, так называемую — «фиктивную регистрацию», ʙ покупке экзамена по русскому языку, ʙ предоставлении «поддельных документов», ʙ заключении фиктивных браков и во многом другом. Данные обстоятельство повышают общий уровень преступности ʙ стране, ведь при возникновении спроса рождается предложение. Вместе с тем, покупая экзамены по русскому языку, гражданами России становятся люди, которые не только писать, но и зачастую говорить по-русски не могут, это увеличивает число неграмотных слоев населения.

Находясь ʙ условиях, непривычных для их жизни, мигранты сталкиваются с естественными социально-бытовыми и психологическими трудностями, которые отрицательно влияют на поведение этих лиц в новой социальной среде и толкают на совершение ими противозаконных поступков. По таким же причинам и сами мигранты зачастую становятся объектами преступных посягательств. Об этом неоднократно упоминает ʙ своих работах доктор юридических наук, профессор И. В. Никитенко [3].

Нередки случаи, когда мигранты выступают в качестве курьеров для поставки в Россию наркотиков и новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Кроме того, по-прежнему выявляются многочисленные факты использования труда нелегальных мигрантов в производстве контрафактной продукции. Прежде всего речь идёт о деятельности подпольных цехов по изготовлению товаров лёгкой промышленности.

В 2018 году по данным сайта МВД России иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 38 598 преступлений, что составляет 3,5 % от общего числа расследованных преступлений и зарегистрировано 15 816 преступлений ʙ отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, это 0,8 % от общего числа зарегистрированных преступлений [6].

Наиболее негативной стороной миграции ʙ Россию является то, что большой процент мигрантов приезжает из стран с мусульманским вероисповеданием, откуда везут свою культуру и идеологию. Главную угрозу не только России, но и другим странам несет ʙ себе радикальный ислам. Целью исламистов является внести хаос ʙ выбранный район, а затем и в страну ʙ целом, рассеять панику среди мирного населения. Количество жертв для них не имеет значение. Для реализации своих замыслов, они выбирают наиболее людные места. Одно из последних громких террористических актов было 19 мая 2018 года ʙ г. Грозном, где пятеро боевиков вооружившись, напали на церковь с целью захвата заложников, однако они были остановлены сотрудниками полиции и спецназа. В результате перестрелки погиб один прихожанин и двое полицейских, трое получили ранения.

Кроме того, такие мигранты создают террористические группировки, вербуют ʙ свои ряды граждан других вероисповеданий, навязывая им свою идеологию и привлекая к совершению преступлений.

Большинство граждан России против въезда мигрантов на территорию России, считая, что они увеличивают уровень преступности ʙ стране и создают конкуренцию на рынке труда.

Вместе с тем политика России не направлена на сокращение численности мигрантов, а ведет свою деятельность по минимизации негативных последствий нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

31 октября 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан новый Указ № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы».

Данная Концепция разработана с учетом Стратегии национальной и общественной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации и прочими Стратегиями, направленными на благополучие нашей страны [2].

Кроме государственных структур, исследованиями ʙ вопросах миграционной безопасности ʙ настоящее время также заняты множество специалистов и ученых, ʙ частности, профессор И. В. Никитенко ʙ своей статье излагает основные результаты исследования проблем обеспечения миграционной безопасности государства и представляет свою авторскую концепцию миграционной безопасности [4].

Концепция, подписанная Президентом России, задает дальнейшее направление деятельности ʙ сфере миграции на предстоящие года.

Работа ʙ данной сфере никогда не прекращалась и всегда была направлена на сокращение преступности ʙ миграции и ʙ частности на сокращение преступлений, совершенных самими мигрантами.

За прошедшие года проделана немалая работа по сокращению негативного влияния пребывания мигрантов ʙ России.

Так, 30 июля 2017 года Президентом Российской Федерации подписан закон, согласно которому при вступлении в гражданство Российской Федерации человек должен принести присягу.

Процедура принятия присяги при вступлении в гражданство России стала торжественной церемонией, с государственными символами на фоне, и в присутствии представителей власти.

Целью присяги на гражданство России и такой публичности процедуры получения гражданства — это подтверждение человеком желания стать гражданином России, а также более осознанного и публичного понимания получателем правильного отношения к российскому гражданству и уважению законов и обычаев нашей страны.

Одним из позитивных достижений стало внедрение специальной автоматизированной информационной системы, которая позволила «дистанционно» закрывать въезд на территорию России лицам, нарушившим российское законодательство.

За прошедший 2018 год направлено 253 581 представление օ неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда ʙ Российскую Федерацию.

Выявляемость фактов и раскрываемость дел по фиктивной регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ ʙ 2018 году составила 97,8 %, а по фиктивной постановке на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ — 97,1 %.

Кроме этого, сотрудниками органов внутренних дел совместно с органами безопасности на постоянной основе проводятся оперативно-разыскные и профилактические мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму. Как результат ʙ 2018 году наблюдается снижение зарегистрированных преступлений террористического характера и экстремистской направленности на 10,3 % и на 16,8 % соответственно, а количество террористических актов ʙ России снизилось на 16,2 %.

Приведённые показатели служебной деятельности во многом свидетельствуют օ повышении эффективности проводимой политики России ʙ сфере миграции. Однако следует признать и то, что проблемы в этой сфере деятельности государства, и сегодня не утратили актуальность.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 июля 2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Информационно-правовая система «ГАРАНТ»;
  2. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы [Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622] // Информационно-правовая система «ГАРАНТ»;
  3. Никитенко И. В. Миграционная преступность в азиатской части России: Монография / И. В. Никитенко — М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014. — 162 с.;
  4. Никитенко И. В. «Миграционная безопасность азиатской части России: частная парадигма криминологического исследования» Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 4 (29). С. 71–77;

5. Никитенко, И. В. Миграционная политика современной России: проблемы законодательства и практики его применения // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. — № 2 (35), 2016. — Хабаровск. С. 64–69;

  1. Официальный сайт МВД России (https://мвд.рф).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, гражданин, лицо, территория России, гражданство, жилое помещение, мигрант, миграционная безопасность, РФ.


Похожие статьи

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов

Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Применение инновационных технологий в управлении миграцией в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Проблемы миграции в странах Европы

В данной статье охарактеризованы современные проблемы миграции иностранных граждан, в страны Европы начиная с 2015 года, в связи, с чем рассмотрены перспективы и пути разрешения миграционного кризиса.

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России

В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграции в рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Похожие статьи

Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

Рассматривается современное состояние и проблемы миграционного законодательства, предлагается вариант устранения имеющихся недостатков правового регулирования.

Об особенностях правового статуса иностранных граждан в России в контексте миграционных процессов

Статья посвящена особенностям правового статуса иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Применение инновационных технологий в управлении миграцией в Российской Федерации

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Проблемы миграции в странах Европы

В данной статье охарактеризованы современные проблемы миграции иностранных граждан, в страны Европы начиная с 2015 года, в связи, с чем рассмотрены перспективы и пути разрешения миграционного кризиса.

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной политики России

В статье проанализированы некоторые проблемы международной миграции в рамках СНГ и организация миграционной политики РФ.

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Задать вопрос